Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Влияние пыли на взлет и посадку самолетов и их техническое состояние


Влияние пыли на взлет и посадку самолетов и их техническое состояние

Пылевое облако на аэродромах, закрывая взлетно-посадочную полосу, уменьшает обзорность летчика при посадке и взлете самолета, затрудняет точность его приземления, вынуждает увеличивать интервалы между взлетами и посадками самолетов, что приводит к снижению пропускной способности аэродромов. Попалая в авиадвигатели, пыль приводит к снижению их моторесурса и поломкам, повышает предпосылки к летным происшествиям. Кроме того, пыль, нарушая экологию среды, ухудшает гигиенические условия работы обслуживающего персонала на аэродромах и бытовые условия жителей прилегающих к аэродрому населенных пунктов.

Рис. 1. Пропускная способность дорог при наличии пыли (цифры на кривых — длина пылевого шлейфа, м)

В ряде случаев толщина пылевой подушки на ВПП грунтового аэродрома может достигать 20-30 см. В этих условиях пыль, поднятая в воздух на высоту 30-50 м, может закрывать взлетную полосу от летчика, совершающего приземление самолета, в течение 10-15 ч. Самолету приходится баражировать по кругу у аэродрома, нерационально затрачивая топливо. Задержка с посадкой прибывшего на аэродром самолета АН-10 на 10 мин ведет к перерасходу 0,5 т топлива.

Исходя из расчетов и практических наблюдений установлено, что на аэродромах, где высота облака пыли редко превышает 25-30 м, допустимая концентрация пыли по условиям дальности видимости при посадке самолетов может быть принята равной 0,2-1,0 г/м3.

Особенно большой вред пыль наносит двигателям самолетов. В литературе описано много случаев выхода из строя самолетов, эксплуатировавшихся на пыльных аэродромах, вследствие отказов в работе двигателей на взлете. Имеется много примеров выхода из строя турбореактивных двигателей при попадании в воздухозаборники пыли, разрушенного грунта и материала покрытий.

Кроме засорения, пыль проявляет абразивное действие на поршневую систему двигателей. Замечено, что чем тоньше пыль, тем больше ее абразивногть. В результате изнашивания основных трущихся деталей двигателей происходит резкое снижение их моторесурса. Так, износ поршневых двигателей даже при работе с фильтрами происходит в 3-4 раза быстрее, чем в нормальных условиях.

Рис. 2. Схема закрытия взлетно-посадочной полосы облаком пыли

Воздухозаборники реактивных двигателей некоторых самолетов опущены настолько низко к поверхности покрытий, что при взлете и рулении в них засасывается пыль не только из воздуха, но и с поверхности покрытий. При этом вместе с пылью в воздухозаборники могут засасываться песок и более крупные включения.

Чем ниже к земле расположен двигатель, тем больше он засасывает пыли и других посторонних предметов.

Частицы пыли, попадающие через воздухозаборники, при работе двигателей как на режиме малого газа, так и в максимальном режиме вызывают значительные повреждения выходных кромок рабочих лопаток первой и второй ступеней компрессора, и двигатель в определенных условиях входит в срывной режим, т.е. становится неуправляемым.

Рис. 3. Зависимость вероятности засорения посторонними предметами воздухозаборников двигателей от относительной высоты их расположения:
Н — высота нижней кромки сопла над покрытием; D — диаметр реактивного сопла

Рис. 4. Зависимость предельного количества взлетов самолетов от концентрации пыли на аэродроме

В среднем объем воздуха, проходящего через сопло двигателя за один цикл, у современных самолетов с ТРД и ТВД равен приблизительно 2000 м3.

На рис. 4 приведен график зависимости предельного количества взлетов и посадок самолетов с ТРД и ТВД от концентрации пыли по условию предотвращения перехода двигателя в срывной режим.

Допустимая концентрация пыли не должна превышать также значений, при которых во время эксплуатации самолетов на запыленном аэродроме двигатели вырабатывали бы свой моторесурс раньше нормативного времени.

Таким образом, допустимую концентрацию пыли на аэродроме необходимо определять по минимальному значению концентрации пыли, полученному в результате расчетов как по условию видимости при посадке самолетов, так и по условию устойчивой работы двигателей и выработки моторесурса.





Похожие статьи:
Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум