Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Водозаборные и очистные сооружения

Водозаборные и очистные сооружения ленинграда и области


Водозаборные и очистные сооружения ленинграда и области

В соответствии с Генеральным планом развития и строительства Ленинграда предстоит выполнить большой объем работ по улучшению водоснабжения и канализации новых районов города. Уже построено и строится несколько насосных станций первого подъема (например, построена Волковская станция и ряд локальных водозаборных и очистных сооружений для промышленных и сельскохозяйственных объединений). Для подъема и подачи сточных вод из южной части Ленинграда на очистку строится основная насосная станция на о. Белом, строятся Северные очистные сооружения.

Волковская водозаборная станция. Она находится на левом берегу Невы, имеет в плане круглую подземную часть с внутренним диаметром 20 м и глубиной заложения 18,5 м, выполненную из железобетона. Инженерно-геологическое строение в районе строительства представлено с поверхности на глубину 1 м насыпным грунтом, ниже залегает слой торфа (8,4 м), далее — легкая гумусированная супесь (2,8 м), переходящая в тяжелую супесь, пласт (5,4 м) которой покоится на ленточных суглинках. Грунтовые воды залегают на глубине 0,7- 0,8 м от поверхности земли.

Вода из реки в водоприемную камеру станции первого подъема подается по двум самотечным линиям — стальным трубам диаметром 1400 мм, расположенным на расстоянии 6 м. Одна линия имеет протяженность от станции до оголовка 222 м, другая — 207 м. Приемные металлические оголовки установлены на глубине 11,92 м,

Большая глубина залегания водозаборных оголовков и самотечных линий обусловлена требованиями судоходства. Поэтому глубина разработки подводных траншей для прокладки самотечных линий была принята от 3 м в речной части до 9 м в береговой. Грунты по оси подводной траншеи были представлены легкими суглинками с незначительными прослойками песчано-гравелистых отложений.

Исходя из геологического строения и водного режима реки было принято решение подземную часть станции первого подъема соорудить способом опускного колодца. Учитывая наличие на площадке слабых грунтов с поверхности земли на глубину 3,5 м, котлован с вертикальными стенками, огражденными металлическим шпунтом, выполнили в два этапа: на первом — ножевую часть размером 5,5 м и стену толщиной 1,8 м, высотой 4,5 м; на втором — стену толщиной 1,3 м, высотой 6 м.

Обе самотечные линии было решено проложить в одной подводной траншее с откосами 1: 3 и шириной 8,2 м. Грунт в траншее (7500 м3) предполагалось разработать двумя проходками при помощи скреперной установки. Самотечные трубы в прибрежной части (на расстоянии 50 м от станции до уложенных труб в реке) предполагалось проложить в двух траншеях с креплением стен металлическим шпунтом.

В соответствии с принятой конструкцией подземной части станции и водозаборных сооружений, а также технологией работ были выполнены подготовительные операции:
1) горизонтальная планировка земли;
2) устройство причала для обслуживания плавучими средствами подводных работ и монтажа двух оголовков;
3) оборудование стапелей для сварки, сборки и изоляции самотечных труб и их спуска на воду;
4) прокладка внутриплощадочных дорог и строительство временных складских помещений.

Ввиду сжатых сроков на возведение подземной части станции было решено производить подводно-технические работы, связанные с прокладкой самотечных линий, одновременно с изготовлением и установкой двух водозаборных оголовков. По окончании горизонтальной планировки на отметке 6.00 были проверены оси сооружения, после чего устроена легкая деревянная обкоска из досок, которая служила шаблоном для забивки металлического шпунта.

Металлический шпунт типа ШК-1 длиной 8 м с отметки 6,00 до -2.00 погружали с помощью вибропогружателя ВПП-2, подвешенного к крану. Весь цикл работ по погружению шпунта состоял из следующих операций:
1) укладки шпунта верхним концом на подставку в положение, удобное для крепления к вибропогружателю;
2) закрепления свай в наголовнике;
3) подъема вибропогружателя со сваей и переноски их к месту погружения;
4) заводки сваи в замок ранее погруженной сваи и ее опускания до проектной отметки;
5) освобождения наголовника вибропогружателя от сваи, переноски вибропогружателя для захвата следующей сваи.

Шпунтовое ограждение длиной 85 м выполнили за восемь смен. Следует отметить, что одновременно на площадке вибропогружателем ВПП-4 было погружено в грунт (на глубину 5 м) 130 деревянных свай длиной 7,5 м, диаметром 24 см для временного причала. Свайный сплошной ряд деревянной стенки причала был забит за четыре смены. Норма забивки в обычных условиях паровоздушными молотами составляет шесть-восемь свай за смену.

Когда работы по устройству шпунтового ограждения были окончены, кран переоборудовали на драглайн с ковшом емкостью 0,75 м3. Грунт из котлована вывозили самосвалами. За шесть машино-смен было вынуто 2000 м3 грунта до отметки 2.00 (глубина 4 м). На этой отметке грунт оказался очень слабым, т.е. водонасыщенным с прослойками торфа. Супесь не могла служить основанием для первой секции опускного колодца. Для увеличения несущей способности грунта, на отметке 2.00 была отсыпана песчаная подушка высотой 0,8 м. Так как масса первой секции колодца составляла 2500 т, то потребовалось уложить под ножевую часть 190 подкладок из шпал. В местах установки стоек для крепления щитовой опалубки и «коренных» лесов было уложено 37 лежней из бревен диаметром 24-26 см. Деревянная разборно-переставная опалубка изготавливалась на деревообрабатывающем комбинате. Щиты первой и второй секций колодца размерами 2X2,25 и 1,6X2,25 м из 25-миллиметровых досок устанавливали автомобильными кранами.

На уложенных подкладках был смонтирован нож из двутавра № 30, затем установлена арматура для первой секции: горизонтальная — периодического профиля диаметром 20 мм из Ст. 5, с шагом 12 см; вертикальная — также периодического профиля из той же стали диаметром 36 мм, с шагом 10 см. Во второй секции горизонтальная и вертикальная арматуры имели шаг, равный 25 см. На первую секцию, т.е. на ножевую часть и стены, расход арматуры составил: горизонтальной — 42 т, вертикальной — 70 т, на вторую секцию — горизонтальной и вертикальной — по 12 т. Необходимо подчеркнуть, что слишком большое армирование колодца, которое в данном случае составляет 1,2%, является результатом неоправданных допусков при конструировании и расчете колодца.

В стены опускного колодца укладывали бетон с осадкой конуса 5-6 см. Смесь доставляли автосамосвалами и разгружали в две специально сконструированные бадьи емкостью по 0,8 м3. Приемка и выгрузка смеси в бадьи занимали 1-2 мин. Подъем бадьи в полость колодца осуществляли автокраном, наибольшая грузоподъемность которого при длине стрелы 7,5 м равна 5 т, а при длине стрелы 12 м — 3 т, что вполне соответствовало принятой схеме. Смесь укладывали горизонтальными слоями толщиной по 25-30 см и уплотняли вибратором. Благодаря малому диаметру наконечников (70 и 54 мм) он весьма эффективно и удобно прорабатывал смесь в густоармирован-ных элементах сооружения. Для соблюдения технических условий и обеспечения высокого качества бетона смесь укладывали непрерывно при помощи трех автокранов; каждому из них был отведен определенный участок работ.

Для разработки грунта под водой на берегу была смонтирована скреперная установка из двух фрикционных электролебедок грузоподъемностью по 5 т, скреперного ковша емкостью 0,75 м3, с шириной ножевой части 1,8 м. Оттяжной трос в сторону реки был пропущен через блок, установленный в хвостовой опоре, и шел к скреперной лебедке; другой его конец крепился к ковшу скрепера. Рабочий трос одним концом был закреплен на барабане лебедки, другим -на ковше скрепера.

Трудности при подготовке подводной траншеи и котлованов под водозаборные оголовки возникали прежде всего из-за интенсивного судоходства в этом районе (с мая до ноября). В зимний же период на рассматриваемой акватории из-за сброса промышленных стоков лед в прибрежной части не образовывался, а в глубокой части был чрезвычайно подвижен. Поэтому пришлось использовать шаланду, закрепленную на специальных донных якорях. Однако в период судоходства была устроена специальная хвостовая опора, которая в речной части имела оригинальную конструкцию. Взяли две металлические трубы: первую внутренним диаметром 350 мм, вторую — 325 мм, с толщиной стенок 12 мм и длиной 12 м каждая. В трубах на расстоянии 100 см от их концов были просверлены отверстия для шкворня-болта диаметром 50 мм; затем у второй трубы на расстоянии 100 см от отверстия устроили упор путем приварки квадратной стали (25x25 мм) по окружности трубы. Труба меньшего диаметра была вставлена в трубу большего до упора. Затем трубы скреплялись шкворнем-болтом и зажимались барашком.

После монтажа две трубы общей длиной 22 м были забиты в грунт паровым молотом простого действия, массой 6 т. По существу, вторая труба с большим диаметром служила подбабком для погружения в грунт трубы с меньшим диаметром. Первая труба была опущена в грунт на 10 м. По окончании забивки под воду был опущен водолаз, который, отвернув барашек, вынул шкворень-болт, скреплявший погруженную трубу с трубой-подбабком, после чего вторая труба легко была поднята наверх. После поднятия трубы-подбабка водолаз снова вставил шкворень в отверстие, так как в данном месте крепился блок для оттяжного троса. Таким способом в речной части были устроены две опоры, которые позволили скреперу работать без помех судоходству.

Самотечные трубы укладывали звеньями по 50 м с помощью крана способом свободного погружения; опущенные трубы под водой соединяли водолазы.

Изготовление колодцев должно производиться на максимально возможную высоту: если возведение осуществляется посекционно, то секции целесообразно выполнять по высоте н е менее 8-10 м. Переход к более крупным секциям дает возможность отказаться от установки дополнительных ярусов опалубки с внутренними лесами или специальных опор, резко уменьшить сроки возведения колодца благодаря сокращению времени достижения проектной прочности бетона, потребной для каждой секции, улучшить качество работ путем непрерывного бетонирования более крупных секций.

Строительство колодца из укрупненных секций было выполнено, например, для подземной части насосной станции первого подъема на одном из промышленных предприятий Ленинграда. Проект предусматривал изготовление и опускание железобетонного колодца высотой 11 м, с наружным диаметром 24,6 м и толщиной стен 0,8 м в два этапа: первая секция — высотой 6,6 м с объемом бетона 504,1 м3; вторая — высотой 4,4 м с объемом бетона 351 м3. Бетон укладывался без перерыва в стены колодца на полную высоту, т.е. на 11 м. Изготовление и опускание колодца в один этап вместо двух, предусмотренных проектом, дало ощутимую экономию.

Северная водопроводная станция. Эта станция первого подъема, производительностью 1 млн. м3 в сутки, расположена на правом берегу Невы. Опускной колодец подземной части станции с наружным диаметром 49,3 м и глубиной 22,85 м, имел переменную толщину стен. Вся высота колодца состояла из трех ярусов: первый ярус 2,15 м, высотой 8,3 м, в том числе ножевая часть высотой 2,5 м; второй ярус 1,65 м, высотой 6,1 м; третий ярус 1,35 м, высотой 8,45 м.

Инженерно-геологические условия в районе строительства характеризуются следующим напластованием грунтов: с дневной поверхности +10.55 до +7.00 — строительный мусор, супесь, ниже до отметки +3.00 — тугопластичные полутвердые пылеватые суглинки, подстилаемые слоем (~9 м) тугопластич-ной пылеватой супеси и ледниковыми отложениями, представленными тугопластичными пылеватыми полутвердыми суглинками с включениями гравия и гальки.

Грунтовые воды, по данным изысканий, залегают на глубине 0,95 м от дневной поверхности. Глубокое шурфование перед началом строительных работ позволило выявить, что грунтовые воды на площадке находятся в действительности на отметке + 2.20. В связи с этим строители изменили принятое ранее проектное решение и нож колодца заложили в открытом котловане (рис. 1). Изменение уровня грунтовых вод связано с изменением уровня воды в Неве, протекающей на расстоянии 85 м от строительной площадки, и наличием глубокого оврага с противоположной стороны.



Рис. 1. Устройство ножевой части колодца в пионерном котловане
1 — пионерный котлован; 2 — разработка котлована в период возведения первой секции; 3 — песчаная призма h=500 мм; 4 — секция металлической опалубки ножа; 5 — шпалы с шагом 500 мм


Для обеспечения нормальной работы на строительной площадке по внешнему периметру колодца была проложена круговая дорога из железобетонных плит размерами 1,5ХЗХ Х0,15 м, уложенных на песчаную подготовку толщиной 0,25 м.

В соответствии с проектом производства работ, предусматривающим рациональное использование строительного оборудования при максимальной механизации, бетонирование и погружение колодца производили по секциям высотой 8,3; 5,8 и 8,5 м. Первая секция изготавливалась совместно с ножом, который опирался на хорошо уплотненное и тщательно выровненное основание из крупнозернистого песка толщиной 0,5 м. На этот слой были уложены шпалы с шагом 500 мм (рис. 2). На площадке велся монтаж укрупненных секций ножа и арматуры, заблаговременно подготовленных в специализированных мастерских. Арматура стен была смонтирована из объемных арматурных каркасов размерами 2X6X2 м. В целях экономии арматуры и повышения качества армирования при стыковании горизонтальной арматуры AIII диаметром 36 мм была применена ванная сварка.

При установке арматурных каркасов были использованы подвесные леса из уголков 50x50 мм с деревянным настилом, которые крепились непосредственно на монтируемом блоке.

Внутренняя опалубка стен колодца состояла из деревянных щитов размерами 610X120 см, отделанных с одной стороны оргалитом. Такая опалубка дает возможность вести визуальный контроль за качеством уложенного бетона и без особых трудностей осуществлять мероприятия по исправлению дефектов уложенного бетона.

Наружная опалубка стен была смонтирована из железобетонных плит размерами 300X254X15 см, швы между которыми были заторкретированы. К опусканию колодца приступили после приобретения уложенным бетоном 100%-ной прочности.

Перед погружением во внутреннюю полость колодца краном были опущены два экскаватора с обратной лопатой и бульдозер, оснащенный плужным рыхлителем. Разработка грунта в колодце производилась слоями по 0,5 м, начиная с центра, а затем на диаметрально противоположных участках. Разработанный грунт в плоских бадьях разгружался в приемный бункер, откуда он отвозился самосвалами во временный отвал.



Рис. 2. Первая секция колодца до погружения
1 — стена опускного колодца с ножевой частью; 2 — металлическая часть ножа из листа в=8 мм; 3 — плита опалубки ГТО-1 размерами 3000X2840X150 мм; 4 — плита опалубки ПО-1а размерами 3000 X2840X150 мм с закладной частью; 5 -уголок обрамления плеча 100X100X10 мм; 5-шпалы с шагом 500 мм; 7 -песчаная призма


Опускание колодца началось, когда его масса достигла 8000 т. Контроль за вертикальностью погружения осуществлялся постоянно, крены и перекосы исправлялись немедленно. В стенах колодца были заложены датчики с информирующим устройством. Погружение колодца шло неравномерно, и начиная с 16 м он «завис», что серьезно осложнило производство работ. Причина зависаний чаще всего заключается в том, что масса стен колодца недостаточна для преодоления сопротивления грунта по боковой поверхности и под банкеткой ножа.



Рис. 3. Осадка поверхности грунта вокруг колодца


Дальнейшее погружение колодца происходило совместно с окружающим грунтом, что сопровождалось обширным сползанием по периметру наружных стен в сторону внутренней полости колодца. Видимая линия скольжения на поверхности проходила на расстоянии 12-14 м от стен колодца (рис. 35). Поэтому потребовалось дополнительно вынуть значительный объем сползшего внутрь колодца грунта, а также восстановить кольцевую дорогу и бетонные площадки для механизмов.

Следует отметить, что при строительстве заглубленных сооружений больших размеров в плане и по глубине способом опускного колодца в разнообразных грунтовых условиях выявлено существенное несоответствие между расчетными и реальными силами трения.

Наблюдения и исследования говорят о том, что зависание колодца с площадью поперечного сечения более 200 м2 объясняется тем, что расчеты не учитывают пространственную работу колодца и окружающего грунта, а также отсутствием обоснованного расчета сил трения в зависимости от физико-меха-нических свойств грунта. Для принятой технологии погружения гравитационных опускных сооружений отдельными ярусами в течение длительного времени в глинистых грунтах в расчетах необходимо учитывать тиксотропное их упрочнение при технологических перерывах. Инструкция МСН-25-66 ММСС СССР указанные выше факторы не учитывает. В расчетах также совершенно не учитывается реактивное сопротивление грунта под банкеткой ножа, величина которого достигает ощутимых значений.



Рис. 4. График для определения удельных сил трения при погружении колодца в песчаные грунты




Рис. 5. График для определения удельных сил трения при погружении колодца в глинистые грунты


По предложению треста Леноргинжстрой Главленинград-инжстроя для облегчения погружения был осуществлен электроосмос. Для этого на наружной поверхности колодца в период опускания был смонтирован электродный пояс (катод) площадью 665 м2 из металлических листов толщиной 3- 4 мм, высотой 2,5 м, приваренных к металлическим деталям ножа. Стержневые электроды (аноды) из стальных труб диаметром 220 мм погружались на глубину 20- 22 м на расстоянии 5 м от наружной поверхности колодца с шагом по окружности 5 м. Однако применение электроосмотической установки не дало положительных результатов из-за малой погружной массы колодца, грунтовых условий и других явлений.

Столь же безуспешным оказалось одновременное виброштыкование с диаметрально противоположных сторон (вибропогружателями типа ВПП-2) и размыв грунта на глубину до 1 м мощной гидромониторной струей в ножевой части колодца.

Поэтому было решено прибегнуть к последовательному «встряхиванию» колодца взрывным способом. Буровым станком, закрепленным у ножа бульдозера, по внутреннему периметру колодца через каждые 2 м бурились шпуровые скважины диаметром 40-60 мм, глубиной 1,5-2 м. В них закладывались заряды аммонала-4В в патронах диаметром 32 мм по 200 г. при общей массе одновременного взрывания 100 кг.

Очередность закладки зарядов представлена на рис. 38. Результаты десяти последовательных взрывов показаны на рис. 39. Последовательным взрыванием оказалось возможным в тяжелых грунтовых условиях опустить колодец на 3 м и достигнуть проектной отметки. Следует отметить, что землеройная техника при взрывах наверх не поднималась, а для обеспечения ее сохранности закрывалась специальными щитами.



Рис. 6. Очередность закладки зарядов
1 — опускной колодец; 2 — укрытие; 3 — индуктор; 4- шпуры; 5 — магистраль; 6 — детонирующий шнур; 7 — аммонал-4В; 8 — мешки с песком


В соответствии с проектом днище колодца было выполнено из гидротехнического бетона марки 300 по прочности и марки В-6 по водонепроницаемости в виде монолитной железобетонной плиты толщиной 2 м, армированной сетками и пространственными каркасами. Предварительно на спланированной поверхности основания были устроены два зумпфа для сбора дренажной воды. Затем был отсыпан слой крупнозернистого песка (200 мм), а на него — слой щебня (200 мм), далее -бетонная подготовка из бетона марки 100, толщиной 120 мм, покрытая слоем литой асфальтовой гидроизоляции из двух слоев горячей асфальтовой мастики (18 мм), защищенная цементной втяжкой (30 мм). В состав горячей асфальтовой мастики входили битум БН-IV (40%) и известковый порошок (60%).



Рис. 7. Погружение колодца последовательными взрывами


Проектом предусматривалось бетонирование днища производить по блокам горизонтальными слоями толщиной 20- 30 см, без технологических разрывов, последовательно укладывая бетонную смесь в одну сторону во всех слоях и на всю высоту блока. Предполагалось площадь днища разделить на 20 блоков и при их бетонировании использовать кран с радиусом действия 18 м. При этом стрела его должна иметь длину 27,5 м и переносить бадью с бетонной смесью объемом 0,8 м3; те блоки, которые не попадали в зону действия стрелы, должны были бетонироваться с последующим переносом бетонной смеси краном-экскаватором, опущенным внутрь колодца.

По предложению специалистов Гидроспецфундаментстроя Н. И. Рубцова, Э. Г. Годеса и В. Н.

Назимова укладка бетонной смеси велась в три этапа:
первый этап — непрерывная укладка бетонной смеси по всей площади днища толщиной 500 мм;
второй этап — то же, толщиной 1000 мм;
третий этап — то же, толщиной 500 мм.

Перед началом бетонирования второго и третьего слоев поверхность нижележащих слоев бетона обрабатывалась для придания ей шероховатости и зачищалась металлическими щетками.

Устройство бетонного днища в три этапа позволило:
а) впервые применить для перевозки бетонной смеси по дну колодца автосамосвалы;
б) улучшить качество уложенного бетона;
в) на 12% сократить трудозатраты благодаря непрерывному бетонированию и уменьшению объема опалубочных работ;
г) полностью исключить металлические конструкции, поддерживающие верхние сетки арматуры.

При строительстве этой насосной станции впервые была применена тоннельная прокладка для укладки водозаборных труб на береговом участке со стороны реки в направлении к насосной станции. Конструкция водозаборных оголовков, показанная на рис. 40, б, полностью обеспечивает требуемый проектный расход воды и является новым проектным решением.

Главная насосная станция сточных «од на о. Белом. Она предназначена для подъема и подачи сточных вод из южной части Ленинграда на очистные сооружения (мощность ее-1,5 млн. м3/сут). Глубина посадки колодца 53 м, внутренний диаметр 43 м, толщина стен 3 м.

Инженерно-геологическое строение в месте опускания колодца характеризовалось: до глубины 28 м — песками разной крупности с прослойками гравия и гальки, насыщенными водой, с коэффициентом фильтрации до 50 м/сут, пылеватыми супесями и суглинками различной консистенции; с глубины 28 м — голубой пылеватой слоистой глиной, переходящей в твердую.

Стены и днище (толщиной 2 м) опускного колодца были выполнены из монолитного бетона марки 300 по прочности и марки В-4 по водонепроницаемости. Из-за недостаточной грузоподъемности кранов монтаж арматуры велся не пространственными каркасами, а плоскими сетками с вертикальной арматурой. Горизонтальная арматура монтировалась отдельными стержнями по плоским сеткам.

Удаление шпал и освобождение сборных бетонных блоков из-под уступа ножа были произведены после бетонирования стен колодца на высоту 18 м и приобретения бетоном проектной прочности. Погружение колодца началось только после частичного удаления гравийно-песчаной призмы, на откосе которой покоился опускной колодец. Перед погружением колодца по аналогии с насосной станцией № 6 (см. с. 160) искусственным замораживанием была выполнена льдогрунтовая кольцевая стена толщиной 7,5 м и глубиной 29,2 м на расстоянии 4,4 м от колодца. При опускании колодца были использованы тиксотропные глинистые суспензии. Посадка его на глубину 53 м вызвана значительным заложением подводящего коллектора. В исключительно сложных геологических условиях в полускальных грунтах была успешно проведена работа по строительству подземной части насосной станции.



Рис. 8. Северная водопроводная станция первого подъема
а — план и разрез; б — общий вид оголовка; в - конструкция двустороннего забора воды из трубы
1 — подземная часть насосной станции; 2 — водозаборные оголовки; 3 — самотечные трубопроводы 0 1400 мм; 4 — участок самотечного трубопровода, сооружаемый методом тоннельной проходки; 5 — колено 0 1420X14 мм; 6 — колено 0 1220X14 мм; 7 — тройник 1220X14 мм; 8 — всасывающее отверстие с решеткой; 9 — труба 325X8 мм




Рис. 9. Строительство главной насосной станции сточных вод на о. Белом


Практика строительства опускных колодцев больших диаметров с применением глинистых суспензий показала, что бентонитовый раствор, заливаемый сверху в форшахту, выполнил свою функцию до первого срыва, который произошел при погружении с отметки -10.64 до -16.65. С этого момента уровень суспензии в форшахте перестал понижаться, несмотря на погружение оболочки. В дальнейшем бентонитовая суспензия выполняла роль смазки.

Равномерное погружение колодца происходило в уплотненных песчаных грунтах до первого срыва на 1,6 м.



Рис. 10. График погружения опускного колодца на о. Белом
1 — масса колодца; 2 — верх грунта в полости колодца; 3 — глубина погружения


В результате срыва образовался перекос, равный 1,5 м, из-за столкновения ножа колодца с крупными валунами размером 3-4 м. После их удаления крен уменьшился до 80 см. При прохождении колодцем плывунных слоев на глубине 11 м произошел новый срыв, погружение в течение часа достигло 6 м, причем грунт внутри полости «стакана» выдавило по сферической поверхности на высоту более 2,5 м. После удаления этого грунта и его разработки колодец опускался равномерно.

Дислоцированные кембрийские глины довольно легко разрабатывались бульдозером, и нож колодца проходил их без больших трудностей. От отметки -22.63 до -33.51 колодец погрузили в течение трех месяцев. Затем разработка кембрийских глин велась только буровзрывным способом, причем она опережала погружение колодца на три-четыре месяца, что вызывало его срыв и посадку на новую отметку. Средняя скорость опускания составляла 8 см в сутки.

Монтаж арматуры и бетонирование колодца производили параллельно с погружением; при этом учитывали перекос по секциям, устанавливая арматуру параллельно перекосу колодца.

Для сокращения сроков строительства установку опалубки и арматуры на колодцах диаметром свыше 25 м при глубине погружения более 15 м в последние годы ведут одновременно с разработкой грунта внутри колодца. Опыт строительства подземного сооружения на о. Белом дает основание считать, что равномерность погружения колодца может быть обеспечена при соответствии его массы погружаемой способности. Принятый в расчете коэффициент погружения 1,25 (без учета понижающего действия тиксотропной рубашки) явно занижен и должен быть увеличен, тем самым будет учтено преодоление реакции грунта под ножом колодца.

Тиксотропную рубашку лучше всего выполнять из бентонитовых глин, подавая раствор в пазуху по трубам, расположенным по периметру колодца через 2-3 м. В этом случае нагнетание раствора должно производиться по коллекторному трубопроводу с возможностью переключения по зонам, что необходимо для улучшения смазки как при опускании колодца, так и для регулирования отклонений от вертикали.

Погружение колодца в кембрийских глинах показало, что свойства этих грунтов изучены еще недостаточно, в частности коэффициент бокового давления и удельное трение по боковой поверхности на больших глубинах.

Необходимо также отметить, что, несмотря на значительную толщину бетонных стен (3 м), хорошее качество укладки бетонной смеси, — по всей поверхности колодца наблюдались протечки через швы плит опалубки. В связи с этим следует указать, что устройство внутренней опалубки из железобетонных плит в случае необходимости ликвидации каверн с помощью цементации или силикатизации нерационально. Поэтому исходя из опыта таких работ целесообразно внутреннюю опалубку стен заглубленных сооружений выполнять из деревянных щитов.



Похожие статьи:
Устранение фильтрации в бетонных колодцах

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Водозаборные и очистные сооружения

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум