Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обслуживание газового хозяйства предприятий

Задвижки


Задвижки

Задвижки являются наиболее распространенными запорными устройствами, применяемыми на газопроводах с диаметром более 70 мм. Задвижками называются запорные устройства, в которых отключение газа осуществляется передвижным затвором, называемым диском или клином.

Перемещение затвора в корпусе задвижки осуществляется вращением маховика, соединенного с затвором при помощи шпинделя, имеющего на своей поверхности ленточную резьбу. По расположению резьбовой части шпинделя задвижки разделяются на задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Резьба выдвижного шпинделя находится вне корпуса задвижки и проходит через нарезную втулку в центре маховика, опирающуюся на стойку в верхней части корпуса задвижки. При вращении маховика шпиндель будет вытягиваться из корпуса задвижки наружу и переместит закрепленный на его другом конце затвор из нижнего (закрытого) положения в верхнюю часть внутри корпуса задвижки и этим откроет свободный проход через задвижку. Закрытие задвижки производится вращением маховика в обратную сторону, при этом шпиндель, двигаясь внутрь задвижки, переместит затвор в прежнее положение.

В задвижках с невыдвижным шпинделем конец его резьбовой части входит в нарезную втулку, находящуюся в верхней части затвора задвижки. На другом конце шпинделя закрепляется маховик. При вращении маховика шпиндель благодаря имеющемуся на нем бурту перемещается вдоль своей оси и не может подняться, а будет вращаться вместе с маховиком. При этом нарезная втулка затвора будет перемещаться по его резьбе вверх или вниз, в зависимости от того, в какую сторону будет вращаться маховик, поднимая или опуская затвор задвижки. Открытие задвижки осуществляется вращением маховика влево, а закрытие — вращением вправо (по часовой стрелке). Однако могут быть отдельные конструкции задвижек с левым вращением, при котором закрытие их достигается вращением маховика влево (против часовой стрелки).

По устройству затворов задвижки подразделяются на клиновые и параллельные. В клиновых задвижках боковые поверхности затвора расположены наклонно к вертикальной оси корпуса задвижки. Этим достигается плотное прилегание уплотнительных поверхностей клина к уплотнительным поверхностям корпуса, а следовательно, и необходимая плотность задвижки. Клиновые задвижки могут быть со сплошным затвором (клином) и шарнирным затвором, состоящим из двух дисков. Задвижки со сплошным клином более просты по устройству и надежны в работе в отношении поломок, особенно в условиях газопроводов, по которым перемещается холодный газ. В случае применения подогретого газа в установках, где требуется достичь более высокой температуры в топке, такие задвижки могут заедать, заклиниваться и пропускать газ в результате неравномерного расширения деталей затвора при нагревании.

Рис. 1. Задвижка клиновая со шпинделем:
1 — клин; 2 — гайка; 3 — шпиндель; 4 — Gyp-тик; 6 — крышка; 6 — втулка; 7 — маховик; 8 — направляющие ребра; 9 — сальник.

В таких случаях чаще применяют двухдисковые задвижки, так как они не способны заклиниваться. Кроме того, при износе уплотнительных поверхностей дисков в этих задвижках легче восстановить плотность затвора. Восстановление изношенных сплошных затворов значительно сложнее.

Рис. 2. Задвижка с двухдисковым клином и выдвижным шпинделем:
1 — двухдисковый клин; 2 — шаровой грибок.

Рис. 3. Задвижка параллельная:
1 — корпус; 2 — запорные диски; 3 — клин; 4 — шпиндель; 5 — сальниковая набивка; 6 — маховик; 7 — уплотни-тельные поверхности корпуса.

Параллельными называются задвижки, у которых расположение уплотнительных поверхностей затвора не конусное, а параллельное.

Из параллельных задвижек на газопроводах часто употребляются задвижки типа «Лудло». В этой задвижке затвор состоит из двух половин или дисков, между которыми находится распорный клин. При закрытии задвижки клин, упираясь в ее дно, разжимает диски, прижимая их уплотнительные поверхности к таким же поверхностям корпуса задвижки, чем и обеспечивается необходимая ее плотность. В других конструкциях параллельных задвижек разжатие дисков достигается при помощи двух клиньев (задвижка «Москва»), пружин и других устройств. Корпусы задвижек, употребляемых для газа, изготавливаются, как правило, из чугуна, но могут быть и из литой стали. Шпиндели изготавливаются из углеродистой и нержавеющей стали. Затворы клиновые и дисковые — из чугуна, углеродистой и нержавеющей стали, причем могут быть целые или с вставными уплотняющими кольцами из нержавеющей стали. В последнем случае и в корпус задвижки впрессовываются такие же кольца.

Задвижки с затворами или уплотняющими кольцами из бронзы применять на газе не рекомендуется, ввиду разъедания бронзы аммиаком, что приводит к пропуску газа задвижками. Плотность прилегания уплотняющих поверхностей затворов к уплотняющим поверхностям корпуса задвижек достигается соответствующей их обработкой — притиркой и шабровкой. Во избежание быстрого износа уплотняющих поверхностей затворов задвижек от действия твердых частиц, приносимых газовым потоком, и оседания их на дисках запорные задвижки должны находиться постоянно в полностью открытом или полностью закрытом положении, если они не являются регулировочными задвижками. Для предотвращения утечки газа из корпуса задвижки по поверхности шпинделя последний уплотняется при помощи сальника. Набивкой для сальников служит шнуровой асбест, просаленный с графитом, или манжет из «фенопласта».

Установка задвижек на газопроводах производится при помощи фланцев, как было указано выше для фланцевых кранов. Монтаж задвижек и кранов на подземных газопроводах необходимо производить особо тщательно, так как постоянное наблюдение за ними затруднено. При установке задвижек на прямых участках газопроводов необходимо рядом с ними устанавливать линзовый компенсатор. Это нужно для предохранения от разрушения фланцев задвижки при расширении или сжатии газопровода под влиянием изменения температуры. Кроме того, без компенсатора невозможна перестановка задвижки или смена прокладок во время эксплуатации без разрезания газопровода.

Задвижки, устанавливаемые на подземных газопроводах, должны монтироваться или в специальных колодцах, или в защитных футлярах, предохраняющих сальник и удлиненный шпиндель, выводимый под ковер, от соприкосновения с землей, влагой и т. п.

На подземных газопроводах преимущественно употребляются задвижки со сплошным клиновым затвором и непременно с невыдвижным шпинделем. Наоборот, на надземных газопроводах установка задвижек с выдвижным шпинделем удобнее, так как позволяет легко очищать и смазывать резьбу шпинделя. Кроме того, в задвижках с выдвижным шпинделем по количеству ниток резьбы на выступающем его конце над маховиком можно на глаз определять, открыта задвижка или закрыта и если открыта, то на какую величину, что облегчает обслуживающему персоналу при работе регуляторной станции по байпасной линии и в других случаях регулирование подачи газа в горелки.

Рис. 4. Установка задвижки в колодце:
1 — задвижка; 2 — линзовый компенсатор; 3 — футляр.

Рис. 5. Установка задвижки в защитном кожухе:
1 — кожух; 2 — труба; 3 — шпиндель; 4 — муфта; 5 — насадка под ключ; 6 — ковер.

Задвижки необходимо монтировать па горизонтальных участках газопровода шпинделем вверх и при этом на такой высоте и в таком месте, чтобы их было удобно обслуживать во время работы установки и разбирать и собирать при ремонте. Вследствие того, что давление газа при закрытой задвижке действует па затвор с одной стороны, прижимая его к противоположной уплотняющей поверхности корпуса, открытие задвижек с большим диаметром и особенно при большом давлении газа может стать для одного человека непосильным. Поэтому на задвижках с диаметром прохода свыше 300 мм, устанавливаемых на высоком давлении газа, обычно имеются наружные обводы с вентилем небольшого диаметра, соединяющим пространство задвижки до затвора с пространством после него.

Перед открытием затвора задвижки открывают вентилек на обводе (байпасе), благодаря чему газ перетекает на другую сторону затвора задвижки, снижая давление газа перед ним и повышая давление газа после него. Таким образом, разгружается одностороннее давление на затвор и задвижка легко может быть открыта.

Перед установкой задвижек на газопроводы они должны быть испытаны на плотность керосином. Для этого у закрытой задвижки одну сторону затвора окрашивают меловым раствором и дают ему просохнуть; затем задвижку окрашенной стороной кладут вниз, а на затвор с другой стороны наливают керосин. Если через час керосиновые пятна не будут обнаружены на окрашенной стороне диска, задвижка имеет достаточную плотность. Для задвижек, устанавливаемых на газопроводах низкого давления, испытание задвижки на плотность достаточно проводить в течение 10 мин. Задвижки, как и краны, имеют то преимущество, что в полностью открытом положении дают газу свободный прямой проход в любом направлении; вследствие этого они обладают малым сопротивлением и не вызывают большого падения давления газа при проходе через них. Это обстоятельство делает их основным запорным устройством, применяемым на газопроводах с диаметром более 70 мм.

Основной недостаток задвижек: после непродолжительной работы они часто начинают пропускать газ вследствие износа и загрязнения их уплотнительных поверхностей. Очистка и пригонка уплотнительных поверхностей задвижек является трудоемкой работой, требующей разборки задвижки и снятия ее с газопровода. Это обстоятельство вынудило отказаться от установки задвижек на газопроводах высокого давления и перейти на установку самосмазывающихся пробочных кранов больших диаметров типа И с 321 бк.



Похожие статьи:
Проведение газоопасных ремонтных работ

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обслуживание газового хозяйства предприятий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум