Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Технические средства обеспечения оптимального психологического климата в рабочей среде


Технические средства обеспечения оптимального психологического климата в рабочей среде

На психологический климат в рабочей среде оказывают влияние многие факторы, в том числе настроение в рабочем коллективе, стиль административного руководства, коммунистическое сознание, мораль и дисциплина. Эстетизация рабочей среды в целом улучшает психологический климат. Некоторые элементы — озвучение и цветовая отделка — оказывают преимущественно эмоциональное воздействие, другие, например озеленение, дают не только эстетический, но и физиологический эффект, причем первый приобретает доминирующее значение.

Озвучивание. Положительное воздействие функциональной музыки уже не является темой дискуссии, если выбор музыки отвечает определенным требованиям. Музыка стимулирует, тонизирует и повышает производительность труда. Она влияет косвенно и на уменьшение общего шума в помещении (сокращаются разговоры), а поэтому помогает более рационально использовать внутрисменное время на 1—3% (по Фурье). Функциональная музыка не является допингом, она действует благоприятно при мышечных усилиях, повышает устойчивость пульса и кровяного давления, при определенных условиях не рассеивает внимания, не снижает скорости некоторых реакций (при возрастной характеристике 20—30 лет) и т. д.

Функциональная музыка делится на:
— вступительную (ритмы, марши), которая исполняется в течение 10—15 мин перед работой, чтобы создать на предприятиях трудовой настрой;
— музыку для вхождения в рабочий ритм, которая мобилизует внимание; она продолжается 10—15 мин после начала смены;
— тонизирующую, т. е. снимающую усталость, она исполняется в течение 20—30 мин в рабочее время;
— успокаивающую и развлекающую во время отдыха;
— предфинальную, которая исполняется за 10—15 мин до и после окончания рабочего времени.

К функциональной музыке предъявляются следующие требования:
а) она должна отвечать вкусам, музыкальной культуре слушателей, их возрасту (например, молодые предпочитают эстрадную музыку);
б) музыка не должна отвлекать внимания, ее ритм должен совпадать с функциональным процессом;
в) продолжительность отдельных музыкальных сеансов должна быть 10—20 мин. Исключение составляет особо монотонный труд — до 40 мин. В целом музыкальная передача в рабочую смену не должна длиться более 21/2 ч. При более продолжительном озвучивании производительность труда снижается (особенно сильно при передаче свыше 5—6 ч в смену).

Продолжительность звучания должна определяться в соответствии с рабочими сменами: наименьшая в первой смене, а наибольшая — во второй, к вечеру;
г) для звучания музыки необходима тихая среда. По своей интенсивности оно не должно заглушать шумовой фон, сильно «выделяться», но тем не менее должно отличаться своей активностью; при производстве с низкочастотным шумом рекрмендуется высокая частота звучания (скрипичное исполнение; при вокальном исполнении предпочтительны голоса: тенор, сопрано). Выбор музыки по частоте и силе звучания зависит, следовательно, от характера общего шумового фона и от вида труда — монотонный, динамичный и т. д.;
д) исполняемые музыкальные пьесы не должны часто повторяться.

Музыкальные передачи ведутся через трансляционную сеть, которая выполняет и другие функции: осуществляет постоянную связь руководства с персоналом.

Технические средства радиотрансляции включают следующие элементы: радиоприемник, радиоусилительную установку и громкоговорители (радиоточки). Первые два элемента устанавливают в отдельном помещении, где можно организовать и небольшую студию, а громкоговорители — в цехах.

При особо шумном характере производства и индивидуальных рабочих местах не на конвейере музыкальные передачи можно прослушивать, пользуясь наушниками транзисторного типа (что позволяет выбирать любую программу).

Система озвучивания должна охватывать всю территорию предприятия, включая и культурно-бытовые помещения (которые используются во время отдыха 10—15 мин перед и 15—30 мин после рабочей смены), конторские помещения и даже территорию.

В помещениях с большим числом рабочих мест целесообразно устанавливать громкоговорители небольшой мощности, чтобы обеспечить более равномерное звучание на всех рабочих местах.

Следует избегать установки громкоговорителей в непосредственной близости от некоторых рабочих мест. В целом, можно принять, что оптимальное расстояние составляет от 3—5 до 6—7 м в зависимости от мощности громкоговорителей и акустики помещений (бетонный или деревянный пол, облицовка стен и потолков, звукопоглощающие экраны и т. д.). Минимальная высота установки громкоговорителей 2,5—3 м над уровнем пола.

Эстетические требования к громкоговорителям должны соответствовать категории интерьера. Поэтому важно выбрать громкоговорители не только соответствующей мощности, но и формы, и отделки. Необходимо также предусмотреть варианты, допускающие возможность встраивания громкоговорителей в подвесной потолок, а также в высокую и статичную производственную мебель.

4.8.2. Цветовая отделка интерьера и оптическая коррекция пространства. Цветовая отделка интерьеров промышленных зданий строго функциональна.

Выбор цвета зависит от ряда факторов:
— характера труда (монотонный, утомляющий и т. д.);
— цвет создает определенный психологический настрой; – микроклимата (освещение, температурный режим, шум, запыленность);
— использование цвета позволяет применять психологическую коррекцию микроклимата;
— площади помещения и соотношения его размеров; путем цветового решения можно достигнуть психологической коррекции;
— площади цветовых поверхностей (большие поверхности должны окрашиваться в более светлые, а меньшие — иногда и в более насыщенные цвета);
— цветового окружения, с которым выбранный цвет должен образовать нюансную или контрастную композицию;
— цвета продукции, с которым выбранный цвет должен контрастировать;
— различной реакцией женщин и мужчин; первые предпочитают теплые цвета, а вторые — холодные;

возраста:
— молодежь отдает предпочтение ярким цветам, взрослые— более приглушенным, дети хуже всего реагируют на коричневый цвет;
— национальных традиций (например, национальная одежда, вышивки) ;
— цвета кожи (при более темном цвете кожи предпочтительны более яркие светлые цвета, и наоборот);
— географических и климатических условий: в северных районах и районах с загрязненным воздухом используются более яркие цвета;
— субъективного восприятия цвета;
— устойчивости различных цветов при воздействии определенных условий (например, при постоянном воздействии солнечных лучей) .

Наука о цвете получила в последние годы особенно быстрое развитие в различных сферах (физиологической, психологической). Цвет используется как средство информации и художественного эмоционального воздействия.

Использование цвета в сфере физиологического воздействия основывается на его световом воздействии и на поглощении различными цветами тепловой энергии солнца.

Световое воздействие на восприятие цвета непосредственно связано с уровнем освещенности и даже с длиной световых волн. Это наиболее ощутимо при освещенности от 150 до 700 лк. Налицо и обратный эффект — цветовая отделка изменяет уровень освещенности, так как отражает свет от окрашенных поверхностей, уменьшая или увеличивая при этом общую освещенность.

Отраженный свет от матовой (шероховатой) поверхности улучшает равномерность освещения.

Изменяя цвет, можно получить оптимальные контрасты между деталью и фоном, ускорить его восприятие (например, красный цвет воспринимается быстрее остальных, желтый имеет наилучшую видимость и т. д., поэтому данные цвета и используются в качестве сигнальных).

Вследствие различных коэффициентов поглощения различные цвета по-разному абсорбируют тепловую энергию инфракрасного участка солнечного излучения. Так, белый цвет имеет наибольший коэффициент отражения и наименьший коэффициент поглощения, поэтому белые материалы меньше нагреваются. Обратное явление происходит с материалами темного цвета.

Физиологически оптимальные цвета — это цвета средневолновых участков спектра: зеленые, желто-зеленые и светлые ахроматические (серые). Они находятся между теплыми и холодными и физиологически нейтральны. Теплые цвета увеличивают работоспособность, но уменьшают слуховую чувствительность, уменьшают выносливость к высоким температурам, холодные — наоборот.

Использование цвета в сфере психологического воздействия. Цветом (путем ассоциаций) можно воздействовать на настроение, ощущение температурного режима, восприятие геометрических размеров пространства и т. п.

Цвета могут обладать большей или меньшей силой эмоционального воздействия. По силе психологического воздействия различают жизнерадостные и мрачные цвета. При монотонном труде рекомендуются более динамичные, стимулирующие цвета (красный, оранжевый) и более сильные контрасты, при умственном труде или в шумных условиях — успокаивающие цвета (зелено-синей гаммы), более светлые цвета без контрастов. Светлые цвета вообще более жизнерадостны, они способствуют снижению кровяного давления и мышечного напряжения. Чувство торжественности может вызывать возбуждающий пурпурный цвет.

Холодные цвета — синий, лимонно-желтый — должны использоваться в помещениях с особо жарким микроклиматом (литейные, печные отделения), при юго-западной ориентации светопроемов, в тропических районах. Теплые цвета (зелено-оранжевой гаммы) целесообразно применять при северной ориентации окон, в холодных помещениях, при преобладании женского персонала в коллективе.

Выступающие цвета — желтый, оранжевый и вообще более насыщенные, а отступающие — синий, серый, т. е. более холодные. С помощью их можно создавать различное впечатление от пространства.

Коррекции восприятия пространства можно достигнуть также путем:
— вертикальной или горизонтальной обработки плоскости;
— различной обработки стен в глубине помещения;
— создания дополнительных элементов — указателей глубины пространства и т. д.

Цвет влияет и на восприятие элементов материального окружения (массы, объема). Легкими выглядят светлые тона, преимущественно желтой гаммы, а тяжелыми — темные насыщенные: фиолетовый цвет и др.

Цвет воздействует и на психологическую оценку прочности и стабильности, например, конструктивных элементов.

Использование цвета как средства информации. В этом случае ему отводится особенно ответственная роль — сигнализации и кодирования, с помощью которых облегчается эксплуатация, повышается безопасность труда и др. Цвета в подобных случаях обычно сочетаются с определенными знаками и символами.

Использование цвета как средства создания композиции. В этом аспекте проявляется его художе-ственно-эмоциальная роль.

Применяя цвет, можно:
— усилить расчлененность пространства;
— выявить тектонику интерьера— выделить колонны, балки, вентиляционные решетки и др.;
— улучшить ориентацию в интерьере, выделять цехи, конторы и др.;
— внести порядок в интерьере при большой разнотипности оборудования (объединить или ритмически организовать);
— выявить основную композиционную идею решения интерьера.

С помощью цвета можно выделить главное, создать акценты, особенно при большом числе однотипных элементов оборудования; акцентируемые объекты должны быть тщательно подобраны: иметь интересную форму, небольшой размер (так как они окрашиваются в яркие и насыщенные цвета) или должны быть размещены таким образом, чтобы просматривались на большое расстоянием, и т. д.

В цветовом решении интерьера используются две основные концепции:

1) использование физиологически оптимальных цветов: основной цветовой фон слабо насыщенный — зеленый, серо-зеленый, желто-зеленый и т. п. — цвета средневолновой части спектра; дополнительные цвета для малых поверхностей должны быть яркие: красный, желтый, оранжевый. Это решение целесообразно для цехов, где необходимо продолжительное зрительное напряжение, например в машиностроении, электронике, текстильной и швейной промышленности и др. Такие решения преимущественно основаны на нюансной гармонии цветов: один цвет, отличающийся по насыщенности и яркости, или несколько цветов с малыми контрастами.

Однако повсеместное использование физиологически оптимальных цветов может привести к однообразию. Основную роль в композиции играет доминирующий цвет, который объединяет, но и обезличивает или сильно влияет на восприятие других цветов. Необходим конкретный анализ и обоснование применения таких решений с учетом других особенностей помещения и т. д.;

2) использование контрастных сочетаний из двух или более цветов, находящихся на противоположных сторонах цветового круга. Такие решения создают возможности для большей архитектурной выразительности. Однако контрасты должны быть так подобраны, чтобы не создавалась излишне большая многоцветность. Такие решения целесообразны только для хорошо освещенных помещений, в меньшей степени подчиненных психофизиологическим требованиям (с малым числом работающих), с особенно монотонным трудом или с незначительным по времени пребыванием людей (машинные залы ТЭЦ, цехи химической промышленности, автоматизированные цехи с дистанционным управлением).

Рис. 1. Возможные оптические иллюзии для зрительной коррекции пространства (по Нойферту)

Вообще, для цветовой отделки не могут быть даны единые для всех случаев рекомендации *. Всегда необходим конкретный творческий подход на основе научных исследований. Даже один и тот же цвет воздействует различно в зависимости от того, чист он, прозрачен или насыщен. Приведем только два примера.

При зеленом оборудовании стены в одном ориентированном на север помещении для контраста могут быть окрашены охрой в желтый цвет, а пол — сиеной жженой; в соседнем помещении, ориентированном на юг при том же оборудовании и той же продукции, стены могут быть окрашены в зелено-голубой цвет, а цокольная часть — в темно-зеленый.

В литейном цехе плавильные печи могут быть темно-синего цвета; стены и даже потолок окрашены в холодный желто-лимонный цвет.

Использование цвета как средства обновления интерьера. Изменение цветового решения всегда действует благоприятно. Оно стимулирует производительность труда (по Сафру, увеличивает ее на 5—30% и улучшает трудовую дисциплину). Однако это наблюдается только до привыкания к новому цвету или до его потускнения и выцветания. Но во всех случаях изменение цветовой отделки содействует уменьшению производственного травматизма.

Желательно, кроме обновления кодовых и сигнальных цветов, искать новые варианты окраски больших поверхностей и особенно вспомогательных элементов и цветовых акцентов. Перекрашивание должно осуществляться по указаниям автора проекта — архитектора.

Цветовая отделка, которая будет использована в помещениях для отдыха, может иметь более декоративную трактовку, способствуя психологической разрядке работающих во время отдыха.

Озеленение в интерьере выполняет разнообразные функции, включая и психологическую. Особенно существенна его роль в минуты отдыха. При решении вопросов, связанных с озеленением, имеет значение подбор подходящих видов растений, экология и физиология растений, а также возможности для размещения и детального решения зеленых насаждений в интерьере.

Иллюзорные окна и потолки. В отличие от «психологических» окон, которые осуществляют психологическую связь с окружающей средой, иллюзорные окна только ее имитируют. Мы считаем, что к этому приему нужно прибегать в очень редких случаях (например, на подземных заводах). Иллюзорные окна дают только временный эффект (до раскрытия фальсификации).

Они должны отвечать следующим требованиям:
— восприниматься только на определенном расстоянии;
— иметь необходимую яркость в зависимости от того, являются ли они светопроемами бокового освещения, имитируют светопро-емы верхнего освещения или же открывают в перспективе небосвод;
— через боковые иллюзорные окна должна «раскрываться» панорама, аналогичная по виду и колориту внешней среде, которая видна при входе и выходе из помещения.

Желательно, чтобы освещение безоконных цехов изменялось во времени по аналогии с изменением естественного природного освещения путем использования фильтров или другими способами.

Перед иллюзорными окнами должен быть специально организован передний план, который бы препятствовал приближению к ним (например, живые цветы). При имитации естественного верхнего освещения иногда можно изобразить, чтобы была «видна» несущая конструкция покрытия. Такое решение можно сочетать со звуковыми эффектами (например, эффект дождя, стучащего по крыше) и с озонированием воздуха, который подается через кондиционеры. Подобные мероприятия способствуют лучшей адаптации к иллюзорным окнам в интерьере.

В безоконных зданиях возможно решение и иллюзорных потолков путем применения осветительных установок (отражателей). Пространство над ними находится в тени и остается незаметным, особенно если окрашено в темные цвета. В зданиях с естественным освещением этот эффект ослабляется; получается только оптический потолок, перспективно ограничивающий пространство.

Ароматизация воздуха. Психологическую роль иногда играет и ароматизация воздуха. Этот прием находит применение на полностью герметизированных предприятиях ( где всегда присутствует специфический запах) и на подземных заводах. Ароматизацию используют совместно с кондиционированием воздуха и при подаче чистого воздуха. Ввиду субъективного момента при выборе аромата очень часто прибегают к естественным ароматам (например, озон) или общеприемлемым приятным легким запахам (благоухание сирени и др.).





Похожие статьи:
Требования к содержанию интерьера

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум