Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Уширение земляного полотна при реконструкции дорог


Уширение земляного полотна при реконструкции дорог

Реконструкция дорог всегда бывает связана с выполнением земляных работ. Земляное полотно уширяют; при устранении необоснованной извилистости приходится строить новое полотно на спрямлениях и вести присыпку на участках небольших смещений оси дороги. При исправлении продольного профиля досыпают насыпи и углубляют выемки.

Земляные работы при реконструкции дорог имеют ряд особенностей, затрудняющих их выполнение и организацию: непостоянство объема работ по протяжению дороги, необходимость обеспечения надлежащего сопряжения вновь отсыпанного грунта со старым уплотнившимся земляным полотном и отсыпки тонких слоев на откосах, сложность уплотнения присыпаемого грунта и т. д. Грунт для реконструируемой дороги, как правило, доставляют автомобилями из грунтовых карьеров, поскольку вблизи от существующей дороги редко оказывается возможным разместить новые резервы.

Проектировщик, намечающий исправление трассы дороги, имея в виду отмеченные трудности производства земляных работ, должен все время стремиться предусматривать такое проложение новой трассы, чтобы, в максимальной степени используя существующую дорогу, не осложнять работу строителей необходимостью выполнения сравнительно тонких присыпок с двух сторон земляного полотна.

В местах, где отсутствует необходимость изменения трассы и продольного профиля и требуется выполнить только уширение земляного полотна и дорожной одежды, возможно несколько решений. Выбор наилучшего из них зависит не столько от удобства земляных работ, сколько от принятой конструкции дорожной одежды и намеченного способа ее уширения, поскольку последнее особенно трудоемко. Во всех случаях присыпаемая часть земляного полотна не должна ухудшить водно-тепловой режим существующей части.

Возможны следующие способы уширения насыпей и выемок:

1. Двустороннее уширение, при котором ось реконструируемой дороги совмещают с осыо существующей дороги. При этом приходится .засыпать с двух сторон боковые канавы или резервы, досыпать откосы насыпей или срезать закрепленные дерном откосы выемок. Единственное достоинство этого способа заключается в том, что дорожная одежда остается на прочном, уплотненном движением основании. Метод наиболее приемлем при малых высотах насыпей.

Рис. 1. Схема уширения земляного полотна:
а — двустороннее симметричное; б — одностороннее; 1 — присыпной грунт; 2 — новое покрытие; 3 — существующее покрытие; 4 — ось дороги; 5 — ось старой дороги; 6 — ось уширенной дороги

2. Одностороннее уширенне, при котором ось реконструируемой дороги смещают в сторону от оси существующей дороги. Недостаток этого способа состоит в том, что новая часть дорожной одежды частично располагается на свежеотсыпанном грунте, которому трудно придать такую же степень уплотнения, как у старого земляного полотна. Ось двускатной проезжей части смещается, что увеличивает количество потребных материалов для покрытия. Однако уширение земляного полотна в этом случае легче осуществить и выполнить качественно в связи с тем, что земляные работы сосредоточены с одной стороны дороги и приходится выполнять в одном месте их большие объемы. Иногда для обеспечения возможности качественного выполнения строительных работ величину уширения земляного полотна увеличивают по сравнению с расчетной до необходимой для возможности работы дорожными машинами — автогрейдером и катками. Это позволяет устроить надежную срезку ступеней на откосах и хорошо уплотнить отсыпаемый грунт.

3. На косогорных участках ось дороги во всех случаях, когда это не вызывает чрезмерно больших объемов работ, целесообразно смещать к откосу, чтобы земляное полотно уширялось за счет выемки. Хотя срезка косогора связана с выполнением больших земляных работ, получаемое земляное полотно более устойчиво. Уширение земляного полотна за счет насыпной части бывает затруднительно из-за сложности обеспечения связи новой присыпной части с существующей насыпью, а во многих случаях и с необходимостью постройки подпорных стенок.

Возможность срезки откоса должна обосновываться проверкой устойчивости подрезаемого откоса против оползания. В некоторых случаях может оказаться целесообразным разделение на косогор-ном участке проезжих частей по направлениям движения с расположением их в разных уровнях по склону холма. При этом существующая дорога используется для движения в одном направлении, а для встречного движения выше или ниже по склону строится новая дорога. При проектировании таких участков должны быть соблюдены требования к плавности сопряжения трасс обоих участков, чтобы положение оси раздельных участков являлось закономерным продолжением смежных участков объединенной дороги.

В литературе высказывается мнение о целесообразности устройства в некоторых случаях раздельного земляного полотна и на автомобильных дорогах II и даже III категории, особенно на заболоченных участках в районах избыточного увлажнения. Доводы в пользу этого решения в основном вытекают из соображений организации строительных работ — возможность их выполнения без перерыва движения по дороге, большего удобства выполнения земляных работ и обеспечения должного качества земляного полотна и т. д.

Выбранный способ уширения земляного полотна неизбежно требует и аналогичного способа уширения проезжей части. Поэтому вопрос необходимо решать комплексно, устанавливая наиболее выгодный метод уширения земляного полотна путем технпко-эконо-мического сравнения вариантов, учитывающего затраты на переустройство как земляного полотна, так и проезжей части.

При любом способе уширения земляного полотна должно быть достигнуто хорошее сопряжение присыпаемого грунта со слежавшимся грунтом насыпи, обеспечивающее совместную работу старой и новой частей полотна. Отсутствие связи между ними может приводить к оползанию новой части земляного полотна под влиянием проникающей воды и динамического воздействия проезжающих автомобилей. Процессы естественного уплотнения присыпанного грунта могут вызывать потерю ровности покрытий.

Особым случаем является уширение земляного полотна при реконструкции дороги с двумя полосами движения в автомобильную магистраль. Существующая дорога становится одной из проезжих частей для одностороннего движения, а на месте обочины и боковой канавы устраивается разделительная полоса. Необходимость придания проезжей части односкатного поперечного уклона требует значительной досыпки грунта на место устройства разделительной полосы. Необходимы тщательная засыпка и уплотнение грунта при заделке канавы, чтобы в ней не могли образовываться застои просачивающейся воды.

При уширении земляного полотна должны предусматриваться меры к благоустройству полосы отвода. Устраивавшиеся раньше около дороги глубокие канавы и резервы опасны для современного движения в случае выезда автомобиля с дороги с высокой скоростью. При наличии избытка грунта при уширении выемок глубокие резервы полезно заделывать. Вместо глубоких канав целесообразно устраивать лотки с пологими откосами. Деревья, расположенные ближе 4,5—5,0 м от кромки проезжей части, очень опасны для движения. Поэтому аллейные насаждения на обочинах, несмотря на то, что они вошли в местный ландшафт, при перестройке дорог следует уничтожать, заменяя декоративными посадками на полосе отвода. По возможности необходимо предусматривать лучшее согласование земляного полотна дороги с элементами прилегающего рельефа, округляя, в частности, бровки выемок и подошвы откосов насыпей.



Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум