Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Структура и опознаваемость


Структура и опознаваемость

При анализе образ окружения может быть расчленен на три компонента — опознаваемость, структуру и значение, хотя следует помнить, что в действительности все эти компоненты проявляются одновременно. Для «работающего» образа необходима, во-первых, опознаваемость объекта, предполагающая различение его среди других. Во-вторых, образ должен включать в себя пространственную или формальную соотнесенность объекта с наблюдателем и другими объектами. В-третьих, объект должен иметь какое-то практическое или эмоциональное значение для наблюдателя. Значение — тоже связь, но совсем иной природы, чем пространственная или формальная.

Так, образ, необходимый для того, чтобы выйти откуда-то, предполагает распознание двери как определенной сущности, ее пространственной соотнесенности с наблюдателем и ее значения как проема наружу. Конечно, все это неразделимо: визуальное опознавание дьери сопряжено с ее интерпретацией в роли двери. Однако допустимо анализировать дверь в категориях опознаваемости ее формы и определенности ее местонахождения, как если бы и то и другое предваряли установление ее значения.

Такие аналитические действия, наверное, бессмысленны в отношении двери, но отнюдь не бессмысленны в процессе исследования городского окружения. Прежде всего, вопрос значения в городе весьма пален от простоты. Менее вероятно, что значения групповых образцов согласуются на этом уровне, а не в восприятии сущностей и взаимоотношений. Более того, манипуляция предметами гораздо меньше влияет на значение, чем на два других компонента образа. Если наша задача — строить города так, чтобы они доставляли удовольствие массам людей с весьма различным характером (да еще такие города, чтобы они были способны удовлетворять будущие потребности), быть может, самое разумное — сосредоточиться на предметной ясности образа, предоставив значению формироваться без нашего прямого вмешательства. Образ, который несет силуэт Манхаттана, может означать жизненную силу, мощь, упадок, тайну, переуплотненность, величие или что-то другое, но в любом случае его резкая очерченность и уточняет, и усиливает значение. Весьма различны могут быть индивидуальные значения города, даже если его формы обладают такой легкой усвояемостью, что представляется возможным отделить значение от формы, по крайней мере на первой стадии анализа. Таким образом, наше исследование сосредоточится на опознаваемости и структуре образов города.

Если образ должен служить ориентации в обжитом пространстве, он должен обладать определенными качествами. Он должен быть достаточным, верным в прагматическом смысле, т.е. давать индивиду возможность действовать в желаемых пределах окружения. Карта, точная или не очень, должна быть настолько удовлетворительна, чтобы с ее помощью можно было добраться в желаемый пункт. Она должна быть читаемой, т.е. достаточно ясной и обобщенной, чтобы экономить интеллектуальные усилия. Она должна быть надежной — содержать некоторую избыточность «ключей», чтобы облегчить различные действия и свести к минимуму риск ошибки. Желательно также, чтобы образ обладал открытостью, способностью вместить в себя изменения, давая возможность продолжать исследование и упорядочивать действительность, — карте нужны широкие пустые поля, на которых можно продолжить рисунок. Разумеется, сравнительная важность этих критериев «хорошего» образа у разных людей различна: один предпочтет экономную и надежную систему, другой — открытую и общепонятную.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум