Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Узпы


Узпы

Узлы — это те стратегические точки (фокусы), внутрь которых можно войти; как правило, это перекрестки путей или места концентрации каких-то особых свойств. Будучи в воображении лишь компактными точками, в действительности узлы могут быть просторными площадями или протяженными линейными пространствами и даже центральными районами. F-Сли же рассматривать окружение на национальном или глобальном уровне, то и весь город может стать одним из узлов.

Перекресток или другой тип разрыва транспортной коммуникации имеет для горожанина особую значимость. Поскольку в таких местах нужно принять решение о направлении дальнейшего движения, внимание обостряется и элементы окружения воспринимаются с особой остротой. Таким образом, все элементы, расположенные на перекрестках, можно трактовать как выделенные самим своим расположением. Когда бостонцев спрашивали, на какой стадии обычного маршрута они осознают себя внутри делового центра, большинство указывало на места пересадок или остановок транспорта. В ряде случаев это место съезда с магистрали на городскую улицу, в других — первая остановка поезда (Бэк Бей), даже если опрошенный там не выходил. Обитатели Джерси-Сити ощущают, что покинули пределы города, когда проезжают круговую развязку на Тоннель Авеню. В общем переход от одного канала транспортной коммуникации к другому воспринимается как перемещение из одного структурного элемента в другой.

В Бостоне Сколли Скуэр, кольцевая развязка на Чарлз-стрит или Южный вокзал воспринимаются как сильные узлы соединения; каждый из них служит точкой переключения для объезда препятствия, которым является Бикон Хилл. Развязка далека от изящества, но она явственно выражает переходную связь между рекой, мостом Сторроу Драйв, Чарлз-стрит и Кембридж-стрит. К тому же и открытое пространство вдоль реки, и поднятая над землей станция, и поезда, скрывающиеся в откосе холма и выныривающие из него, и плотный поток грузовиков — все это представляет собой целостную картину. Такие узлы могут играть существенную роль и тогда, когда их предметная форма не поддается классификации, расплывчата, как, например, Джорнал Скуэр в Джерси-Сити.

Станции метро, нанизанные на невидимую систему путей, также служат стратегическими узлами соединения. Некоторые из них оказались столь существенными на карте Бостона, что кое-кто из опрошенных выстраивал весь город вокруг них. При этом большая часть таких ключевых станций твердо ассоциируется с чем-то на поверхности. Сами станции также различаются индивидуальными характеристиками: одни, как «Чарлз-стрит», опознаются легко, другие («Мекэникс») — с трудом. В большинстве случаев их трудно структурно соотнести с рисунком путей на поверхности земли, но некоторые особенно дезориентируют, например, верхняя станция на Вашингтон-стрит, где полностью теряется чувство направления. Детальный анализ вообразимости системы метрополитена и вообще транзитных систем обещает весьма многое.



Рис. 1. Развязка на Чарлз-стрит


Хотя важность железнодорожных вокзалов может снижаться, они почти всегда Остаются ключевыми узлами города. Южный вокзал Бостона — один из самых мощных узлов на образной карте города, функционально существен для пассажира поезда, метро и для всех движущихся внутри города. К тому же он внушителен зрительно, так как его масса буквально ограничивает открытое пространство Дью Скуэр. То же можно было бы сказать и об аэропортах, если бы они были на изучавшихся нами территориях. Теоретически любой уличный перекресток является узлом, но, как правило, их значение слишком мало, и они представимы всего лишь как случайное пересечение путей — образ не в состоянии удержать слишком много узловых точек.

Другой тип узла — концентрация сюжета — также встречается весьма часто. Першинг Скуэр в Лос-Анджелесе — яркий пример, самая яркая точка на образной карте города, сильно обрисованная очертаниями пространства, озеленением и типами активности. В Бостоне также найдется ряд примеров, в первую очередь угол Джордан-стрит и Файлин-стрит или Луисбург Скуэр.



Рис. 2. Бостон. Вашингтон-стрит н Саммер-стрит


Первый слу жит к тому же связью между Вашингтон-стрит и Саммер-стрит и ассоциируется со станцией метро, но в первую очередь опознается как самый центр центра города. Это «стопроцентно» коммерческий перекресток; такая компактность, как здесь, редко встречается в больших американских городах. Это типичное ядро-фокусирующий пункт и символ целого важного в городе района.

Луисбург. Скуэр — иной пример концентрации сюжета, хорошо известное открытое пространство в спокойной жилой зоне, пропитанное духом «верхнего класса», ограниченное парком, легко распознаваемым по ограде. Это еще более чистый пример концентрации, чем угол Джордан — Файлин, поскольку здесь нет коммуникационного узла, и об этой площади говорят только, что она расположена «где-то внутри» Бикон Хилл, а ее значимость как узла значительно превосходит чисто функциональное значение.

Узлы могут совмещать в себе функции транспортного соединения и концентрации сюжета, как на Джорнал Скуэр в Джерси-Сити, где сосредоточены автобусное и автомобильное движение и активная торговля. Концентрация какого-то сюжета может становиться фокусным пунктом для района, подобного углу Джордан — Файлин и, может быть, Луисбург Скуэр. Другие узлы не претендуют на роль фокусирующих точек, будучи лишь изолированными концентрациями сюжета в пространстве, вроде Ольвера-стрит в Лос-Анджелесе.

Сила и выразительность формы вовсе не являются принципиально необходимыми для опознаваемости узла, подтверждением чему могут служить Джорнал Скуэр и Сколли Скуэр, но там, где пространство ясно оформлено, впечатление, несомненно, сильнее. Узел запоминается сам по себе, и если бы Сколли Скуэр обладала пространственной формой, сопоставимой с ее функциональной значимостью, она безусловно была бы одним из «ключей» Бостона. Однако в нынешней форме она не поддается запоминанию сколько-нибудь упорядоченным образом. Лишь семеро из тридцати опрошенных помнили, что на Сколли Скуэр есть станция метро, по поводу же всего остального не было никакого согласия. Очевидно, площадь вообще не производит визуального воздействия на наблюдателя и характер вливания в нее различных путей, что и придает ей функциональную важность, остается в целом невразумительным.

Напротив, узел вроде Копли Скуэр, несмотря на его меньшую функциональную роль (он удерживает косой перекресток Хантингтон Авеню), представляется чрезвычайно четко и связи различных подводящих путей прочитываются безошибочно. Узел легко опознается прежде всего по индивидуальным характеристикам зданий, фланкирующих площадь: библиотека, церковь Троицы, отель «Копли Плаза», вид на Джон Хэнкок Билдинг. Это в большей степени концентрация активности и сосредоточение выделяющихся из общего фона сооружений, чем некое пространственное целое.



Рис. 3. Венеция. Площадь св. Марка


Интровертна Сколли Скуэр: находясь на ней или рядом с ней, трудно уловить какую-либо направленность вовне. Главными направлениями в ее окрестностях служат «в ней» или «от нее», основное чувство местонахождения при появлении здесь — простое «я здесь». Бостонская Дыои Скуэр экстравертна: основные направления очевидны, связи с деловым районом, торговым районом и набережной прочитываются ясно. Одному из опрошенных Южный вокзал на Дыои Скуэр казался огромной стрелой, указывающей в сердце делового района. Кажется, что подход к такому узлу всегда осуществляется с определенной стороны. Такое же свойство направленности есть у Першинг Скуэр (прежде всего из-за наличия отеля «Билтмор»), но в этом случае есть сложности с определением локализации узла в решетке путей.

Большинство этих качеств синтезированы в знаменитом итальянском узле — площади св. Марка в Венеции. Сложно организованная, насыщенная, тонко расчлененная, она резко контрастирует с общим характером города и узкими, изломанными пространственными элементами своего ближайшего окружения. Но она прочно связана с основным элементом города — Большим каналом, и ее форма имеет ясно ориентированный характер, четко обозначающий направления подхода к ней. Внутренне она также расчленена и структурирована: два пространства (Пьяцца и Пьяццетта) и множество ясных ориентиров (Собор, Палаццо Дожей, Кампанилла, Библиотека). Это пространство столь характерно и определенно, что множество людей, никогда не бывавших в Венеции, опознают ее по фотографии мгновенно.

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум