Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Трассирование дорог в пересеченной и холмистой местности


Трассирование дорог в пересеченной и холмистой местности

Затруднения при выборе направления трассы в пересеченной местности заключаются в том, что уклоны поверхности земли на отдельных участках превышают допускаемые для дорог. Поэтому могут потребоваться большие насыпи и выемки или частые изменения направления дороги для обхода холмов и оврагов.

Рис. 1. Варианты трассы, пересекающей лес:
а — прямолинейная; б — на кривой; в — посадки деревьев перед входом в лес

Рис. 2. Дорога, проложенная в пересеченной местности

При пересечении речных долин и обходе холмов трассу располагают на склонах.

Рис. 3. Варианты трассы на пересечении крутого косогора:
а — план; б — продольный профиль

Рис. 4. Вогнутая кривая:
а — короткая вогнутая кривая искажает вид дороги в плане; б—увеличение радиуса вогнутой кривой устраняет искажение

В первом случае может потребоваться выполнение большого количества земляных работ, кроме того, в выемке могут быть вскрыты грунты с неблагоприятными дорожными свойствами или пересечены водоносные прослойки, высокие насыпи также могут быть неустойчивы, особенно при слабых грунтах у подножья склона.

Во втором случае трасса удлиняется, ее извилистость может создать опасные участки с необеспеченной видимостью, отдельные участки склона могут быть неустойчивы. Обертывающая проектная линия обычно предпочтительнее секущей, так как при этом не только объем работ меньше, но и земляное полотно в небольших насыпях более устойчиво, откосам может быть придан уклон 1:3 и шоложе, что способствует повышению безопасности движения Водоотвод может быть обеспечен планировкой придорожной полосы.

Трасса, как Правило, должна вписываться в рельеф, огибая его крупные формы и пересекая мелкие неровности, обеспечивая необходимое для безопасности движения постепенное развертывание видимости на впередилежащие участки дороги. Задача изыскателей в этих случаях — учесть особенность зрительного восприятия трассы водителем. Трасса должна проходить таким образом, чтобы видимость была всюду обеспечена на расстояние не менее 450 м и постепенно открывалась перед водителем. Сочетания горизонтальных и вертикальных кривых не должны создавать неприятных впечатлений изломов или провалов на дороге. Особенно плавными должны быть переходы от прямых к коротким кривым, так как в перспективе они представляются водителю как изломы дороги в плане.

Рис. 5. Поворот трассы с короткой кривой в конце длинной прямой

Неприятна также короткая прямая вставка между кривыми в одну сторону. Этот недостаток устраняется введением переходных кривых повышенной длины и увеличением радиусов кривых до величины, позволяющей избежать прямой вставки.

Совпадение короткой вогнутой кривой с кривой в плане нарушает плавность вида дороги. Для увеличения длины вогнутой кривой целесообразно применить составную кривую или кривую с постепенно увеличивающимся радиусом (параболу).

Выпуклые переломы уменьшают видимость дороги; это особенно опасно при совпадении перелома в продольном профиле с кривой в плане, так как ночью водитель может потерять ориентировку, и тогда неизбежна авария. Следует стремиться к тому, чтобы горизонтальная кривая начиналась раньше выпуклой вертикальной. Это может быть достигнуто введением длинных переходных кривых.

Неприятный вид дороги получается при волнистом продольном профиле как на прямолинейной, так и на извилистой трассе.

Рис. 6. Выпуклый перелом и горизонтальная кривая:
а — неправильно; б — правильно

Рис. 7. Волнистый профиль дороги:
а — на прямолинейном участке; б — на извилистом участке

Для переходных кривых обычно применяют радиоидальную спираль (клотоиду). При этом улучшаются вид дороги иудобство движения.

Магистральная дорога на косогоре при широком земляном полотне требует значительных объемов работ и может быть неустойчива в тем большей степени, чем круче косогор. В этом случае бывает целесообразно разместить проезжие части дорог в разных уровнях, благодаря чему уменьшаются объемы земляных работ, увеличивается устойчивость земляного полотна, устраняется опасность ослепления водителей фарами встречных автомобилей при движении ночью. План и продольные профили участка дороги на косогоре должны быть плавными, обеспечивающими удобство и -безопасность движения.

Рис. 8. Метод замены прямой вставки переходными кривыми

Рис. 9. Земляное полотно на косогоре:
а — при общем земляном полотне; б — в виде дорог для разных направлений движения

При долинном расположении трассы наиболее удобно проектировать земляное полотно на первой незатопляемой террасе. В местах прижима руслового и паводкового течения к дороге необходимо предусматривать укрепительные сооружения (мощения, траверсы, стенки и т. п.).

Трудность выбора лучшей трассы в пересеченной местности усугубляется сложностью геологического строения, неустойчивостью отдельных участков склонов, возможностями залегания грунтовых вод и верховодки на разных отметках; поэтому здесь особое внимание должно быть обращено на тщательность грунтово-геологических и гидрогеологических обследований районов проложения трассы. Окончательное решение принимают во всех сложных случаях на основе сравнения вариантов трассы с расчетами эффективности затрат, связанных с выполнением строительных работ, эксплуатацией построенной дороги и расходами на перевозки.

Рис. 10. Способы перехода от обычного к ступенчатому расположению проезжих частей:
а’, б’, в’ — планы; а, б, в — продольные профили; г — поперечный профиль





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум