Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Загрязнение дорожно-транспортными средствами


Загрязнение дорожно-транспортными средствами

Транспортные средства — автомобили, дорожные машины и другие средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) — являются мощными источниками загрязнения природной среды. Из ежегодных 15 млн т вредных выбросов 89% приходится на предприятия автомобильного и дорожно-строительного комплекса. Выбросы автомобильного транспорта в России составляют около 14 млн т в год. Отработавшие газы ДВС содержат более 200 наименований вредных веществ и соединений. Нефтепродукты, сыпучие и пылящие грузы, перевозимые транспортными средствами, продукты износа шин, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытии, загрязняют придорожные полосы и водные объекты. Разумеется, значительно влияние автотранспорта на загрязнение атмосферы, которое в среднем по России доходит до 45%, а в крупных городах до 90%. Получается, что в зоне недопустимого высокого риска для здоровья проживает около 15 млн горожан, а в зоне шумоакустического дискомфорта, где доля всех источников шума составляет 95%, проживает более 35 млн населения России. Только от шума, загрязнения воздуха и отрицательного влияния на климат ежегодный ущерб окружающей среде достигает 170 млрд рублей. При этом основной ущерб (около 63%) из всех транспортных средств наносит в первую очередь автомобильный транспорт. Существенна роль транспорта в загрязнении водоемов, рек, грунтовых вод. Предприятиями транспорта ежегодно в поверхностные водоемы сбрасывается 43 млн м3 загрязненных сточных вод. Кроме того, транспорт способствует тепловому загрязнению окружающей среды. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде нетоксична. Однако частицы сажи, обладая высокой адсорбционной способностью, несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсичных веществ на человека. Количество вредных веществ, выделяемых в атмосферу автотранспортом, зависит от технического состояния автомобилей (табл. 2.2). Например, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4...5 раз. Особенно загрязнение атмосферного воздуха увеличивается, когда применяют в качестве топлива этилированный бензин, имеющий в своем составе свинец. Концентрация свинца в воздухе зависит от его содержания в бензине. При содержании 0,15 г/л свинца в бензине концентрация его в воздухе достигает до 0,4 мкг/м3, а при 0,50 г/л составляет 1,0 мкг/м3. Снизить или полностью исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный или переводом ДВС на другие виды топлива. Состав отработавших газов ДВС зависит также от режима работы двигателя. Например, при разгоне и торможении нарушаются процессы смесеобразования и количество токсичных веществ меняется в сторону повышенного их выделения. Суммарный выброс токсичных веществ в атмосферу самолетами непрерывно растет и составляет 34600 т. Наибольшее количество выбросов бывает в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станциям. Работа жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) сопровождается выбросами продуктов полного и неполного сгорания топлива, состоящих из О, NOx, ОН и др. Количество вредных веществ, выделяемых в воздух, зависит от мощности (тяги) двигательных установок. В сточных водах аэропортов России содержатся высокие концентрации (до 2... 10 ПДК) нефтепродуктов, тяжелых металлов. Обеспеченность системами очистки сточных вод составляет только 18% от необходимого. В двигателях космического типа сжигается как жидкое, так и твердое топливо. Продукты сгорания топлива по мере удаления корабля от Земли проникают в различные слои атмосферы, но большей частью в тропосферу. Во время запуска корабля образуется облако продуктов сгорания в виде водяного пара, песка и пыли. После запуска это облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием ветра на расстояние 30...60 км. Облако может рассеяться, но может стать и причиной кислотных дождей. При старте и возвращении космического корабля на Землю такого типа двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы (0...0,5 км), но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Поэтому размеры разрушения озонового слоя определяются от числа запусков ракетных систем и интенсивности полетов сверхзвуковых самолетов. Во второй половине XX в. авиация и ракетная техника как в СССР (в России, начиная с 1990 г., свернута до минимума), так и в США существенно возросла, что дополнительно дало общий выброс вредных примесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей приходится пока не более 5% токсичных веществ, поступающих в атмосферу.

Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум