Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Три линии действия


Три линии действия

Переход ко второй, разработочной стадии программы означает резкое расширение операций. Ниже представлена приблизительная схема, пригодная для крупного агентства. Схема не претендует на универсальность и служит лишь для демонстрации возможностей, среди которых можно осуществлять выбор.

В нашей версии работа развертывается по трем параллельным линиям, в каждой из которых предполагаются разыгрывание иной роли и специфическая постановка задачи. Такое трехчастное упорядочение задачи должно уже на ранней стадии способствовать уточнению и акцентировке ведущих звеньев сенсорного программирования. Это не стабильная структура — люди и информация переходят от одной линии к другой, тогда как в позднейшей стадии эти «каналы» могут слиться или высохнуть, выполнив свою задачу. Первая линия — исследования и программы регионального масштаба в соответствии с традиционной планировочной моделью: здесь осуществляется первичное обзорное исследование. Вторая линия — прямая связь с несколькими избранными клиентами, осуществляемая специально организованной группой. Третья — задачи, непосредственно вырастающие из локальных проблем: соответствующая группа уже осуществила осмысление первичного задания. Дополнительные функции вырастают впоследствии из деятельности этих трех групп, но в конечном счете все интегрируется единой структурой учреждения. Тем не менее целесообразно создать и сохранять небольшой специальный подраздел, который занимался бы исключительно качеством среды как таковым. Исследователи первой линии должны выполнить контурное обследование региона: опознать, структурировать и выявить качества главных центров, путей и районов; градации качества по критериям шумов, микроклимата, воды и воздуха, визуальных характеристик, характеристик земли (рельеф и растительность); определить основные исторические ценности и символический потенциал, нуждающиеся в сохранении. Главный вопрос, стоящий за всеми этими задачами, постоянен: как и з каком направлении меняется сенсорная форма региона?

Завершив полевые исследования, группа первой линии должна выпустить обзор образной структуры — продемонстрировать то, как представительная группа местных жителей использует, воспринимает и оценивает окружение. Последующие обзоры покажут, как меняется этот образ. Обзор образной структуры должен быть согласован с результатами полевых исследований, чтобы связать ландшафт в представлении людей с ландшафтом, предметно явленным чувствам. Это необходимый для всей дальнейшей работы мостик связи между чувственными феноменами и социально-экономическими истоками. К сожалению, большинство осуществленных исследований ограничивалось полевым обследованием — это означает, что их авторы некритическим образом трактовали результаты через призму собственных профессиональных представлений, утеряв при этом основной объем внутреннего содержания воспринимаемого мира.

В дальнейшем та же группа должна подвергнуть анализу способ принятия решений по поводу качества среды, характерный для региона, и выявить возможные пути изменения этого процесса: кто принимает решения, исходя из каких посылок и с каким результатом? настроена ли сложившаяся практика на перемены? Что могло бы ее изменить? что может здесь сделать агентство? Чем раньше достигнуто понимание действительного хода дел, тем больше возможности сориентировать всю работу на достижение желаемых целей. Материал, содержащийся в трех названных обследованиях, поможет этим людям выявить и осознать их собственные образные представления, их отношения, способы пользования различными местами, их собственные проблемы и желания. Методика развертывания и проведения подобного диалога уже разработана. Если диалог развивается успешно, можно переключить ту же группу на обсуждение того, что необходимо сделать и как это можно было бы осуществить. Группа может расширяться, включая новых людей с подобными интересами, или вступать в контакт с теми, кто иначе смотрит на вещи во имя выявления противоречий, выработки компромиссов и соглашений. По мере разрастания процесса профессионалы отходят на второй план, лишь периодически оказывая техническую поддержку, налаживая связь или оказывая проектные услуги, и получают возможность перейти к опросам других пользователей.

Все больший объем действий (если таковые последуют) будет осуществляться без участия профессионалов, и обсуждаемые моменты скорее всего далеко выйдут за рамки сугубо сенсорных вопросов. Со временем некоторые профессионалы могут расстаться с центральным агентством и перейти к постоянной консультативной деятельности на собственный страх и риск. Другие могут превратиться в официальных консультантов по проектированию зон, но группа «корневого» консультирования как целое не должна закреплять постоянных отношений ни с одной специфической группой.

Работа по второй линии непременно включает периодическую смену клиентов: это консультация, а не адвокатура. Ее цель — соединить различные ключевые группы для обеспечения решений сре-дового характера и выявить заинтересованность в сенсорном состоянии окружения.

С точки зрения агентства, работа второй линии учреждает источники исходящей от клиентов информации и доверия, которое не может быть достигнуто при формальных обследованиях. Открытия совершаются здесь не из «научных» источников, а из непосредственных собеседований, и деятельность второй линии способна пробудить существенную политическую поддержку (или обеспокоенность). В то же время если удастся пробудить к жизни новые организации клиентов, то они, в свою очередь, начнут менять ту атмосферу, в которой функционирует агентство.

Маневрируя таким образом, агентство способно предотвратить монополизацию чьего-то эгоистического круга представлений или избежать отчужденности от власти, являющейся юридическим источником его собственной роли. Осуществленный диалог непременно должен привести к некоторым сдвигам в политике относительно окружения.

Группа третьей линии наших гипотетических действий — группа задач. Игнорируя ключевые группы клиентов, она отбирает из числа принципиальных проблем те, которые явно поддаются решению' какой-то общественный проект, который может быть осуществлен в течение определенного времени, вроде обновления ограниченной территории пли кодекса легализованных средовых норм. Эта группа уже начала работу в первичной стадии развертывания агентства и, если располагает возможностями, может браться за одну-две следующие Это вполне традиционное сфокусированное усилие, осуществляемое рабочей группой, состав которой предопределяется характером задачи. Она может, конечно, помимо исследователей среды и проектировщиков включить и иных специалистов, но отбор задачи осуществляется исходя из ее важности для сенсорного качества и его зависимости от искусности в решении именно проектной задачи по реорганизации среды.

Включение рабочей группы придает реалистический оттенок деятельности планировочного агентства и помогает укреплению внешней поддержки за счет демонстрации способности находить ответ на неотложные проблемы окружения. Избираемый объект проектирования непременно должен содержать правдоподобность успешного решения, тогда персонал учреждения сможет многое привнести в него и многому на нем научиться Равно впечатляющая, но нереалистическая программа и реализация скверного проекта стали бы катастрофой, особенно в первом столкновении с жизнью. Объект проектирования должен быть еще и таким, чтобы агентство могло в заранее рассчитанной точке реализации освободиться от него

Приняв за основу организацию работы по трем руслам, мы неизбежно столкнемся с проблемами внутренней координации и опасностью окостенения специализированных ролей и представлений. Изображая дело карикатурно, можно предсказать, что «холодные» техники сосредоточатся в первой линии, «горячие» организаторы взаимодействий — во второй, а «крепкие» прагматики — в третье». Если не обеспечить интенсивный обмен персоналом и информацией, каждая из групп непременно застыне! в преданности своей особой роли и соответствующим ей отношениям и представлениям. Следует помнить, что речь идет о переходных группах.

Результаты деятельности по трем параллельным линиям необходимо еще привести в соответствие друг Другу, что желательно осуществить на более ранней стадии включения в работу. Задачи, клиенты и специальные исследования должны сходиться в общем поле проблемы. В этом случае обобщенный анализ первой линии получает переориентацию в соответствии с данными о характерных для клиента ценностях и ранее неизвестными трудностями функционирования среды. Соответственно этому можно определить но-ъые группы «корневого» значения для консультаций, или же консультанты обратятся к тем людям, которых наиболее сильно затрагивает содержание рабочей задачи третьей линии. Точно так же новые проблемы, выявляемые в ходе консультативных диалогов, могут определить или постановку задач перед рабочей группой; или способ интерпретации содержания этих задач.

Лишь на основании подобных перекрестных связей может вырасти объединенное промежуточное задание на дальнейшее углубление, обсуждаемое сначала комиссией, а затем и смежными агентствами. Обобщающий отчет должен включить дополнительные рапорты о состоянии региона, рекомендации относительно политической тактики, программ, критериев и смет, предложения по реорганизации процесса освоения сенсорного качества. Политическая и .административная реакция на такой промежуточный отчет, безусловно, потребует от агентства уточнения как исследований, так и проектных предложений — приходится считаться с относительно долгим временным промежутком, разделяющим региональное обследование и действия в региональном масштабе. Каждый анализ и каждый проект должны выполняться так, чтобы естественным образом вызывать последующие, чтобы обеспечить постепенное разрастание целого. Поначалу последовательность и связность заинтересованности в сенсорных качествах невелики, есть основания утверждать, что необходимо делать особый упор на просветительскую работу. Однако, если эта работа не будет с самого начала непосредственно связана с жизненно важными вопросами и живым действием, она окажется бессмысленной.

Естественно, что агентство обратится в первую очередь к наиболее жгучим проблемам, на решение которых оно может оказать наибольшее влияние. Проблематика крупного региона может фокусироваться на состоянии воздушного бассейна, сохранении ландшафта, организации дорожной сети или сенсорных следствиях общей схемы расселения. Малое населенное место заставит обратить внимание прежде всего на мусор и беспорядок, рекламу, ландшафтную архитектуру или пути улучшения микроклимата. Пригородная зона взывает в первую очередь к организации контроля над ее развитием; удаленный регион — к привлечению туристов; центральны и город — к организации использования существующей застройки или сохранению коммерческого центра. Недоразвитая в функциональном отношении зона потребует концентрации внимания на сенсорных условиях выживания и общественного здоровья, тогда как более состоятельная зона — на организации досуга или совершенствовании функций окружения как источника обучения и самопроявления личности. Те, кто живут в быстро развивающемся районе, захотят знать, как придать уютность стандартным сооружениям, спасти от разрушения ценные ориентиры или каким образом направить массовое строительство и благоустройство, чтобы жители в будущем смогли его модифицировать и наделить новым содержанием. Территория, находящаяся в упадке, будет взывать к нахождению путей удержания населения, спасения наследия поколений и обращения его в средство нового развития... В одних случаях лейтмотивом бытия окажутся сохранение и стабилизация, в других — подготовка к реконструкции среды или использованию окружения для символизации социальных сдвигов.

Разумеется, контекст сенсорного программирования окажет воздействие как на используемые средства, так и на получаемые результаты. Небезразлично, придется ли работать в традицпонн 1 н однородном в социальном смысле окружении, где сенсорные качества носят ясно выраженный характер, или в переходном и плюралистическом, где происходит непрестанное столкновение различных систем ценностей. Власть может быть концентрированной и твердой, и тогда работа носит характер закрытый, технократический, ориентированный и нацелена на немногочисленные центры принятия решений. Или же власть может быть предельно децентрализованной — тогда гораздо больший акцент ляжет на общественную информацию и пропаганду, на воспитание и программирование, стандарты и способы инициирования проектного процесса Все подобные вариации контекста вызывают соответствующие вариации в методике работы. Более того, в рамках того же конкретного региона и содержание проблем, и характер власти подвержены изменениям, даже если последние медленны и малозаметны, — методика работы должна подстраиваться к ним.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум