Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Улицы средневековых городов


Улицы средневековых городов

Долгое время единственным городом средневековой Европы, в котором систематически вели дорожно-строительные работы, был Новгород. В 1952 г. при раскопках на перекрестке улиц Великой и Холопьей в культурном слое толщиной 7,5 м было последовательно расчищено и снято 25 настилов, относящихся к X—XV вв. Это свидетельствует, что за 500 лет деревянное покрытие на улице настилали заново не реже, чем через 20 лет. Настилы на Великой улице имели ширину 6 м, на других улицах они были более узкими, составляли в среднем 3—4 м. Конструкция настилов на протяжении веков не менялась. Устраивали их из широких плотно пригнанных друг к другу стесанных бревен-плах, уложенных по трем продольным длинным тонким бревнам — лагам. Ширина плах иногда достигала 1 м. Их поверхность была тщательно выровнена, а внизу сделаны выемки для плотного прилегания к лагам. Когда деревянные настилы изнашивались, их устраивали заново, обычно оставляя старые настилы в земле.

На Великой улице каждый слой настила лежал непосредственно на предыдущем. На других улицах слои настилов были разделены напластованиями перегноя бытовых отходов, выбрасывавшихся на улицу из прилегавших жилищ. В этом отношении Новгород не отличался от средневековых городов Западной Европы.

Деревянные настилы обнаруживали и в других городах, например, в Старой Ладоге. В Москве они были найдены на улицах За-рядья.

В странах Западной Европы мощение улиц было начато позже. В Париже первый участок улицы был замощен в 1184 г. В Италии устройство покрытий на важнейших улицах возобновилось во Флоренции в 1237 г., в Болонье — в 1241 г., в Милане — в 1260 г. Мостить улицы в Лондоне начали в 1302 г., в Любеке —в 1310 г., в Праге — в 1331 г. В германских государствах мостить улицы стали еще позже (г. Нюрнберг— 1368 г., г. Мюнхен— 1394 г., г. Штутгарт— 1413 г.). В г. Болгар, столице Волжско-Камской Болгарии, существовавшей с X до половины XV в. в Поволжье, при раскопках была обнаружена относящаяся к середине XIV в. мостовая из хорошо подогнанных каменных плит разной формы средним размером 60X60 см. В части города плиты были уложены на вымостку из смеси глины с толченым кирпичом и известью.

В изданном в 1464—1475 гг. в г. Нюрнберге руководстве (Ваи-meister der Stadt Nurenberg) указывалось, что камень для мощения из каменоломен привозят к городским воротам горняки или крестьяне и складывают там в штабеля, которые принимает строительный мастер. Мягкие камни используют для замощения дворов и улиц с малым движением. Твердый камень в дальнейшем используют повторно при перемещении. Песок и камень на замащиваемый участок вывозят конными повозками. Мостовщику, работающему сидя на скамеечке, придается помощник, который подает ему камни и разрыхляет заранее рассыпанный песок. После установки камней «сильный поденщик трамбует мостовую деревянной, окованной железом трамбовкой».

О характере главных улиц в Москве можно судить по воспоминаниям посетивших ее в XVII в. иностранцев. Так, например, Яков Рейтенфельс сообщал (1671 г.), что «улицы вымощены не камнем, а деревянными бревнами или кольями, положенными в один непрерывный ряд, постоянно, впрочем, покрытыми грязью или толстым слоем пыли, и бывают довольно гладки лишь зимой, когда снег и лед сравняют все». Аналогичными были и высказывания других путешественников. «Улицы широки и просторны. Осенью, во время частых дождей, они покрыты вязкой, глубокой грязью, на которую кладут для возможности прохода большие круглые бревна. Лишь Мясницкая улица, по которой часто проезжает царь, устлана еще досками поверх бревен. Но доски эти так грязны, что в дождь нужно надевать высокие сапоги»,— писал Кунрад фан Кленк в 1675 г.

Рис. 1. Мощение улицы

Положение не менялось, несмотря на ряд царских указов, в том числе и указ Петра I от 5 июня 1706 г.: «…в немецкой слободе, ради великих грязей построить деревянные мосты… по проезжим улицам и по знатным переулкам»1.

Бревенчатая мостовая долгое время являлась практически единственным типом искусственных покрытий на главных улицах русских городов, а также на отдельных труднопроезжаемых участках загородных дорог. Это объясняется тем, что добыча каменных материалов, как правило, малопрочных (например, белого подмосковного известняка) была сложной и дорогой. Камень применяли лишь для ответственных архитектурных и оборонительных работ — постройки церквей, монастырей, крепостных стен. Каменные мостовые устраивали в отдельных особо важных случаях, как, например, в Боголюбове, где главная площадь перед княжеским дворцом была вымощена небольшими плитами известняка. Поверхность площади была тщательно спланирована, и дождевая вода по выложенным камнем канавам отводилась за дворцовые стены.

Улицы городов средневековой Европы с их тесной сплошной застройкой были завалены отбросами, грязью. В Париже XIV в. требовалось лишь трижды прокричать: «Берегись, оболью!», прежде чем выливать помои из окна. Загрязнять таким образом улицы тщетно запрещалось королевскими указами 1372 г. и более строгим указом 1395 г. Однако значительно позже в 1777 г. Д. И. Фонвизин писал из Франции: «…достиг славного города Лиона. Дороги в сем государстве очень хороши, но везде по городам улицы так узки и так скверно содержатся, что дивиться надобно, как люди с пятью человеческими чувствами в такой нечистоте жить могут».

Состояние улиц русских городов, для которых была характерна застройка усадебного типа, с садами и огородами в черте города, было несколько более благополучным, но, конечно, также весьма далеким от современных представлений. Его ярко описывает «Подметное письмо», подброшенное 1 июня 1700 г. А. Д. Меньшикову для передачи Петру I : «Мостовые улицы мостят, не вынимая прежних подкладов и не вычищая грязи, и оттого мостами поднялись, а церкви и приказы и ряды и дворы обнизились; по тем же мостам недомоски многие, которые мостовины скоро изо-бьютца, долгу не помащивают; а много же из мостов в скудные домы крадут бревна. И от того в проездах от недомосков и от грязей великое мучение не токмо лошади и люди бьютца и мучатца…». Автор письма советует: «…против которых дворов мосты — велеть ис тех дворов мосты мостить и починивать и грязь счищать всякому против своего двора, чтоб никогда недомосков не было». Не менее интересна и даваемая рекомендация о путях замощения московских улиц: «Впредь, аще царское величество изволит быти каменным мостам, возможно учинит безубыточно. Много около Москвы на полях дикого мелкого камени. Наложить: которые приезжают в Москву с лесом, с сеном, з дровами и с иным съездным харчем,— велет им привозить по камышку на возу и те камушки метат у Земляного города у караулен; а без камышка в город не пропущат; а по нужде кто, не ведая указу, приедет бес камышка,— имат с них по денешке».

Интересно, что спустя пять лет были опубликованы отвечающие идее этого предложения указы Петра I от 25 мая и 15 сентября 1705 г. «О делании в Москве по проезжим большим улицам мостовых из дикого камня и о сборе на то с крестьян и купечества камней определенной величины» и «О мощении улиц в Москве камнем и о сборе с крестьян и торговых людей дикого камня и песку». Было предписано «в Москве, в Кремле и в Китае, и в Белом городе на больших улицах, против мостовой росписи, где ныне деревянные мосты, делать каменные мосты из дикого камня». Для мощения приказано было выставить с каждого поместья и вотчины и с четырехсот дворов «крестьянских и с бобыльских, и с задворных, и с деловых людей» по четыре кубических сажени камня и по четыре сажени песку. «Крестьяне Московского уезда и всех городов и посадские люди и извозчики» обязаны были, приезжая в Москву, привозить с собою «по три камня диких ручных, а чтоб те камни меньше гусиного яйца не были».

В период XVI—XVIII вв. усилившееся разделение общественного труда в разных странах Европы привело к интенсивному разложению феодального общества и зарождению капиталистических отношений, появлению первых мануфактур. При этом быстро возрастала потребность в перевозках. В окрепших национальных государствах (Англии, Франции, России) вновь потребовалась в целях управления развитая сеть дорог. К. Маркс писал про этот период, что «средства связи и транспорта такого общества, pivot (стержнем) которого, употребляя выражение Фурье, было мелкое земледелие с его подсобной домашней промышленностью и городское ремесло далеко уже не удовлетворяли потребностей производства в мануфактурный период с его расширенным разделением общественного труда, с его концентрацией средств труда и рабочих, с его колониальными рынками, а потому и на самом деле претерпели переворот». Постепенно во всех странах начался период повышенного внимания к строительству дорог с каменными дорожными одеждами. В конце XVIII в. были начаты попытки создания механических средств безрельсового транспорта.



Похожие статьи:
Земляное полотно и дорожные одежды

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум