Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Влияние пыли на окружающую среду


Влияние пыли на окружающую среду

Пыль на автомобильных дорогах не только ухудшает их транспорт-но-эксплуатационные характеристики, но и оказывает вредное воздействие на природу, и в первую очередь на человека. Степень неблагоприятного воздействия пыли на здоровье людей зависит от характера пыли, ее концентрации и длительности пребывания человека в запыленной среде. В составе пыли могут содержаться самые различные по своему химическому составу, крупности и характеру поверхности твердые частицы. Поэтому воздействие пыли на человека бывает как механическое, гак и химическое.

Первоначально воздействие пыли проявляется в виде заболевания глаз, вызывая слезотечение, конъюктивиты и эрозию роговицы. Пыль раздражает кожу человека, особенно при обильном потоотделении.

Наиболее фиброгенетическое (уплотняющее) воздействие на легочную ткань оказывают частицы размером 0,3-5,0 мкм, содержащие диоксид кремния. Более крупные частицы задерживаются в полости носа. В тяжелых случаях могут происходить катаральные изменения дыхательных путей, образование затвеовеваний в околобронхиальных узлах, эфизема легких.

Следует также отметить, что вследствие активной способности наиболее мелких частиц пыли адсорбировать газы и пары из окружающей среды, эти частицы могут поглощать токсические вещества, переносить микроорганизмы – возбудители заболеваний. Частицы пыли во многих случаях могут быть электрически заряженными и по существу являться тяжелыми ионами.

При наличии радиоактивных нуклидов частицы пыли могут их адсорбировать, создавая радиоактивную среду.

Попадая в покровный слой дорожных покрытий и в грунт придорожной полосы, твердые составляющие выхлопных газов двигателей машин, а также продукты износа шин и коррозии металлических частей вызывают накопление на дороге и в придорожной полосе частиц тяжелых металлов (свинца, кадмия, цинка, никеля и др.). До 70% свинца, содержащегося в топливе, удаляется путем эмиссии в виде твердых частиц. Из этих частиц 85% остается в пределах дорожной полосы, 15% переносится ветром на прилегающую местность. Вдоль автомагистралей даже на расстоянии до 100 м от обочины количество свинца в 15 раз больше нормы.

Избыток свинца и других тяжелых металлов в грунте быстро обусловливают увеличение их количества в растениях. Так, например, в зернах пшеницы и ячменя, выросших возле автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, количество свинца в 5-8 раз, а в соломе в 4-5 раз больше, чем в 3 км от дороги. В клубнях картофеля содержание свинца возрастает в 26 раз, в листьях и кочерыжках капусты и моркови – в 4-7 раз.

Тяжелые металлы оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека и на урожайность сельскохозяйственных культур.

Следует отметить также и депрессивное воздействие пыли на развитие растительности из-за ограничений в доступе света и нарушений газообмена. Установлено, что на полях вблизи дорог с переходными и низшими типами покрытий урожайность в результате пылеобразования существенно снижается. Ухудшается и качество продукции. Так, например, в некоторых сельскохозяйственных районах урожайность хлопка в полосе шириной до 75 м с каждой стороны дороги снижается в 3-4 раза, зерновых в полосе шириной до 20 м – на 30%, картофеля – на 15% и т.д. При этом потери вследствие запыленности достигают б-10% всех потерь от бездорожья.

В связи с возможностью накопления в почве и растениях вредных веществ в количествах, часто превышающих допустимые нормы, на дорогах I и II категорий придорожную полосу не рекомендуется использовать для выпаса скота и устройства личных огородов. Ширина защитной полосы, считая от бровки земляного полотна в обе стороны, должна составлять для дорог I категории 100 м, а для дорог II категории – 50 м.

Излагая вопросы вредного влияния пыли на окружающую среду, следует подчеркнуть, что при обеспыливании автомобильных дорог и аэродромов теми или другими обеспыливающими материалами можно вызвать не меньший, а в ряде случаев и более ощутимый вредный эффект из-за неправильного производства работ и непринятия необходимых мер, предотвращающих попадание вредных веществ в окружающую среду.

Выше были приведены данные о предельных концентрациях пыли, допускающих автомобильное движение без снижения расчетных скоростей. Отметим, что в современных условиях в качестве критерия допустимой запыленности воздуха выдвигаются требования, обусловленные экологическими соображениями исходя из ущерба, наносимого пылью здоровью людей, растительному и животному миру. Действующие нормативы проектирования промышленных предприятий (СН 245-71) предусматривают предельные концентрации нетоксичной пыли в населенных пунктах максимальной разовой величины 0,5 мг/м3 и среднесуточной – 0,15 мг/м3.





Похожие статьи:
Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум