Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Техническая экспертиза зданий

Восстановление жилищного фонда Ленинграда после разрушений за годы ВОВ


Восстановление жилищного фонда Ленинграда после разрушений за годы ВОВ

С 1941 г. Ленинград оказался в тяжелых условиях вражеской блокады, длившейся 900 дней. Непрерывные бомбардировки и обстрелы нанесли огромный ущерб жилищному фонду. На 1 января 1944 г. численность населения сократилась почти на 3 млн. человек, в городе насчитывалось всего 560 тыс. жителей. Жилые дома пустовали, не отапливались, стекла в окнах были выбиты. Дома жилой площадью 3,3 млн. м2 были полностью уничтожены, значительно поврежденными оказалось 7143 дома.

За зиму 1941-1942 гг. до 90% всего количества внутридомовых водопроводов, выполненных из стальных и свинцовых труб, замерзли. Замерзло 6370 домовых вводов, что, как правило, сопровождалось разрушением труб.

В октябре 1941 г. фугасной бомбой было разрушено машинное отделение коксогазового завода. В декабре 1941 г. этот завод был остановлен, и газоснабжение квартир не осуществлялось до 1946 г.

С 1944 г. сразу после освобождения города от вражеской блокады широко развернулись восстановительные работы.

Восстановление жилых домов в 1946-1950 гг. В эти годы впервые сложилось понятие «комплексный капитальный ремонт». В процессе комплексного капитального ремонта в минимальном объеме заменялись все изношенные конструкции дома или его части, включая перекрытия. В тех домах, где частичной заменой перекрытий ограничиться было нельзя, меняли все балки перекрытий. При этом деревянные балки заменялись опять-таки деревянными, но на объекты капитального ремонта поступал и прокатный металл. Районным жилищным управлениям выделялись наряду с двутавровыми балками бывшие в употреблении железнодорожные и трамвайные рельсы, которые после соответствующей сварки использовались в качестве балок перекрытий. Вначале заполнение между балками делали дощатое и новые балки заводили в старые гнезда. В последующем на производственных базах ремонтно-строительных контор было освоено производство мелкоразмерных шлакобетонный, а затем и железобетонных плит. Их укладывали на нижние полки балок взамен деревянных подборов. Это явилось первым шагом к массовому применению железобетона в капитальном ремонте и индустриализации ремонтно-строительного производства.

После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. Проектами предусматривалось при наличии двух лестниц разделение больших квартир на две. В тех домах, где до ремонта имелись ванные комнаты, их восстанавливали вновь. Особенности жилищного фонда и разрушения, причиненные в годы войны, были различными. Поэтому вопросы новой планировки квартир в каждом административном районе города решались по-разному, в том числе восстанавливались и многокомнатные квартиры без ванных помещений, в отдельных случаях с двумя уборными. Обязательным для всех районов было только то, что после комплексного капитального ремонта кухни и уборные должны быть по одной вертикали.

В домах оставалось печное отопление. В кухнях устраивали огневые очаги, в ванных ставили дровяные водогрейные колонки, печи присоединяли к существующим в стенах дымоходам; когда это не удавалось, пробивали в кирпичных стенах новые каналы или возводили из кирпича новые дымовые стояки.

В 1947-1948 гг. в Ленинский, Фрунзенский, Куйбышевский и частично Московский районы была начата подача газа. Это позволило уже в кухнях не ставить огневых очагов и газифицировать ванные комнаты, для газоходов и вентиляции по-прежнему использовались каналы в стенах. Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 г. к числу названных газифицированных районов добавились Октябрьский, Смольнинский, Дзержинский. Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 г., и сланцев Эстонской ССР и Ленинградской области (г. Сланцы), оттуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км.

С 1949 г. начались работы по теплофикации Смольнинского района. В домах, где проводился капитальный ремонт, уже не восстанавливались не только кухонные очаги, но и печи в комнатах. Одновременно с капитальным ремонтом квартир прокладывались сети горячего водоснабжения, подача воды была организована несколько позднее. Источником теплофикации являлась расположенная на Новгородской улице ТЭЦ.

Основные работы по капитальному ремонту жилищного фонда выполнялись силами ремонтно-строительных контор райжилуправлений. В 1948 г. в административных районах города функционировали ремстройконторы райжилуправлений и рем-стройконторы, подчиненные непосредственно исполкомам районных Советов, занимавшиеся ремонтом нежилых зданий, используемых организациями районного подчинения. С 1949 г.

эти ремстройконторы объединили в тресты, на них были возложены задачи капитального ремонта жилищного фонда и зданий всех отраслей городского хозяйства, подведомственных исполкомам районных Советов. Вновь созданные тресты находились в подчинении райисполкомов.

Подготовкой проектно-сметной документации для капитального ремонта жилищного фонда и зданий, используемых организациями, подведомственными райисполкомам, занимались районные проектно-сметные бюро райжилуправлений. Проекты составлялись по заказам и техническим заданиям, выдаваемым райжилуправлениями. В задании четко регламентировались состав и содержание проекта. В тех случаях, когда заказывалась только смета, объемы необходимых ремонтных работ определялись сметчиками после проведения технического обследования объекта. При этом сметчиками составлялся поквартирный перечень работ, выдававшийся в дальнейшем вместе со сметой ремонтно-строительным организациям.

В сложных случаях замены деревянных жилых мансард на обычный этаж, комплексного капитального ремонта со сплошной заменой перекрытий и перепланировкой, восстановления разрушенной в период войны части дома и т. п. до составления проекта выполнялась техническая экспертиза предназначенного к ремонту здания. В эти годы в аппарате Управления по делам строительства и архитектуры Исполкома Ленгорсовета имелось хозрасчетное подразделение, выполнявшее техническую экспертизу зданий и состоявшее из опытных инженеров, прежде лично участвовавших в проектировании и строительстве многих ленинградских зданий.

Обследование зданий эксперты вели визуально. Освидетельствование скрытых конструкций производилось после вскрытий, выполнявшихся силами заказчиков. После проведения обследования эксперты давали письменные ответы на те вопросы, которые перед ними были поставлены заказчиком. Среди обычных вопросов были: возможность увеличения нагрузок на фундамент в случае замены жилой деревянной мансарды на полноценный этаж, восстановление разрушенной части дома на сохранившихся фундаментах, необходимость частичной замены перекрытий в поврежденном здании или возможность их усиления и т. п.

Экспертное заключение умещалось на 1-2 машинописных страницах, в отдельных случаях оно дополнялось расчетной частью. Эксперты давали обоснованные заключения, но они по существу только облегчали заказчику подготовку технического задания, убеждали его и утверждающую инстанцию в обоснованности ремонта в объеме, указанном в задании, объект же ремонта оставался недостаточно изученным и дополнительное обследование возлагалось на проектировщиков, а как это сделать, проектировщики знали плохо, этому их не учили. При проведении технического обследования старого дома каждый опирался только на личные знания, интуицию, проницательность, основанную на собственном опыте. Методики технического обследования не было, литература по этим вопросам стала появляться позднее. Проекты капитального ремонта, выполнявшиеся в рассматриваемом периоде, не отличались высоким качеством.

Организация производства ремонтных работ на объектах в период до 1950 г. носила кустарный характер. Даже в том случае, когда приходилось ремонтировать дома со сплошной заменой перекрытий, производство работ велось сверху вниз, т.е. сначала велся ремонт в верхних этажах, а затем в нижних.

Капитальный ремонт жилищного фонда в период 1951 — 1960 гг. В эти годы были произведены существенные преобразования в старых жилых домах, центральные районы города полностью газифицированы, отпала необходимость в очагах. Широко развернулись работы по оборудованию старых домов центральным отоплением. К концу десятилетия центральным отоплением уже было обеспечено 50-70% жилого фонда города.

Была реорганизована система мусороудаления, дворы освободились от помойных ям. В 1953 г. начат постепенный переход на систему сбора и вывоза бытового мусора при помощи цилиндрических контейнеров и вывоза их специальными автомашинами. Проведены работы по замощению дворовых территорий, приведению в порядок подвалов, озеленению дворов, начата массовая и регулярная окраска фасадов, сопровождающаяся восстановлением штукатурки, лепки, заменой водосточных труб и выполнением ряда кровельных работ.

Благодаря перечисленным мероприятиям коренным образом были улучшены жилищные условия населения и обеспечена консервация несущих конструкций, сильно поврежденных в период войны. Объем необходимого ремонта к тому времени еще не был даже изучен. По данным Жилищного управления Исполкома Ленгорсовета, составленным в те годы только по материалам технической паспортизации без освидетельствования скрытых конструкций, нуждались в комплексном капитальном ремонте 2600 домов жилой площадью около 2,5 млн. м2. Кроме того, необходимо было выполнять значительные объемы ремонтно-строительных работ выборочного характера.

Для таких больших объемов ремонтных работ необходимы были коренные преобразования в проектно-сметном деле и ремонтно-строительном производстве. Требовалось увеличить мощность проектных и подрядных организаций и улучшить организационные формы управления жилищным фондом.

К 1955 г. общая мощность ремонтно-строительных организаций Ленинграда по сравнению с 1950 г. возросла в 2,7 раза, а оснащенность механизмами почти в 3 раза. Значительно улучшилось снабжение материалами и оборудованием, за этот период заводы Жилищного управления увеличили выпуск изделий для нужд жилищного хозяйства в 3,7 раза. При каждом райжилуправлении были созданы отделы технического надзора и централизовано финансирование капитального ремонта, осуществляемого подрядным способом.

На базе отдела капитального ремонта Ленгорисполкома и районных ремонтно-строительных трестов в Ленинграде было создано Управление капитального ремонта жилых домов с двойным подчинением трестов исполкомам райсоветов и управлению. Это была первая в стране мощная централизованная подрядная организация, специализирующаяся на капитальном ремонте жилищного фонда. В 1955 г. этому управлению было передано еще два строительных треста, прежде находившихся в подчинении других управлений Исполкома городского Совета, а также ряд заводов строительной индустрии. Сосредоточение всех крупных механизмов в управлении позволило обеспечить их надлежащую техническую эксплуатацию и эффективное использование.

Новые механизмы, тенденция к неуклонному росту производительности труда привели к внедрению индустриальных высокоэффективных методов капитального ремонта старых жилых домов на основе широкого применения сборных железобетонных конструкций.

Крупноразмерный сборный железобетон для замены перекрытий стал применяться в Ленинграде с 1954 г. Вначале были использованы конструкции, аналогичные применявшимся к тому времени в новом строительстве, но с опорой их не прямо на стены, а на стальные консоли или стальную балочную клетку. Затем были разработаны конструкции железобетонных настилов с выпускными ребрами. Со второй половины 1950-х гг. настилы стали укладывать на кирпичные стены, в которых предварительно пробивали гнезда в средней стене, а в наружных- борозды. Применение настилов позволило резко сократить расход прокатного металла для капитального ремонта и отказаться от трудоемкой штукатурки потолков. В эти же годы на предприятиях Управления капитального ремонта было освоено изготовление сборных конструкций перегородок, не требующих штукатурки. Так к концу 1950-х гг. ремонтируемый дом превратился в монтажную площадку.

Индустриализация капитального ремонта требовала прежде всего перестройки методики проектирования и централизованного управления системой проектирования. Из-за существенного различия в жилищном фонде административных районов (новостроек и старых застроек) координировать деятельность разобщенных районных проектно-сметных бюро было крайне сложно. Капитальный ремонт в каждом районе проектировали по-своему. Немалое влияние на это оказывала неравномерность развития теплофикации и газоснабжения с разрывом по времени в 5-7 Лет, поэтому в отдельных районах после замены перекрытий восстанавливалось печное отопление и не делали газоходов и требуемой вентиляции для газифицированных ванных и кухонь.

В технических возможностях районных проектно-сметных бюро и районных ремонтно-строительных организаций имелись существенные различия из-за неравномерного развития районных производственных баз. Опыт и квалификация проектировщиков тоже были разными. Не было единства мнений в вопросах технического обследования домов, подлежащих капитальному ремонту: привлекать ли проектировщиков к этому или проектировать по исходным данным заказчика. Последняя позиция порождала безответственность, так как в случае выявления в ходе ремонта ошибок в проекте проектировщики получали возможность перекладывать вину на заказчика, который выдал неточные исходные данные для проектирования. В то же время заказчик никаких способов технического обследования зданий, кроме принятых при определении физического износа конструкций в процентах, не знал.

Жилищное управление Исполкома Ленгорсовета вынуждено было сосредоточить проектирование комплексного капитального ремонта в едином общегородском центре. В конце 1955 г. на базе проектно-сметного бюро Куйбышевского райжилуправле-ния была создана проектно-сметная контора Ленжилуправления. В нее вошла часть проектировщиков и сметчиков из других районных организаций, но так как нельзя было полагаться, что новая организация сможет сразу удовлетворить все потребности в технической документации для капитального ремонта, районные проектно-сметные бюро были сохранены.

Техническая экспертиза зданий, подлежащих комплексному капитальному ремонту, в новой специализированной организации продолжала оставаться белым пятном. Заказчики представляли технические задания, в которых указывался процент физического износа конструктивных элементов и дома в целом. К этим заданиям прикладывались акты, составленные экспертами Управления по делам архитектуры и подтверждающие необходимость капитального ремонта дома. В технические задания обычно вписывалась заключительная фраза: «Предусмотреть в необходимых объемах замену перекрытий и усиление стен, а также запроектировать перепланировку квартир без потерь жилой площади». Последняя приписка объяснялась тем, что жилой площади для компенсации потерь, связанных с перепланировкой, в жилищных организациях не было. В то же время восстанавливать прежнюю планировку было невозможно. Названные документы рассматривались как исходные данные для проектирования, по которым специалисты должны были составить проектно-сметную документацию.

Для решения вопросов, связанных с подготовкой проектирования, в проектно-сметной конторе в 1956 г. была сформирована небольшая группа из инженеров и техников, имевших опыт производства ремонтно-строительных работ и проектирования — группа технической экспертизы. Задача, которую следовало решить, сводилась к следующему: проектировщикам при получении заказа нужно иметь чертежи скрытых конструкций подлежащего капитальному ремонту здания. На инвентаризационных планах должны быть указаны поврежденные участки строительных конструкций. Этот графический материал необходимо дополнить фотофиксацией.

Началу проектирования комплексного капитального ремонта должен предшествовать расчет будущих энергонагрузок и решение вопросов, связанных с энергообеспечением объекта. Вэтом отношении комплексный капитальный, ремонт ничем не отличается от нового строительства. В тех случаях, когда экспертиза устанавливает необходимость безотлагательного ремонта, а энергоснабжение по каким-либо причинам в данное время обеспечить невозможно, экспертиза должна выдавать заказчику рекомендации по временным креплениям здания или указывать на необходимость немедленного расселения.

Рекомендации технической экспертизы по инженерному оборудованию зданий должны подтверждаться техническими условиями энергоснабжающих организаций.

В тех случаях, когда потери жилой площади, связанные с перепланировкой, велики, вопросы компенсации убыли жилой площади необходимо решать до начала проектирования.

Задания на проектирование должны быть увязаны с рекомендациями экспертизы. Если экспертизой рекомендуется при капитальном ремонте надстроить дом, реконструировать мансарду, изменить назначение первого этажа, то подобные рекомендации следует подтверждать архитектурно-планировочными заданиями.

Группа технической экспертизы должна состоять не только из опытных инженеров-строителей. В нее необходимо включать также техников, рабочих и инженеров смежных специальностей. Эффективность технической экспертизы будет значительно выше, если привлекаются к освидетельствованию скрытых конструкций рабочие, состоящие в штате проектной организации.

Для проведения технической экспертизы зданий необходима нормативно-методическая база. С того времени, когда была сформулирована проблема до решения многих связанных с ней организационных и методических вопросов прошло немало лет. Техническая экспертиза из эпизодических консультаций была превращена в систему и поставлена на службу проектирования. Это во многом предопределило выработку прогрессивной политики в капитальном ремонте. Постепенно были изжиты тенденции формализма в экспертизе, отпала необходимость определения процента физического износа конструкций, так как по этому показателю ни эксперт, ни проектировщик конкретных проектных решений принять не может.

Для проведения технической экспертизы в свете новых требований необходимо было привлечь к этой работе эрудированных инженеров. Предстояло пересмотреть отсталый взгляд на капитальный ремонт как на второстепенное, непрестижное направление в строительстве. Немалые трудности возникали в то время с оплатой труда экспертов, чему способствовало царившее среди финансовых работников мнение, что «проектно-сметную документацию, составляемую для капитального ремонта, принято называть сметно-технической», чем подчеркивается ее упрощенный характер по сравнению с проектной документацией при новом строительстве. Интересы развивающегося ремонтно-строительного производства и проектно-сметного дела требовали постановки технической экспертизы зданий на передовую основу, отвечающую их требованиям. Несмотря на некоторое отставание нормативно-методической базы в период 1956-1960 гг., это было достигнуто.

В 1960 г. в Ленинграде был создан первый в нашей стране специализированный институт по проектированию капитального ремонта и реконструкции зданий — Ленжилпроект. В число его основных структурных подразделений был включен специализированный отдел численностью около 20 человек, имевших некоторый опыт в области технической экспертизы зданий. В последующем отдельные элементы этой организационной системы экспертизы были заимствованы другими проектными организациями и сейчас составляют основу проектно-сметного дела.



Похожие статьи:
Внеплановая экспертиза по ограниченному кругу вопросов и дополнительное техническое обследование в домах

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Техническая экспертиза зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум