Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Учет местных условий при выборе направления трассы


Учет местных условий при выборе направления трассы

Дорога строится для того, чтобы обеспечить удобное и безопасное движение автомобилей с высокой скоростью. Производительность работы автомобиля оценивается произведением веса перевезенного груза на расстояние, выполненное в единицу времени (час, смену, год). Увеличение скорости является важным фактором сбережения времени пассажиров и повышения производительности труда водителей. Чем выше производительность работы автомобиля, тем меньше себестоимость перевозок и тем меньше автомобилей требуется для перевозки грузов, необходимых для выполнения народнохозяйственных планов.

С увеличением скорости и интенсивности движения на дороге осложняется управление автомобилем и уменьшаются возможности для маневрирования. Водитель должен учитывать не только изменения элементов трассы дороги, смену прямых и кривых, изменения крутизны подъемов и спусков, но и наличие на дороге попутных и встречных автомобилей, идущих с разными скоростями.

Устойчивость движущегося автомобиля и возможность для водителя управлять его движением — изменять направление, увеличивать или- уменьшать скорость — зависят от величины сцепления колес автомобиля с дорогой.

При изменении скорости изменяется кинетическая энергия. Для увеличения скорости водитель увеличивает подачу топлива в двигатель, для уменьшения скорости — снижает или вовсе прекращает ее и включает дополнительные сопротивления (тормоза). Для выполнения каждого маневра водителю необходима некоторое время «продолжительность реакции» на то, чтобы, оценив обстановку, установить, что необходимо выполнить и ввести в действие соответствующие рычаги управления.

Исследование дорожно-транспортных происшествий показывает, что одной из наиболее частых их причин является неожиданное изменение скорости движения. Необходимость изменения скорости движения может быть вызвана изменением крутизны подъема, наличием крутой кривой, въездом на дорогу автомобилей в местах примыкания или пересечения дорог. Поэтому при проектировании дорог должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие или уменьшающие необходимость резкого изменения скорости движения, например введение пологих переходных и вертикальных кривых.

Динамические возможности современных автомобилей позволяют выполнять пассажирские и грузовые перевозки на большие расстояния. Чем больше расстояние, тем утомительнее поездки для водителей и пассажиров. Длительная работа водителя за рулем без перерывов вызывает усталость, проявляющуюся в замедлении реакций на меняющиеся условия движения, что повышает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Меняющаяся обстановка, особенно когда окружающие дорогу виды красивы, возбуждающе действует на мозговые центры водителя и пассажиров, заинтересовывает их, поддерживает бодрость водителей и превращает длительное и утомительное пребывание пассажиров в автомобиле в приятную поездку. Поэтому при трассировании надо выбирать положение оси дороги так, чтобы дорога красиво вписывалась в окружающий ландшафт, открывая живописные виды на окрестности и придорожную обстановку.

Из изложенного возникает требование, особенно важное при проектировании магистральных дорог, на которых возможны перевозки на значительные расстояния и где происходит регулярное автобусное движение и туристские поездки на легковых автомобилях— это красивый вид дороги, сочетание ее как инженерного сооружения с окружающим ландшафтом, отражение в архитектуре придорожных зданий и сооружений колорита национальных особенностей местной архитектуры.

В отдельных местах может быть целесообразно проектирование ландшафтного озеленения с включением деревьев и кустарников с различными формами крон, цветом листвы и другими особенностями.

Перед проектированием нужно тщательно изучить особенности климата района проложения дороги, свойства грунтов, геологические и гидрогеологические условия, от которых зависит устойчивость земляного полотна и искусственных сооружений, гидрологические условия, определяющие сток и режимы водотоков, пересекаемых трассой дороги.

Выбор положения трассы (оси дороги) на местности представляет собой ответственную задачу, так как от него зависят удобство пользования дорогой, объем работ при строительстве, их стоимость и условия содержания дороги в процессе эксплуатации.

Дорогу следует вести по кратчайшему направлению. Однако это не всегда возможно из-за встречающихся препятствий. На направление трассы влияют рельеф местности, грунтовые и гидрогеологические условия, климат.

Холмы н возвышенности с крутыми, часто неустойчивыми склонами, глубокие речные долины и овраги заставляют отклонять трассу к местам, где склоны менее круты, напластования грунтов более устойчивы и при постройке дорожного полотна требуются меньшие объемы работ. Наоборот, в местах с незначительными уклонами сток поверхностных ливневых и талых снеговых вод может оказаться необеспеченным. Застаивающаяся в неровностях рельефа вода вызывает заболачивание местности в северных и засоление грунтов в южных районах, и также создает неблагоприятные условия для постройки дороги. Необходимо изыскивать места, где дорога пересечет эти участки на более коротком протяжении и где легче обеспечить устойчивость земляного полотна.

При пересечении ручьев и небольших речек требуются сравнительно небольшие объемы работ для обеспечения устойчивости сооружений на переходе и регулирования течения при пропуске паводка сквозь трубу или отверстие моста. Условия пересечения мелких тальвегов не должны оказывать влияния на положение трассы. При пересечении средних и особенно больших водотоков необходимо строить мосты, возводить высокие насыпи, устраивать струенаправляющие дамбы. Все это существенным образом отражается на стоимости дороги. Большое значение для уменьшения стоимости строительства имеет правильный выбор наиболее удобного перехода, так как при этом достигается значительная экономия средств на строительство сооружений мостового перехода и в дальнейшем на их эксплуатацию.

При трассировании необходимо тщательно изучить рельеф местности и ситуацию, установить методы и способы постройки дорожного полотна.

При этом возможны разные случаи:
— трасса располагается в речной долине на одной из незатопляемых террас, обслуживая населенные пункты, расположенные на берегах реки; такой ход при изысканиях называется долинным и применяется чаще всего в горных условиях;
— трасса располагается на склоне горного хребта, пересекая его и связывая населенные пункты, находящиеся в долинах разных рек; такой ход называется косогорным;
— трасса располагается между долинами разных рек, на широких, плоских водоразделах; такой ход носит название водораздельного и чаще всего применяется в равнинных местностях. В этом случае продольные уклоны дороги невелики, положение земляного полотна устойчивое, необходимо избегать заболоченных мест и обращать особое внимание на обеспечение отвода поверхностных вод и глубину залегания грунтовых.

В результате обследований выявляют так называемые контрольные точки, через которые должна пройти трасса, и места, которые она должна обойти.

При проектировании необходимо учитывать, что дорога должна служить десятки лет и удовлетворять требованиям не только существующего, но и перспективного движения, и что переход к такому движению должен осуществляться с возможно более полным использованием затрат на выполняемые в первую очередь работы.

Основные руководящие требования при выборе трассы, назначении проектной линии и проектировании дорожных конструкций могут быть сформулированы следующим образом: обеспечение наилучших условий в отношении удобства и безопасности движения автомобилей и наименьшей стоимости перевозок, устойчивости и надежности всех дорожных сооружений при наименьшей стоимости строительства и на более коротких сроках его осуществления.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум