Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Вешение линии и измерение углов


Вешение линии и измерение углов

Звено угломерщика, который обычно является помощником начальника партии, провешивает трассу по выбранному и указанному направлению. В звено угломерщика включают двух рабочих для вешения линии и переноски инструмента.

В залесенной местности добавляются 1—2 рабочих для рубки визирки.

Вешение ведется «на себя» по теодолиту.

Возможность применения кривой радиуса принятой величины должна быть проверена по местным условиям. Для этого определяют положение на местности начала, конца и середины кривой и некоторых промежуточных точек, наиболее приближающихся к препятствиям на местности. Кроме того, должна быть проверена достаточность расстояний до вершин смежных углов для размещения тангенсов.

Если радиус более 3000 м применить нельзя, угломерщик должен проверить, нельзя ли разместить кривые, изменив положение вершин углов. Перенос вершин в точки А’ и В’ уменьшает величины углов и увеличивает расстояние между вершинами. Если это оказывается невозможным, должны быть перетрассированы смежные прямые или применены кривые меньших радиусов. При кривых радиуса 2000 м и менее должна быть учтена необходимость размещения переходных кривых. Целесообразность применения радиусов менее 3000 м должна быть обоснована технико-экономическими расчетами. Значения наименьших радиусов кривых для дорог разных категорий приведены в приложении 1. В практике проектирования трасс в высокогорной местности могут быть случаи, когда для лучшего вписывания трассы в рельеф местности целесообразно применить переходные кривые с разными параметрами.

Рис. 1. Изменение положения вершин углов для размещения кривых требуемого радиуса

Рис. 2. Сопряжение прямых круговой кривой

Рис. 3. Схема сопряжения прямых двумя преходными кривыми:
а — симметричной биклотоидой; б — несимметричной биклотоидой; в — сопряжение двух прямых двумя биклотоида-ми с кривизной в разные стороны

Проверяют размещение поперечных профилей дороги в самой узкой части серпантины М\М2 (рис. 173, разрез II—II);

Спроектированная на плане в горизонталях серпантина должна быть перенесена на местность. Для этого должны быть вычислены углы 6i и 62 (см. рис. 173); расстояние от вершин углов сопрягающих кривых до вершины угла поворота Ох и нового центра О2 основной кривой серпантины может быть получено измерением прямых М1О1; M)02; М20\ и М202; остальные элементы должны

Рис. 4. Разбивка серпантины

Пикетажное значение остальных точек получается при последовательном прибавлении длин элементов серпантины к пикетажному значению начала кривой

Определенная камерально трасса серпантины должна быть перенесена на местность и по ее точкам пронивелирована. На всех точках должны быть сняты поперечники и на них нанесена проектная линия. Поэтому расчеты всех элементов серпантины выполняют во время подробных технических изысканий.

Направления прямых определяют азимутами или румбами. Так как магнитная стрелка буссоли указывает магнитный меридиан, для вычисления румба необходимо знать склонение магнитной стрелки. Величины склонения обычно указаны на топографических картах крупного масштаба. Их можно также получить путем привязки к триангуляционным знакам, непосредственным измерением на местности при помощи теодолита, днем по солнцу или ночью по Полярной звезде. Истинный азимут определяют методами, изложенными в курсах геодезии.

Углы поворота измеряют теодолитом одним полным приемом с перестановкой лимба между полуприемами примерно на 90°. При измерении углов рекомендуется для контроля работы пикетажиста измерять протяжение линии по дальномеру, устанавливая рейку на месте будущей стоянки теодолита.

Все вершины углов поворота, а также начальная и конечная точки кривой должны быть закреплены и привязаны к постоянным точкам на местности. Схему закрепления зарисовывают в журнале измерения углов. Положение начальной точки на существующей дороге вне населенного пункта закрепляют не менее чем двумя столбами, врытыми в землю по обе стороны точки, и расстоянием (плюсом) положения точки от предыдущего километрового столба по километражу существующей дороги. Вершины углов поворота закрепляют точкой, которую привязывают к кольям, забитым в створе провешенных линий на их продолжении на расстоянии до 20 м. Во избежание повреждений точки окапывают конусом земли или засыпают грудой камней.

Рис. 5. Элементы закрепления трассы:
1 — столб; 2 — существующая дорога; 3 — трасса

Позднее пикетажист заменяет эти колья прочно врытыми в землю столбами с надписью. Закрепительные столбы рекомендуется устанавливать на таком расстоянии от трассы, чтобы они не могли быть повреждены при строительстве дороги.

При развитии линии в горной местности угломерщик должен проверить, можно ли нанести проектную линию с допускаемыми уклонами, учитывая необходимость смягчения уклонов на кривых.

Рис. 6. Увязка трасс

В местах пересечения двух трасс должна быть забита точка и измерен угол между ними. Точность установки теодолита в створе двух трасс должна быть такой, чтобы разность измеренных углов а—р отличалась от 180° не более чем на ±0“2,5’. Должно быть определено расположение точки пересечения на пересекаемой трассе, для чего по ней производят промер в обе стороны до ближайших пикетов.

При примыкании трассы к начальной или конечной точке хода другой партии измеряют угол примыкания и сверяют вычисленный румб первой прямой (пикет № 0 — угол № 1) ранее проложенной трассы с его значением, определенным при прокладке этого хода, и вычисляют плюс конца кривой примыкания по пикетажу обеих трасс.

Для ведения работ угломерщик, кроме теодолита и журнала для измерения углов и зарисовки схем закрепления их вершин, должен иметь свисток и красный флажок с площадью полотна 0,5X0,5 м2 для сигнализации вешилыцику, а также рулетку для промера базисов и расстояний от закрепляемых точек до предметов на местности. Для связи между угломерщиком и вешилыци-ками очень удобен электрический ручной мегафон.

Трасса должна быть привязана к триангуляционным пунктам, что может быть выполнено несколькими способами:
— непосредственно — измерением расстояний и углов хода до триангуляционной точки и угла примыкания хода к линии, соединяющей смежные триангуляционные пункты с известными координатами;
— косвенно — путем измерения углов с любой точки к трем видимым с этой точки триангуляционным пунктам;
— косвенно — путем измерения углов направлений на два триангуляционных пункта с двух точек трассы с вычислением координат методами, описанными в геодезии.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум