Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Трассирование дорог в районах подвижных песков


Трассирование дорог в районах подвижных песков

В полупустынных районах Средней Азии на берегах рек, озер и морей встречаются мелкозернистые пески, поверхность которых не закреплена растительностью. В сухое время года при сильных ветрах пески перемещаются, поверхность их становится бугристой, образуются дюны, барханы, песчаные гряды.

В Средней Азии песчаные пустыни и полупустыни занимают громадные территории в Туркменской, Узбекской и Казахской ССР. Значительная часть песчаных пустынь закреплена кустарниковой и травяной растительностью и используется как выгоны для овец. Рельеф пустынь частично гористый, пересеченный рядом горных хребтов и грядами холмов со скалистыми выступами, и частично холмистый, с пологими очертаниями песчаных отложений — цепями барханов и песчаных бугров.

В не защищенных растительностью местах рельеф изменяется ветром, вызывающим перемещения барханных цепей и отдельных барханов, местами выдувающим глубокие котлованы неправильной формы с крутыми склонами. Среди песчаных пространств располагаются впадины с почти горизонтальной поверхностью глинистого грунта — такыры. Поверхность такыров в сухое время плотная и ровная, но после дождя становится скользкой и вязкой.

Переносимый ветром песок может отлагаться на поверхности дороги, образуя языки и гряды, нередко прерывающие автомобильное движение. Важнейшими типами рельефа в местах незакрепленных песков являются барханные цепи, расположенные поперек направления господствующих ветров, и грядовые пески, залегающие вдоль господствующих ветров. Наиболее устойчивые формы рельефа — это понижения между барханными цепями и грядами песков, по которым и следует трассировать дороги. Поперечный профиль дороги назначают с пологими обтекаемыми формами, чтобы облегчить перенос песка ветром через дорогу. Полотно дороги проектируют в насыпи высотой не менее 0,5 м и откосам придают пологие очертания с уклоном не менее 1:3—1:5 с закругленными бровками и подошвами. Во избежание развеивания полотна ветром поверхность обочин и откосов укрепляют слоем уплотненного глинистого грунта толщиной 10—30 см. Устройства выемок следует избегать.

При необходимости устройства выемки ее откосы и обочины укрепляют от выдувания ветром скрытыми и полускрытыми камышовыми щитами и выстилками из камыша.

Рис. 1. Обтекаемый профиль дороги в подвижных песках:
1 — насыпь из песка; 2 — защитный слой из связного грунта толщиной 10—30 см; 3 — основание дорожной одежды; 4 — покрытие

Прилегающая к дороге полоса шириной 15—25 м с каждой стороны дороги должна быть выровнена, и в процессе эксплуатации все появившиеся на ней неровности следует разравнивать в возможно более короткий срок. Для защиты дороги от заноса песком прилегающие к полосе отвода земли следует закреплять растительностью.

На песках способны расти особые виды трав и кустарников (так называемые песчаные), которые бурно развиваются весной после таяния снега и выгорают летом от горячих солнечных лучей. Для закрепления используют кустарники, преимущественно саксаул, высаживаемый под защитой травяной растительности, а в некоторых местах и щиты из камыша, которые устанавливают в местах, где возможно выдувание песка или где нужно защитить черенки от заноса песком. Пески закрепляют с наветренной стороны дороги на ширину 200—400 м, ас подветренной — на 50— 100 м.

При проектировании дорожной одежды поверх песка (обычно мелкозернистого) следует укладывать суглинистый грунт слоем 20—25 см. Этот слой должен быть хорошо уплотнен; его назначение — предотвратить проникание песка в дорожную одежду при ее уплотнении и создать более связное устойчивое основание под покрытием дорожной одежды для передачи давления от колес проезжающего транспорта на сухой мелкозернистый песок.

Хорошо уплотненный суглинистый связный грунт, сухой в условиях засушливого климата полупустынь, обладает высокой прочностью, его расчетный модуль деформации должен быть определен в лаборатории и может быть принят 400—500 кг/см2. Для дорог местного значения с интенсивностью движения до 1500 авт./сутки на этот слой может быть непосредственно уложен слой покрытия из укрепленного битумом материала (щебня, гравия, грунта) толщиной 16—20 см, назначение которого—предохранить грунт от увлажнения осадками и создать износоустойчивую ровную беспыльную поверхность для движения по дороге.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум