Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Технологическое обеспечение проектирования


Технологическое обеспечение проектирования

Технология производства мебели отличается организацией технологического процесса, характером и объемом выпускаемой продукции. Это связано с отысканием таких эксплуатационно-технических параметров и конструктивных особенностей изделий, которые в той или иной степени требуют применения в производственном процессе определенных технологических приемов, технологического оборудования, оснастки, инструмента и т. п.

Поэтому необходимо классифицировать изделия по степени общности и сходству производственных процессов. Рассмотрим классификацию мебели по характеру производства, виду применяемых материалов и способу их обработки.

По характеру производства мебель подразделяют на экспериментальную, серийную и массовую.

По виду применяемых материалов различают мебель на основе древесины и древесных материалов, пластмасс, металлов, ткани и кожи, а также их сочетаний (см. схему 2.3).

По способу обработки применяемых материалов, т.е. технологическим условиям изготовления изделий, мебель из древесины и древесных материалов подразделяется на столярную (рис. 2.91), изготовленную путем механической обработки заготовок на деревообрабатывающих станках, резанием с последующим соединением их в сборочные единицы, гнутую (рис. 2.92) и гнутоклееную (рис. 2.93), основные детали которой изготовлены методов гнутья и гнутья с одновременным склеиванием; плоскоклееную, основные детали которой получены методом плоского прессования с одновременным склеиванием нескольких слоев шпона; прессованную (рис. 2.94) из измельченной древесины, древесного волокна, бумаги или картона; плетеную (рис. 2.95), основные детали которой изготовлены методом плетения.

Мебель из пластмасс подразделяют на литую, основные детали которой изготовлены литьем в опорную форму термопластичных материалов; формованную, изготовленную контактным формованием на основе стеклопластиков (рис. 2.96) или напылением рубленого стеклянного жгута, смешанного с полиэфирными смолами, пневматическим или вакуумным формованием листовых термопластов (рис. 2.97), беспрессовым формованием жестких пенопластов; склеенную, изготовленную склеиванием элементов из пластмасс друг с другом, с древесиной или металлом.

Мебель из металла различают литую, основные детали которой изготовлены литьем из легких и цветных сплавов; штампованную из листовой стали, сварную из прокатной стали, гнутую из профильного проката и др.

Мебель, малые формы в мебели из ткани и кожи подразделяют на шитые и надувные, основные детали которых изготовлены из специальных тканей, кожи методом шитья или склеивания, вулканизации, сварки с одновременным или последующим заполнением емкостей эластичными материалами или газообразными наполнителями, жидкостями; комбинированные во взаимосвязи различных материалов и технологий их производства.

Для формирования метода освоения выразительных возможностей технологии рассмотрим трансформации предметного содержания в зависимости от функциональной ориентации предмета, исходя из которой элементы предметного содержания (материал, форма, конструкция, технология) приобретают различные смысловые нагрузки. Каждый из названных элементов имеет четырехкратное качественно различимое представление.

Рис. 2.91. Серия стульев столярных «Фрегат». Дизайнер О. Рыжиков

Рис. 2.92. Гнутая мебель. Дизайнер М. Тонет:
а — кресло, б — схема формирования детского кресла-качалки из одной ясеневой доски

Рис. 2.93. Мебель с использованием гнутоклееных элементов:
а — шезлонг (дизайнер Д. Атзон); б — кровать (дизайнер Е. Кхигио)

Рис. 2.94. Игровые объемы для детей из плоских картонных элементов (Хюбнер, Хустер, Хайзерман — ФРГ)

Рис. 2.95. Мебель для сидения плетеная. Дизайнер Г. Траваза

Рис. 2.96. Кресло цельноформованное из пластмассы с накладной подушкой сиденья. Дизайнер П. Гоуте

Рис. 2.97. Кресло цельноформованное из пластмассы с накладным блоком сиденья-спинки. Дизайнер X. Данинос

Так, форма в зависимости от уровня функции предмета способствует раскрытию знаково-выразительного, утилитарно-эксплуатационного, функционально-технического или производственно-технологического содержания. При этом технология и материал выступают носителями функции и выразителями конструкции предмета через построение его структуроопосредованной формы. Вместе с тем технология, обеспечивающая материализацию знако-во-выразительных характеристик, отличается арсеналом средств от технологии, обеспечивающей материализацию утилитарно-эксплуатационных, функционально-технических или производственно-экономических параметров.

Целенаправленное последовательное взаимодействие традиционных и новых промышленных материалов, конструкций и преобразующих их технологий выявляет новые формы, их формообразующие характеристики, возможности в передаче содержания (рис. 2.98).

Разработка серии изделий или наборов мебели требует единого технологического кода, обеспечивающего ее внедряемость в рамках одного производственно-технологического процесса. Под серией понимается группа или ряд предметов однородных или обладающих общим объединяющим их признаком.
Принцип серийности предполагает создание такой базовой модели, на основе элементов которой возможно производить ряд однородных предметов, структурное и морфологическое различие которых обращено: – по отношению к проектированию — алгоритмизацией средств и методов решения проектных задач; – по отношению к производству — качественной стороной организации сборочных работ; – по отношению к потребителю — количественной и качественной сторонами разнообразия мебели.

Конечный результат серийного проектирования — создание потребительской серии. Пример такой разработки — серия стульев «Арбалет» (рис. 2.99).

Широкое использование модельных вариаций конструктивных, отделочных и функциональных характеристик изделий позволяет создавать проектные программы выпуска мебели.

Пример Гакой программы для стульев и кресел — «Бумеранг» (рис. 2.100). Базовыми неизменяемыми элементами в программе

Рис. 2.98. Влияние технологий изготовления на формообразование стула:
а— стул «Zig-zag» (дизайнер Г. Ритвельд); б — стул «276-S» (дизайнер В. Пантон); в — стул (дизайнер В. Пантон)

Рис. 2.99. Серия стульев «Арбалет». Дизайнер Ю. Случевский

Рис. 2.100. Фрагмент программы стульев и кресел «Бумеранг». Дизайнер А. Шевченко

«Бумеранг» приняты бумерангообразные детали — задняя ножка, локотник, передняя ножка, переходящая в стойку спинки, и про-ножка. Остальные элементы сиденья — их цвет, текстура и фактура облицовки, а также планки спинки являются вариантными. Рациональная система взаимозаменяемости элементов данных изделий, приемы варьирования схем компоновки и способов отделки обеспечивают модельное разнообразие продукции.

Программное проектирование и проектная программа на его основе — хорошие предпосылки проектирования технологических процессов для подготовки производства, управления им при непрерывном обновлении ассортимента мебели, а также оценки перспектив развития их форм с учетом достижений передового отечественного и зарубежного опыта.

Современное направление в дизайне интерьера — создание среды как единой трансформирующейся системы оборудования, позволяющей по-разному членить пространство и формировать в нужном месте оборудование нужного функционального процесса, в минимальные сроки менять пространственное решение помещения, приближая его к оптимальному использованию. Это требует широкой рационализации функциональных комплектов, их комплектации элементами внутреннего оборудования, применения приемов развертывания и компактного складирования, разнообразных систем трансформации их внешнего облика, поиска новых типов и видов мебели (рис. 2.101).

Рис. 2.101. Система секций «Мебар», монтирующихся на стенках и потолке в виде откидных щитовых элементов.
Дизайнеры Н. Лучкова, А. Сикачев, А. Блехман



Похожие статьи:
Структура экспозиции

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум