Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Экономия битума

Высокопористый асфальтобетон


Высокопористый асфальтобетон

Дорожные одежды с основаниями из асфальтобетона хорошо зарекомендовали себя в отечественной и зарубежной практике дорожного строительства. Покрытие из плотного асфальтобетона при изгибе работает совместно с основанием из пористого асфальтобетона как монолитная плита. Для устройства таких оснований обычно применяют стандартный плотный или пористый асфальтобетон с остаточной пористостью 2,5-4,5 и 5-10%.

Основным недостатком таких конструкций является относительно большой расход битума для смесей, применяемых в слоях оснований.

Н. В. Горелышев и другие предложили уменьшить на 40-50% содержание битума в асфальтобетонных смесях. Это привело к получению асфальтобетона с пористостью более 10%. Его назвали высокопористым.

Снижение расхода битума в асфальтобетонных смесях с обеспечением необходимого качества оснований достигается за счет:
- рационального подбора зернового состава минеральной части с целью Обеспечения определенной плотности минерального остова и каркасности монолита. Подбор зернового состава выполняют по кривой кубической параболы и прерывистой гранулометрии;
- обязательного содержания минерального порошка (наиболее целесообразно высококачественного) для повышения когезии битума (и соответственно прочности), улучшения сцепления битума с поверхностью минеральных зерен и частичного заполнения межзерновых пор;
- уменьшения суммарной удельной поверхности минеральной части за счет увеличения содержания щебня (гравия), что позволяет снизить расход битума на обволакивание зерен, обеспечить водостойкость за счет более толстых пленок битума на минеральных зернах;
- максимального уплотнения основания.

Начиная с 1975 г. в Союздорнии проводили исследования асфальтобетонных смесей с уменьшенным содержанием битума. Были установлены рациональные количества минерального порошка и битума в смесях: крупно- и среднезернистых — частиц мельче 0,071-2-6%; мелкозернистых — 2-8 и песчаных — 4-8%. Соответственно битума 2,5-3,5; 2,5-4 и 3-4,5%.

Результаты испытаний показывают, что прочность и водостойкость высокопористого асфальтобетона сравнима с показателями этих свойств плотных смесей. Морозостойкость (по количеству циклов замораживания и оттаивания) вполне достаточна не только для слоя основания, но и для покрытия. Деформативность (по растяжению при изгибе) асфальтобетона понижается по мере уменьшения содержания в нем битума. Однако это компенсируется обязательным введением в смеси минерального порошка, что увеличивает, деформативность.

Снижение расхода битума при сохранении минимально не: обходимого содержания минерального порошка в песчаном асфальтобетоне позволяет рекомендовать его для устройства оснований с обеспечением необходимых требований. Это объясняется тем, что с уменьшением содержания битума в смеси можно получить в асфальтобетоне каркас из песчаных зерен, чему в плотных песчаных смесях препятствует избыточное содержание бит/ма и асфальтовяжущего вещества. В опытном строительстве применен песчаный асфальтобетон из дробленого песка (гранитного) или смеси дробленого с природным. При наличии в дробленом песке частиц размером мельче 0,071 в достаточном количестве минеральный порошок можно не вводить, при этом необходимо иметь в виду, что расход битума может быть больше для обеспечения прочности и водостойкости, чем при применении известнякового минерального порошка.

Испытания на усталость показали, что под воздействием повторных нагрузок высокопористый асфальтобетон имеет малую прочность при растяжении. Поэтому его применение допустимо лишь в конструкциях, где общая толщина асфальтобетонных слоев (вместе с покрытием) не менее 20 см.

На основании лабораторных исследований и опытного строительства установлены требования к высокопористому асфальтобетону с уменьшенным содержанием битума.

Распределять смесь можно не только асфальтоукладчиками Есех типов, но также автогрейдерам и щебне-распределителями. Уплотнение наиболее эффективно звеном катков на пневматических шинах и гладковальцовых в соотношении 1: 2 при укладке 650-700 т смеси в смену. Толщина слоев, устраиваемых за один рабочий проход, при применении крупно- и мелкозернистых смесей может быть до 30 см, песчаных- до 12-14 см.

По данным Союздорннн, экономический эффект от применения в опытном строительстве смесей с уменьшенным содержанием битума составил 1 р. 13 к. на 1 т смеси (10-15%). Экономия битума на 1000 т смеси составила 23 т (44%).

Высокопорнстый асфальтобетон рекомендуется для устройства оснований под асфальтобетонные покрытия на дорогах 1 и II категорий и как основной несущий слой па дорогах III категории с поверхностной обработкой.

К технологическим особенностям высокопористой асфальтобетонной смеси относится необходимость большего времени перемешивания по сравнению со стандартом на 10-30 с и некоторая трудность с дозированием битума в количестве 2,5-3 процента. Положительным свойством горячих асфальтобетонных смесей с уменьшенным содержанием битума является их удобообра.



Похожие статьи:
Переработка старого асфальтобетона в стационарных установках

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Экономия битума

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум