Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Каменные работы

Захватные приспособления


Захватные приспособления

Захватные приспособления применяют для присоединения монтируемых элементов к грузовому крюку крана (для строповки элемента). К ним относятся канаты, стропы, траверсы, хомуты и различного вида захваты.

Канаты. Для перемещения груза небольшого веса, а также для оттяжек и расчалок используют пеньковые канаты, обладающие достаточной прочностью, небольшим весом и значительной гибкостью. Пеньковые канаты свивают из нескольких прядей пеньковых волокон. .Канаты бывают просмоленными и непросмоленными. Непросмоленные канаты более гибки и удобны в работе, но они подвержены быстрому загниванию и размока-нию. Поэтому на монтажных работах для вспомогательных операций применяют главным образом просмоленные пеньковые канаты.

Для перемещения и подъема грузов большого веса и на большинстве подъемных механизмов используют стальные канаты (тросы), изготовляемые из тонких стальных проволок диаметром 0,22—30 мм. Стальные проволоки свивают сначала в пряди, а потом пряди в канат. В основном применяют стальные канаты с пеньковым сердечником, который придает канату гибкость и, впитывая в себя смазочный материал, предохраняет канат от коррозии.

Строп состоит из одной или нескольких ветвей тросов (стальных канатов) или цепей. Стропы бывают двух видов: бесконечные и с заделанными концами.

Бесконечные стропы служат для непосредственного зацепления элемента петлей или узлом; их изготовляют, счаливая (сплетая) пряди концов троса.

Концы ветвей тросовых стропов заделывают тремя способами: в виде петли на коуше, петли на коуше с крюком или петли на коуше с карабином. Коуш представляет собой металлическое овальное кольцо из металла корытообразного профиля, предохраняющее трос от перетирания при захвате элемента.

Карабин представляет собой звено цепи, у которого часть ветви звена вырезана. Место выреза перекрывается втулкой, скользящей по оставшейся части ветви звена; втулка всегда остается в положении, при котором она перекрывает вырезанную часть ветви звена. Карабины исключают возможность самоот-цепления груза при подъеме. С этой же целью на крюках устанавливают предохранительные откидные скобы.

При подъеме тяжелых или больших по размеру элементов приходится применять стропы из двух, четырех и шести ветвей.

Широко применяются также балансирные стропы, у которых одна или все ветви запасованы через блок. При подъеме элемента концы таких стропов имеют возможность балансировать, т. е. смещаться в ту или другую сторону благодаря повороту блока вокруг оси. Балансирные стропы отличаются тем, что общий вес поднимаемых элементов равномерно распределяется на все его ветви.

Рис. 1. Бесконечный строп:
а — общий вид, б — петля из бесконечного стропа, в — заделка кондов стропов на коуше, г — крюк на петле с коушем, д — карабин на петле с коушем; 1 — коуш, 2 — карабин

При подборе стропа для подъема того или иного элемента необходимо учитывать усилия, которые могут возникнуть в стропах или в отдельных ветвях в зависимости от угла наклона ветвей стропа к горизонту. Чем меньше угол наклона, тем больше усилие в ветви стропа. Например: при весе поднимаемого груза 200 кг сила, действующая на каждую ветвь двухветвевого стропа, при вертикальном положении ветвей будет 100 кг, при угле 60°—115 кг, при угле 45°—141 кг, а при угле 5°—1147 кг. Кроме того, с уменьшением угла наклона стропа увеличиваются силы сжатия в поднимаемом элементе.

Цепные стропы делают из калиброванных сварных цепей с крюками или карабинами по концам. В эксплуатации цепной строп более практичен и удобен, но он более трудоемок в изготовлении и дороже тросового стропа.

В тех случаях, когда стропы (тросовые или цепные) зацепляются не при помощи крюков или карабинов, а охватывают поднимаемые элементы, необходимо укладывать под них подкладки для уменьшения их износа и предохранения кромок поднимаемых элементов от повреждения.

Рис. 2. Стропы:
а — двухветвевые, б — четырехветвевые, в — балансирные (универсальное грузозахватное приспособление); 1 — карабин, 2 — крюк с предохранителем, 3 — балансирующие блоки

Траверса представляет собой стальной горизонтально расположенный ригель (балка) из уголков, швеллера или трубы с подвешенными к нему стропами (подвесками).

Подвески могут соединяться с траверсой жестко или на блоках. Траверсу подвешивают к крюку крана при помощи тросовых или жестких тяг, составляющих с ней одно целое.

Благодаря своей конструкции траверсы являются удобными захватными приспособлениями для элементов больших габаритов; груз равномерно распределяется между подвесками. В результате того что точки подвеса груза раздвинуты на величину пролета траверсы (длины ригеля), угол наклона стропов к горизонту получается больше, чем при захвате ветвевыми стропами, а усилия в стропах и дополнительные напряжения в самих элементах соответственно уменьшаются.

Рис. 3. Траверса:
1 — стропы, 2 — место клеймения, 3 — тяги, 4 — ригель

Рис. 4. Общий вид балансирной траверсы

Крестообразная балансирная траверса применяется для строповки объемных элементов блок-комнат или блок-квартир. Эта траверса состоит из двух траверс, соединенных крестообразно и скрепленных распорными брусьями. В четырех углах траверсы имеются цепные стропы, оканчивающиеся карабинами. Аналогичные траверсы используются при подъеме санитарно-технических кабин. Размер траверсы должен соответствовать поднимаемому блоку, так как цепные стропы при подъеме должны быть вертикальны.

Рис. 5. Захватные приспособления для кирпичных блоков:
а — балансирный захват, б — захват-траверса; 1 — балансир, 2 — кирпичный блок, 3 — фартук

Захваты используются для подъема кирпичных блоков. Практикой установлено, что наиболее удобно применять балансирный захват или захват-траверсу.

Хомуты изготовляют из полосовой стали или мелкосортного швеллера. В нижней части хомута имеется шкворень, который одним концом укреплен в одной из ветвей хомута, а другим концом заводится в отверстие поднимаемой конструкции и закрепляется гайкой в другой ветви хомута.

Приспособления для захвата выбирают в зависимости от веса и размера монтажных элементов, а также от характера и величины усилий, воспринимаемых ими в процессе подъема и установки. Устройство приспособлений должно обеспечивать полную безопасность работы с ними, простоту, удобство и быстроту выполнения операций при зацеплении элементов (строповки) и при освобождении их после установки элементов (расстроповки).

Монтажной практикой выработано несколько способов закрепления захватных приспособлений на монтируемых элементах: зажим элемента захватным приспособлением; непосредственное закрепление элемента стропом; закрепление элемента за монтажные петли или закладные детали; закрепление через отверстия в конструкциях.

Способом зажима захватывают кирпичные блоки.

При непосредственном закреплении стропы охватывают монтажный элемент петлей или узлом. Недостаток такого способа заключается в трудности самой работы по увязке петель или узлов при употреблении тяжелых тросов.

Этот способ строповки применяют при подъеме вспомогательных материалов: металлических балок, бревен, труб, а также мелких деталей по несколько штук одновременно, как, например, оконных и дверных перемычек (при отсутствии специальных контейнеров).

Монтажные петли или проушины (из круглой стали), за которые элемент зацепляют, заделывают в железобетонные элементы при их изготовлении; благодаря им монтажные элементы стропуют простым зацеплением крюка стропа за петлю. Петли имеют ряд существенных недостатков: на их устройство расходуется значительное количество стали; при складировании и перевозке выступающие из элемента петли мешают правильной укладке; после монтажа их необходимо срезать или загибать.

Вместо монтажных петель в элемент можно заделывать закладные детали со съемными монтажными петлями. В этом случае в железобетонный элемент при его изготовлении в местах его захвата заделывают по две гайки, приваренные к арматуре. Над гайками оставляют отверстия, диаметром несколько большим диаметра болта для этой гайки. При монтаже элемента в гайку ввертывают болты с прикрепленными к ним монтажными петлями, за которые зацепляют крюками стропа при подъеме и установке элемента.

После установки и закрепления элемента петли вместе с болтами снимают и используют снова для установки другого элемента. Удобство такого приспособления состоит в том, что оно не выступает из плоскости элемента и сокращает расход металла.

Вместо устройства петель для присоединения захватных приспособлений в монтируемых элементах в местах зацепления оставляют сквозные отверстия, в которые заводят болты, специальные штыри или стропы. Отверстия делают в колоннах и бортовых элементах настилов.

Рис. 6. Детали захватных приспособлений:
а — блок с петлями, б — съемная монтажная петля, в — съемный монтажный захват; 1 — петля, 2 — съемный уголок, 3 — болт, 4 — гайка, приваренная к арматуре

Некоторые типы многопустотных плит иногда стропуют за арматуру, для чего в плитах оставляют небольшие незабетонированные углубления, оголяющие жесткие прутки арматуры.



Похожие статьи:
Подготовка к возведению зданий и сооружений

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Каменные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум