Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Каменные работы

Такелажное оборудование


Такелажное оборудование

Такелажное оборудование применяют для выполнения вспомогательных операций при подъеме и перемещении элемента, а также для удержания монтируемого элемента в определенном положении до его окончательного закрепления. К нему относятся блоки, полиспасты, тали, лебедки и домкраты.

Основной деталью блока является ролик с желобчатой поверхностью ребра. Ролик насажен на ось неподвижно закрепленную в стенках обоймы, и свободно вращается на этой оси. К верхней части обоймы прикреплена петля для подвески блока к опоре; к нижней части — крюк. Ролик охватывает канат, к одному концу которого прикрепляют груз, а к другому прикладывают силу для перемещения этого груза. Как самостоятельное такелажное оборудование блок применяют лишь для изменения направления действующей силы; но, однако, он является составной частью большинства подъемных механизмов.

Полиспаст состоит из одной или нескольких пар блоков, которые расположены в двух обоймах. Одну обойму прикрепляют к неподвижной опоре, к другой подвижной обойме подвешивают груз. В одной обойме может быть до восьми блоков. Все блоки последовательно охватывают трос, один конец которого прикреплен к неподвижной обойме, другой, обвив поочередно все блоки обеих обойм, свободен. При натяжении свободного конца троса обоймы блоков сближаются, при этом происходит подъем груза, прикрепленного к подвижной обойме. Чем больше блоков в обойме, тем меньше нужно усилий для подъема груза, но тем меньше скорость подъема. Полиспасты могут иметь грузоподъемность до 40—50 т и более.

Таль с ручным приводом состоит из приводного колеса с червячной передачей, звездочки, тяговой цепи, блока с грузовым крюком и крюка для подвески тали к неподвижной опоре. Одним крюком таль крепится к опоре, а к грузовому крюку подвешивается груз. Концы тяговой цепи соединены между собой, образуя бесконечную цепь. Перебирая руками тяговую цепь, ее тянут к низу и заставляют вращаться приводное колесо и звездочку, которая соединена с ним червячной передачей. При вращении звездочки увеличивается или уменьшается длина грузовой цепи, которая соединена с блоком грузового крюка. Блок с грузом вследствие изменения длины части грузовой цепи между грузом и приводным колесом поднимается или опускается.

Преимущество тали перед полиспастом состоит в том, что таль обладает свойством самоторможения, т. е. под действием груза блок самопроизвольно опускаться не может. Опускание груза, также как и подъем, происходит только при вращении приводного колеса тяговой цепью.

С помощью ручной тали груз довольно медленно поднимают на небольшую высоту и поэтому они имеют ограниченное применение. Грузоподъемность тали от 1 до 10 Г.

Домкраты в зависимости от конструкции бывают реечные, винтовые и гидравлические.

Рис. 1. Подъемные приспособления:

Реечный домкрат состоит из металлического корпуса, внутри которого движется зубчатая рейка с верхней и нижней лапами для груза, двух шестерен и звездочки. Рейка может подниматься и опускаться. Для подъема и опускания рейки служит рукоятка, расположенная снаружи корпуса, и звездочка, соединяющая зубчатую рейку с рукояткой. При вращении ручки рукоятки звездочка захватывает

Рис. 2. Домкраты:
а — реечный; 1 — верхняя лапа, 2 — зубчатая рейка, 3 — звездочка, 4 — корпус, 5 — нижняя лапа, 6 — ручка, 7 — рукоятка; б — винтовой; 1 — головка, 2 — рукоятка, 3 — внутренняя нарезка корпуса, 4 — винт, б — корпус; в — схема подъема гидравлическим домкратом; /— VI — позиции домкрата при подъеме груза; 1 — цилиндр, 2 — поршень

зубья рейки и поднимает или опускает лапу и опирающийся на нее груз. Высота подъема груза соответствует длине рейки (до 50 см).

Реечные домкраты имеют грузоподъемность от 3 до 5 Т.

Винтовой домкрат состоит из круглого металлического корпуса 5, в верхней части которого имеется внутренняя нарезка 3. Внутри корпуса расположен винт 4, для которого внутренняя нарезка корпуса является гайкой. На верхний

конец винта свободно насажена головка, служащая опорой для поднимаемого груза. На выступающей из корпуса верхней части винта имеется сквозное отверстие, в которое вставляется ручка. Груз поднимается в результате вращения ручки вокруг оси винта. Высота подъема груза небольшая, она немного меньше длины винта. У более совершенных конструкций домкратов винт вращают с помощью специальной рукоятки с трещеткой, благодаря которой вместо вращательного движения рукояткой достаточно делать только возвратно-поступательные движения. Это значительно облегчает работу.

Гидравлический домкрат состоит из цилиндра и поршня. Положение показывает, что поршень находится внутри цилиндра; положение II, — что под давлением жидкости, впущенной в верхнюю часть цилиндра, конец поршня вышел из цилиндра. На этом заканчивается первый цикл подъема. Для дальнейшего подъема необходимо под цилиндр подвести опоры (положение III), поднять поршень, выпуская жидкость из верхней части (положение IV), подвести опоры под поршень (положение V), снова выдвинуть конец поршня из цилиндра в результате подачи жидкости в верхнюю часть цилиндра (при выпуске жидкости из нижней части цилиндра). После проведения перечисленных операций груз будет поднят (положение VI).

Лебедки являются наиболее распространенным механизмом для подъема и перемещения груза и применяются в сочетании с блоками или полиспастами или как деталь подъемного крана. Лебедка состоит из тягового вала (привода), одного или нескольких барабанов для наматывания троса, системы шестерен для передачи вращения от вала к барабану и станины, в которой укреплены вал и барабаны. Лебедки бывают ручные и приводные. Вращается барабан у ручных лебедок при помощи рукоятки, расположенной снаружи станины.

Рис. 4. Лебедки:
а — ручная: 1 — привод, 2 — система шестерен, 3 — храповик с собачкой, 4 — станина, 5 — рукоятка, 6 — барабан для троса; б — электрическая: 1 — барабан, 2 — электродвигатель

Ручные лебедки снабжены автоматическим тормозом, который обеспечивает торможение барабана при опускании груза, а также мгновенно останавливает его вращение, если рукоятка лебедки отпущена. Чаще всего применяют винтовые тормоза с храповиком. В некоторых типах лебедок устанавливают дополнительный ленточный тормоз.

Барабан приводных лебедок приводится во вращение от электромотора или другого двигателя.

Электрические лебедки по способу соединения вала двигателя с барабаном разделяют на редукторные и фрикционные.

Грузоподъемность различных электрических лебедок от 1 до 7,5 Т.

Выбор нужного такелажного оборудования при монтаже конструкций не представляет затруднений ввиду специфичности применения каждого из перечисленных приспособлений.



Похожие статьи:
Подготовка к возведению зданий и сооружений

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Каменные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум