Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Выбор обеспыливающих материалов


Выбор обеспыливающих материалов

Выбор метода обеспыливания и применяемых материалов определяется главным образом местными возможностями, климатическими и погодными условиями, видом дорожного покрытия и характером движения. В современных условиях обязательным элементом оценки целесообразного использования того или другого обеспыливающего материала является также строгий анализ воздействия этого материала на окружающую среду.

Наиболее часто необходимость обеспыливания возникает на дорогах и аэродромах с гравийными, щебеночными, грунтовыми и им подобными покрытиями. Все эти типы сооружений обычно характеризуются наличием сравнительно толстого слоя покровной рыхлой пыли, отдельных зерен несвязного каменного материала (катуна), неравномерным распределением рыхлого материала по ширине и длине дороги. Весь этот материал до начала работ по обеспыливанию по возможности следует удалить или после выравнивания покрытия и пропитки рыхлого материала водой хорошо уплотнить катками и движением машин. Если этого не сделать, то обеспыливающий материал будет, как правило, образовывать поверхностный коврик, легко разрушаемый колесами машин, поскольку связь его с основным материалом покрытия в этом случае будет практически отсутствовать.

В наименьшей степени наличие рыхлого слоя пыли и каменного материала будет сказываться при использовании растворов гигроскопических солей и сильно разбавленных битумных и сланцевых эмульсий.

Обеспыливающий эффект гигроскопических солей сохраняется при снижении относительной влажности воздуха: для хлоридов кальция и магния – до 0,35; для карналлита – до 0,40; для хлорида натрия – до 0,75; для хлорида калия – до 0,85.

Если в период эксплуатации дороги относительная влажность воздуха не будет ниже указанных значений, наиболее целесообразно распределять соли в порошкообразном состоянии путем их россыпи по дороге. В тех случаях, когда относительная влажность воздуха систематически может снижаться до значений, меньших требуемых показателей, соли следует применять в виде заранее приготовленных водных растворов или смешивать их с материалом поверхностного слоя покрытия на глубину 5- 10 см.

При использовании гигроскопических солей в виде растворов расход материалов определяется требуемой концентрацией исходя из рекомендуемых норм расхода твердого продукта.

После россыпи солей в виде порошков производится розлив воды из расчета 1,0-1,5 л/м2 покрытия. В сухую ветреную погоду, а также при наличии движения по дороге для предотвращения раздувания солей ветром и разбрасывания колесами проходящих автомобилей следует осуществлять предварительный розлив воды (по россыпи солей) из расчета 0,7-1,2 л/м2.

При использовании гигроскопических солей в виде растворов их распределяют при помощи водополивочных машин, авторазливочных станций или цистерн, оборудованных распределительным устройством. Число розливов назначают на месте работ исходя из того, чтобы раствор не стекал за пределы полосы обработки (ориентировочно за один розлив распределяют 1,0-1,5 л раствора на 1 м2 покрытия).

При выполнении работ по обеспыливанию дорог гигроскопическими солями необходимо производить тщательную очистку и мойку машин во избежание усиленной их коррозии. Особенно тщательно следует очищать все труднодоступные места рабочих частей машин и внутренние поверхности цистерн, использующихся для приготовления и розлива растворов солей.

Органические вяжущие материалы наиболее часто применяются для обеспыливания автомобильных дорог с гравийными, шлаковыми, щебеночными и другими каменными покрытиями переходного типа методом поверхностных обработок, пропиток или смешения. Покрытия из связных естественных или улучшенных грунтов, пропитка которых затруднена, могут пропитываться вяжущим после разрыхления верхнего слоя на глубину 3-5 см.

Применяемые для обеспыливания дорог органические вяжущие материалы могут представлять собой уже готовые продукты заводского производства или составляться на месте смешения вязких продуктов с разжижителями.

Число розливов определяется в зависимости от принятой нормы расхода вяжущего. Количество разливаемого вяжущего за один проход на 1 м~ поверхности покрытия устанавливается на месте работ исходя из условия, чтобы вяжущее не стекало за пределы полосы обработки.

Органические вяжущие материалы используют в холодном состоянии или нагретыми до температуры, обеспечивающей требуемую вязкость.

При обработке покрытий органическими вяжущими материалами путем поверхностных розливов выполняют следующие основные

технологические операции: выравнивание поверхности проезжей части; удаление с поверхности покрытия пыли, грязи и рыхлого несвязного материала; распределение вяжущих; присыпку полосы обработки песком, мелким гравием и другими подобными материалами после впитывания вяжущего.

В зависимости от вида материала покрытия и его плотности в состав работ дополнительно могут входить: рыхление верхнего слоя на глубину 3-5 см (для лучшего проникания вяжущего) с последующим уплотнением этого слоя (после впитывания вяжущего), а также розлив воды для обеспечения оптимальной влажности материала покрытия.

Розлив вяжущих производится автогудронаторами на всю ширину или половину покрытия. Если обеспыливание приурочивается к работам по исправлению профиля гравийных и им подобных покрытий с киркованием и добавлением нового скелетного материала, розлив вяжудшх производят до окончательного уплотнения покрытия, а количество обеспыливающих добавок увеличивают в 1,5-2 раза по сравнению с обычными нормами.

Для устранения прилипания вяжущего к колесам автомобилей, а также для более быстрого формирования защитного слоя, особенно при небольшой или неравномерной скорости впитывания органических вяжущих в минеральный материал, по обработанному покрытию производят россыпь песка, мелкого гравия, мелкого шлака и других подобных материалов из расчета 0,5-0,6 м3 на 100 м2 покрытия с последующей прикаткой.

Уплотнение обработанного покрытия осуществляют после впитывания вяжущего и россыпи минерального материала движением автомобилей или самоходных пневмоколесных катков или с гладкими вальцами. При уплотнении покрытий движением автомобилей необходимо обеспечить равномерность их проходов по всей ширине проезжей части.

При использовании эмульсий перед началом обработки производят выравнивание покрытия и очистку его от пыли и грязи. Особенно тщательно очистку производят при поверхностных обработках и пропитках с небольшим расходом вяжущего (менее 0,6 кг/м2). В сухую погоду перед розливом эмульсии покрытие поливают водой в количестве 1-2 л/м2. Розлив эмульсии производят после полного впитывания воды по влажному покрытию.

Рабочая концентрация эмульсий назначается равной 20-40% (по вяжущему). Чем плотнее покрытие, тем концентрация эмульсии должна быть меньше.

Принятое для обработки количество эмульсии рабочей концентрации разливают за один-три прохода автогудронатора. Для предотвращения стекания эмульсии с поверхности покрытия норма первого розлива не должна превышать 1,5 л/м2, а последующих – 1,0 л/м2.

Расход эмульсии регулируют скоростью движения автогудронатора, принимаемой обычно 10-20 км/ч.

После розлива вяжущего движение по обработанной дороге может быть открыто, когда произойдет впитывание вяжущего в минеральный материал (ориентировочно через 0,5-1 ч).

При плохом проникании эмульсии в материал покрытия производят россыпь крупнозернистого песка или других скелетных материалов (крупностью не более 10 мм) в количестве 0,4-0,8 м3 на 100 м2 покрытия. Примерно 50% добавок можно рассыпать до розлива вяжущего, а остальное количество – после окончания розливов.

При обработке дорог эмульсиями по способу смешения получают окрыгия толщиной 4- 6 см из битумоминеральных смесей. При необходимости улучшают зерновой состав смеси путем добавок соответствующего грунта или скелетных материалов. Расчетное количество вяжущего вносят за несколько приемов. После каждого розлива производят перемешивание смеси. По окончании перемешивания основание прогрунтовывается 40-50%-ной эмульсией, разливаемой автогудронатором при норме расхода 0,3-0,5 л/м2. Затем обработанная смесь слоем заданной толщины равномерно распределяется на ширину проезжей части автогрейдерами.

Обеспыливание и укрепление дорожных покрытий по способу раскладки готовой эмульсионно-минеральной смеси рекомендуется производить на отдельных, особо ответственных участках с большой интенсивностью движения. Приготовление смесей производят на стационарных передвижных базах. Вывозку смеси осуществляют автомобилями-самосвалами.

При всех способах обеспыливания обработанный минеральный материал уплотняют пневмоколесными катками за три-пять проходов по одному следу или‘автомобилями при обеспечении распределения движения по всей ширине обработанного покрытия. Скорость движения автомобилей в первые 2-3 ч после обработки покрытия не должна превышать 30 км/ч.

Разбавлять эмульсии до требуемой концентрации можно непосредственно в цистернах автогудронаторов механизмом принудительной циркуляции. С этой целью в емкости автогудронаторов закачивается расчетное количество концентрированной эмульсии и воды, после чего включают механизм принудительной циркуляции. Для получения эмульсии рабочей концентрации требуется 3-4 мин непрерывной циркуляции смеси.

Технические лигносульфонаты, а также отходы и полупродукты промышленности, содержащие соли лигносульфонатовых кислот, могут применяться для обеспыливания дорог с грунтовыми и каменными облегченными покрытиями.

Обработанный материал в сухом состоянии приобретает значительную прочность и связанность, но отличается жесткостью и отсутствием эластичности. В связи с указанным покрытия, обработанные такими материалами, не допускают выравнивания профилированием.

Химические вещества, применяемые при обеспыливании автомобильных дорог, в той или иной степени являются вредными, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Особое значение имеют профилактические мероприятия: систематические медицинские освидетельствования работающих, необходимая подготовка защитных средств, оборудования, машин и механизмов, применяемых при производстве работ, проверка их исправности, изучение всеми работающими правил техники безопасности.

Лица, страдающие кожными заболеваниями или воспалением слизистых оболочек глаз, имеющие ссадины, ожоги и трещины кожи, к работе с химическими веществами не допускаются.

При распределении сыпучих и жидких продуктов по обрабатываемой полосе и их перемешивании с грунтом необходимо учитывать направление ветра. Работы должны быть организованы так, чтобы машинисты, водители и другие участники рабочих процессов минимальное время находились в подветренной зоне, содержащей пыль, туман и пары вредных веществ.

По окончании работ строительные и транспортные машины должны быть полностью освобождены от химических веществ, а рабочие органы и кузова промыты сильной струей воды на отведенных для этого площадках.

Мероприятия по технике безопасности при обслуживании общестроительных машин и механизмов предусматриваются действующими правилами безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.



Похожие статьи:
Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обеспыливание автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум