Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Вентиляторы и электродвигатели


Вентиляторы и электродвигатели

Вентиляторы. Вентилятор — это гидравлическая машина, предназначенная для перемещения воздуха или других газов при потерях давления в сети до 12000 Па.

По принципу действия и конструктивным особенностям вентиляторы подразделяются на радиальные (центробежные), осевые, крышные и потолочные.

В зависимости от условий работы промышленность выпускает радиальные вентиляторы:
— для обычных сред (общего назначения)— для перемещения неагрессивных сред температурой не выше 80 °С, не содержащих липких веществ и волокнистых материалов; содержание пыли и других твердых веществ не должно превышать 100 мг/м3. Температура перемещаемой среды для вентиляторов двустороннего всасывания, у которых ременная передача находится в перемещаемой среде, не должна превышать 60 °С;
— коррозионно-стойкие— для транспортирования газообразных коррозионных сред;
— искрозащищенные — для перемещения взрывоопасных сред; пылевые— для перемещения воздуха или газовоздушной смеси, содержащей пыль и другие твердые примеси в количестве более 100 мг/м3.

По направлению вращения рабочего колеса вентиляторы выпускают правого и левого вращения (СТСЭВ 2145—80). Вентилятор, у которого рабочее колесо вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны всасывания воздуха, называется вентилятором правого вращения. Вентилятор, у которого рабочее колесо вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны всасывания воздуха, относится к вентиляторам левого вращения.

Для характеристики размера вентиляторов каждому из них присваивается номер, который соответствует диаметру рабочего колеса, выраженному в дециметрах.

Радиальные вентиляторы. В спиральном корпусе вентилятора расположено рабочее колесо, при вращении которого воздух, поступающий через всасывающее отверстие, попадает в каналы между лопатками колеса и, перемещаясь по этим каналам в соответствии с формой спирального корпуса, направляется в его нагнетательное отверстие. Лопатки рабочего колеса скреплены по окружности дисками: передним —в виде кольца и задним — сплошным, в центре которого находится ступица, предназначенная для насаживания колеса на вал. В некоторых вентиляторах специального назначения может не быть переднего или обоих дисков. Тогда лопасти-лопатки крепятся к ступице.

Рис. 1. Радиальный вентилятор:
1,2 — всасывающее и нагнетательное отверстия, 3 — корпус, 4 — шкив

Колеса вентиляторов изготовляют сварными. Спиральные корпуса сваривают из листовой стали. Корпуса вентиляторов больших размеров устанавливают на самостоятельных опорах, а небольших — крепят к станине. Станины отливают из чугуна или сваривают из сортовой стали. На станинах ставят подшипники, в которых укрепляют вал вентилятора. Если вентилятор приводится во вращение с помощью ременной передачи, то на вал между подшипниками или на консоль насаживают шкив.

Радиальные вентиляторы выпускают низкого давления, которые создают полное давление до 1000 Па, среднего давления, создающие давление от 1000 до 3000 Па, высокого давления, создающие давление от 3000 до 12000 Па.

По назначению радиального вентилятора лопатки рабочего колеса могут быть загнутые вперед или назад. Как правило, колеса с лопатками, загнутыми назад, устанавливают у вентиляторов низкого давления. Рабочее колесо в вентиляторе должно вращаться по ходу разворота спирального корпуса.

В некоторых случаях корпус радиального вентилятора выполнен так, что воздух всасывается с двух сторон, такая машина называется вентилятором двустороннего всасывания.

Радиальные вентиляторы изготовляют с поворотным корпусом. В зависимости от направления подачи воздуха радиальные вентиляторы как правого, так и левого вращений изготовляют таким образом, что путем поворота корпуса их можно устанавливать в различные положения, изображенные на рисунке. Углы поворота отсчитывают по направлению вращения рабочего колеса.

Рис. 2. Схемы положений корпусов вентиляторов правого (а) и левого (б) вращений

Осевые вентиляторы. У осевого вентилятора направление потока газа на входе и выходе из рабочего колеса параллельно оси его вращения. Во многих конструкциях осевых вентиляторов рабочее колесо насаживают непосредственно на вал двигателя, а двигатель, укрытый обтекателем, располагают внутри корпуса в потоке воздуха. Применяют такие вентиляторы в тех случаях, когда большие объемы воздуха необходимо перемещать при небольшом давлении.

Для нормальной работы вентилятора необходимо, чтобы зазор между крайними точками колеса и корпусом был минимальным. Осевые вентиляторы изготовляют правого и левого вращений.

Рабочее колесо состоит из втулок и прикрепленных к ним лопаток, которые могут иметь симметричную и несимметричную форму. Вентиляторы с симметричными лопатками перемещают одинаковое количество воздуха в одну и другую сторону в зависимости от направления вращения колеса. Такие вентиляторы называются реверсивными.

Колеса с несимметричными лопатками должны вращаться так, чтобы лопатки перемещались тупой стороной вперед. Лопатки выполняют из листового металла. Втулки с лопатками изготовляют одновременно способом штампования.

Осевые вентиляторы широко используют в отопительно-вентиляционных агрегатах.

Крышные вентиляторы. Крышные вентиляторы приспособлены для установки вне помещений на бесчердачном покрытии производственных и общественных зданий. Ид изготовляют с осевыми или радиальными рабочими колесами, вращающимися в горизонтальной плоскости на вертикальных валах. Осевые крышные вентиляторы применяют для децентрализованных установок общеобменных вытяжных систем вентиляции без сети воздуховодов. Крышные радиальные вентиляторы используют как без сети, так и с сетью воздуховодов.

Потолочные вентиляторы. Потолочные вентиляторы предназначены для увеличения подвижности воздуха в производственных и общественных помещениях.. Потолочный вентилятор состоит из двигателя, на вал которого насажены лопасти. Двигатель с помощью системы подвеса крепят к арматуре или специальному устройству в перекрытии помещения. Потолочные вентиляторы, выпускаемые с размахом лопастей 900, 1200, 1500 и 1800 мм, должны иметь регулятор частоты вращения.

Рис. 3. Осевой вентилятор:
1 — рабочее колесо, 2 — фланцы, 3 — обечайка, 4 — электродвигатель, 5 — косынки

Для каждого вида вентиляторов существует предельная частота вращения, зависящая от прочности рабочего колеса. При выборе частоты вращения следует учитывать, где будет установлен вентилятор, так как с увеличением частоты вращения возрастает создаваемый вентилятором шум.

Направляющие аппараты и гидромуфты. Направляющими аппаратами регулируют производительность вентиляторов путем изменения угла входа (закручивания) потока воздуха на рабочее колесо. Закручивание потока происходит в лопатках направляющего аппарата при установке их под различным углом. Закрывая лопатки аппарата, можно уменьшить пусковую нагрузку электродвигателя. Лопатки аппарата можно поворачивать вручную или с помощью редуктора.

Гидромуфты используют в вентиляционных установках для плавного регулирования работы вентилятора; с их помощью изменяют частоту вращения шкива при сохранении постоянной частоты вращения электродвигателя.

Электродвигатели. Электродвигатели для вентиляторов подбирают по специальным каталогам в зависимости от необходимой мощности и частоты вращения рабочего колеса вентилятора, а также от условий, в которых должен работать двигатель.

Электродвигатели выпускают в чугунных и алюминиевых оболочках, защищенные, закрытые и взрывобезопасные. При установке двигателя учитывают состояние окружающей среды и состав перемещаемого воздуха или газов.

Если частота вращения вентилятора и электродвигателя не совпадает, применяют ременные передачи с клиновыми или плоскими ремнями. Клиноременная передача в отличие от плоскоременной обеспечивает лучшее сцепление ремня со шкивом, работает бесшумно и без толчков. При клиноременной передаче расстояние между шкивами электродвигателя и вентилятора может быть значительно меньшим, чем при плоскоременной. Плоские ремни в настоящее время почти не применяют.

При определении мощности электродвигателя должны быть учтены потери, зависящие от способа соединения вентилятора с электродвигателем, или коэффициент полезного действия передачи «inep, значения которого приведены ниже.

Рис. 4. Направляющий аппарат:
1 — редуктор, 2 — спица, 3 — лопатки, 4 — корпус

Рис. 5. Схема привода с гидромуфтой:
1 — станина, 2 – электродвигатель, 3 — насос, 4 — гидромуфта, 5 — шкив

Рис. 6. Воздухонагреватель:
1 — присоединительный штуцер, 2 — коллектор, 3 — трубки для прохода теплоносителя, 4 — пластины оребрения, 5 — боковые щитки





Похожие статьи:
Техника безопасности на производстве и монтажной площадке

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум