Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Улучшение условий движения по пересечениям в одном уровне


Улучшение условий движения по пересечениям в одном уровне

При высокой интенсивности движения на пересечениях в одном уровне, особенно при большом количестве поворачивающих автомобилей, целесообразно предусматривать меры пассивной организации движения без введения светофорного регулирования, трудно осуществимого вне населенных пунктов. В ряде случаев повышение безопасности движения достигается путем устройства так называемых «канализированных пересечений» — закрытия части пересечения устройством островков и нанесения линий регулирования движения с выделением резервных зон, по которым запрещен проезд. Не следует думать, что создаваемое этим уменьшение ширины полос движения может ухудшить условия проезда автомобилей. Опыт показывает, что избыточная ширина проезжей части на пересечениях при отсутствии полос разметки, намечающих направления движения, приводит к нарушению четкости проезда транспортных потоков и к снижению безопасности движения. Поэтому упорядочение движения всегда имеет в своей основе ограничение свободы выбора водителем возможного направления движения и четкое обозначение правильной полосы движения на проезжей части.

При реконструкции дорог в Англии устройство островков уширение тротуаров, уменьшивших свободную площадь пересечения и препятствующих возможности въезда на площадь с высокой скоростью, снизило количество происшествий в 4 и 7 раз.

В отличие от случаев нового строительства, когда кольцевые пресечения делают с центральными островками больших размеров, при реконструкции дорог наблюдается тенденция организовывать на пересечениях кольцевое движение при помощи островков малых размеров.

При этом размеры островка должны быть такими, чтобы прямой проезд пересечения был невозможен и требовалось бы искривление траектории движения, приводящее к снижению скорости.

По данным транспортной и дорожной исследовательской лаборатории Великобритании, пропускная способность пересечений в одном уровне значительно зависит от их конфигурации, определяющей траекторию правого поворота. Это обстоятельство следует учитывать при проектировании реконструкции дорог. На основе проводившихся экспериментальных проездов по пересечениям различной конфигурации было предложено несимметричное пересечение с центральным островком. Его пропускная способность составляла 8000 авт/ч; для обычного пересечения — 3200 авт/ч.

Наибольшая четкость проезда автомобилей по пересечениям в одном уровне обеспечивается при канализировании движения — разделении транспортных потоков, следующих по разным направлениям, путем выделения для каждого из них самостоятельной полосы движения, соответствующей удобной траектории, и рассредоточении по возможности мест пересечения траекторий движения— конфликтных точек. Полосы движения на пересечении выделяются устройством направляющихся островков.

Рис. 1. Примеры упорядочения движения по пересечению дорог путем устройства островков:
1 — первоначальная граница пересечения; 2 — граница после реконструкции; 3 — островки; 4 — узкий пешеходный островок со световыми сигналами

Рис. 2. Улучшение условий движения по пересечению путем устройства островка малого диаметра

Рис. 3. Зависимость пропускной способности пересечений в одном уровне от их размеров и конфигурации:
а — влияние конфигурации пересечения при постоянной площади; б —влияние радиуса описанного по окружности бордюра;
1 — левый поворот с объездом центра пересечения; 2 —то же, без объезда; 3 — преимущество автомобилей, въезжающих на пересечение слева; 4 — дополнительная площадь пересечения по сравнению с простым перекрестком

Рис. 4. Несимметричная планировка пересечения в одном уровне, обладающего большой пропускной способностью:

Рис. 5. Номограмма для выбора типа пересечения:
1 — необорудованные пересечения; 2 — частично канализируемые пересечения с направляющими островками на второстепенной дороге; 3 — канализирование пересечения с направляющими островками на второстепенной и главной дорогах и переходно-скоростными полосами на главной дороге; 4 — пересечения в разных уровнях

В странах с малоснежными зимами, имеющих большой опыт устройства канализированных пересечений, островки делают возвышающимися, ограниченными невысокими скошенными бортовыми камнями, случайный заезд колеса на которые не представляет опасности. В то же время несколько возвышающийся островок оказывает большее дисциплинирующее воздействие на водителей автомобилей, способствуя снижению скорости проезда через пересечение. Однако в суровых климатических условиях ряда районов Советского Союза возвышающиеся бордюры значительно осложняют зимнее содержание.

Поэтому в местах, где продолжительность снегового покрова превышает 1,5—2 мес., целесообразно обозначать островки расположенными в одном уровне с покрытием, отличающимися от него по цвету плитками из керамики или белого бетона, или даже просто наносить на покрытие линии разметки.

Область применения пересечений канализированного типа можно установить по номограмме, предложенной канд. техн. наук Е. И. Лобановым. Из нее следует, что пересечения в одном уровне с направляющими островками эффективны в достаточно широком диапазоне интенсивностей движения, зависящем от соотношения между интенсивностями па главной и пересекающей дороге.

Проекты устройства канализированных пересечений следует разрабатывать индивидуально с учетом конфигурации пересечений и соотношения интенсивности транспортных потоков, следующих в разных направлениях. Выработанные практикой принципы планировки канализированных пересечений сводятся к следующему:

1 Планировка пересечения кна быть зрительно ясной, остой и понятной для водителей Она должна четко выделять пути движения автомобилей, обеспечивая преимущественные условия и неизменную скорость для автомобилей на дороге более высокой категории или большей народнохозяйственной значимости. На пересекающей или примыкающей дороге планировка пересечения должна предупреждать водителей о предстоящем маневре и способствовать снижению скорости движения поворачивающих автомобилей.

2. Точки пересечения траекторий движения автомобилей на пересечении дорог должны быть, по возможности, удалены друг от друга.

3. Планировка пересечения должна в каждый момент времени ставить перед проезжающим его водителем необходимость выбора не более чем одного из двух возможных направлений движения. Необходимое направление движения должно в соответствии с принципами зрительного ориентирования водителей, подсказываться расположением разделительных островков и разметочных линий на покрытии.

4. Островки п разграничительные линии на пересечениях канализированного типа должны разделять поворачивающие и транзитные следующие по прямому направлению с повышенными скоростями транспортные потоки, выделяя для каждого из них самостоятельные полосы движения, которые должны обеспечивать четкое и организованное прохождение транспортных потоков через пересечение и плавное их разделение и слияние. Автомобили должны объезжать островки с правой стороны. Расположение островов в плане должно закрывать для приближающихся автомобилей возможность объезда островка слева.

Рис. 6. Схема разбивки направляющего каплеобразного островка. В левой части чертежа показано построение коробовой кривой

7. Сопряжения полос движения на пересечениях в одном уровне должны обеспечивать одинаковую скорость правых и левых поворотов и одинаковую видимость в ночное время при свете фар.

8. Конфигурация островков должна обеспечивать пересечение потоков под оптимальными для выполнения следующего маневра углами. Слияние и разделение должно происходить под малыми углами, что ускоряет процесс включения в поток или выхода автомобиля из потока. Удовлетворение этого требования лучше всего обеспечивается каплеобразной обтекаемой формой направляющих островков. Для большего удобства поворота с главной дороги островки должны смещаться в плане влево относительно оси второстепенной дороги.

9. На дорогах с высокой интенсивностью движения II и III категорий для остановки автомобилей в ожидании возможности левого поворота с главной дороги должны выделяться специальные дополнительные полосы движения, отделяемые от полос движения в прямом направлении вытянутыми островками. Необходимая длина полос для ожидания зависит от интенсивности движения по главной дороге и количества автомобилей, осуществляющих левый поворот.

10. На пересечениях, расположенных в населенных местах, должны быть указаны места пешеходных переходов, а в некоторых случаях установлены барьеры или посажены деревья и кустарники, препятствующие переходу в нсобозначенных местах.

Пропускная способность пересечений всех типов повышается при устройстве на проезжей части дополнительных переходно-скоростных полос для поворачивающих направо автомобилей. В этом случае поворот впереди идущего автомобиля не вызывает необходимости замедления скорости следующих за ним в прямом направлении или поворачивающих налево автомобилей. Наличие переходно-скоростных полос сильно снижает опасность дорожно-транспортных происшествий на пересечениях, устраняя возможность наезда на следующий впереди автомобиль, внезапно снижающий скорость перед поворотом. Движение транспортных потоков через перекресток становится более четким.

На подходах к пересечениям в разных уровнях переходно-скоростные полосы обязательны на дорогах I, II и III категорий, если разница в расчетной скорости на дороге и съездах превышает 35 км/ч. Длину переходно-скоростных полос принимают в зависимости от продольного уклона дороги.

Рис. 7. Островок на проезжей части, выделяющий полосу для левого поворота



Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум