Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Закон об охране атмосферного воздуха


Закон об охране атмосферного воздуха

Атмосферный воздух, как отмечалось ранее, принадлежит к числу основных компонентов окружающей среды. С чистотой воздуха связаны здоровье человека, состояние животного и растительного мира. Всвязи с этим во всех странах мира этому вопросу придается большое значение. Охрана воздуха (его восстановление и улучшение) способствует созданию наилучших условий жизни населения. Охрана атмосферного воздуха поставлена на плановую основу. Соответствующие задания и мероприятия предусматриваются и в государственных планах экономического и социального развития, и в планах любых предприятий. Для эффективного решения проблем, связанных с охраной окружающей природной среды, необходимо широкое международное сотрудничество. Воздушные массы не знают границ и распространяют загрязнения на большие расстояния. Так, например, авария на Чернобыльской АЭС не имела границ распространения загрязняющих веществ. Широко известна и признана роль бывшего Советского Союза, а вместе с ним и России как инициатора и активного участника международных конференций, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха. Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в воздушном пространстве и под водой привел к существенному уменьшению радиоактивных загрязнений. Советский Союз выступил инициатором заключения конвенции о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду. Война, развязанная США во Вьетнаме и в Югославии, наглядно показала, каким бедствиям подвергаются природа и человечество от применения запрещенного оружия. В 1979 г. (ноябрь) в Женеве состоялось общеевропейское совещание, где на высоком уровне обсуждалась проблема охраны окружающей среды. На этом совещании представители 32 европейских государств, в том числе США и Канады, подписали Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха. В соответствии с этой Конвенцией правительства государств должны принимать эффективные меры по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха и распространением его на большие расстояния. Придавая важное значение скорейшей реализации основных положений принятого документа, Советский Союз первым из подписавших Конвенцию государств ратифицировал ее в апреле 1980 г. Следует отметить и Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха», который вступил в силу в 1982 г. Такой закон был издан в России впервые. Он всесторонне охватывал важнейшую общечеловеческую проблему, систематизируя выдержавшие проверку временем юридические нормы. Новый закон включал требования, которые были выработаны в предшествующие годы и оправдали себя на практике. Например, правила о запрещении ввода в действие любых производственных объектов (вновь созданных или реконструированных), если они в процессе эксплуатации станут источниками загрязнений или других отрицательных воздействий на атмосферный воздух и окружающую природную среду. С новым законом получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Это было одним из важнейших мероприятий по защите не только атмосферного воздуха, но и охраны окружающей среды. Значение Закона РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» было неоценимо. Ведь атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды. Научно-техническая революция, которая затронула все стороны жизни общества, развитие и рост городов, возрастающие масштабы воздействия человека на окружающую среду потребовали особого внимания к охране атмосферного воздуха и уточнения отдельных позиций самого закона. Российские гигиенисты первыми в мире создали научную концепцию гигиенического нормирования, допустимых уровней воздействия вредных химических, физических и биологических веществ на природу и атмосферный воздух. Эта концепция общепризнана, и во всех странах мира разрабатываются нормативы допустимых уровней. Надо особо отметить, что наше государственное санитарное законодательство самое обширное в мире. Так, например, для атмосферного воздуха установлены ПДК для 600 химических веществ при изолированном действии и для 33 их комбинаций. В соответствии с Законом РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» были установлены и гигиенические нормативы, своего рода государственное требование к руководителям предприятий по соблюдению санитарных правил по охране окружающей среды. В законе нашли отражение в части выявления новых источников загрязнения воздушного бассейна учет проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов, загрязняющих атмосферу, а также контроль за разработкой и реализацией генеральных планов городов, поселков и промышленных узлов, размещением промышленных предприятий и других объектов и установлением санитар-но-защитных зон. Впервые в Законе РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» были предусмотрены требования об установлении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как для стационарного источника загрязнения, так и для транспортных и других передвижных средств и установок. Они определялись с таким расчетом, чтобы совокупные выбросы ото всех источников загрязнения в данной местности не превышали нормативов ПДК загрязняющих веществ в воздухе. Введение нормативов предельно допустимых выбросов для каждого предприятия, каждого источника загрязнений, предусмотренных законом, определяло конкретную ответственность руководителя предприятия за соблюдение этих нормативов, заинтересованность в бесперебойной работе пыле- и газоулавливающих установок, заинтересованность в скорейшем внедрении малоотходных и безотходных технологических процессов. Нужно подчеркнуть и ст. 35 закона, в которой отмечалось запретить внедрение в практику открытий, изобретений, рационализаторских предложений и новых технических схем, в том числе приобретенных за рубежом, ввод в эксплуатацию и использование технологических процессов, оборудования и других объектов, если они не удовлетворяют установленным требованиям по охране воздуха. Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» был очень важен при применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других химических препаратов. В принципе все эти меры составляли систему профилактических мероприятий, направленных прежде всего на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха. Внедрение гигиенических нормативов эффективно только при их соблюдении на всех этапах человеческой деятельности и при регулярном контроле как на государственном, так и на ведомственном уровне. Такой контроль был предусмотрен ст. 47 и 48 Закона. Осуществление государственного надзора за соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу было возложено на Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды. Закон предусматривал не только контроль соответствующими органами за его требованиями, но и меры ответственности за их нарушение. Ст. 55 закона определяла роль общественных организаций и граждан в проведении мероприятий по охране воздушной среды. Это очень важный этап охраны атмосферного воздуха. Ибо от активного участия граждан и общественных организаций зависела реализация (применение) положений закона. Неслучайно ст. 11 обязывала государственные органы всемерно учитывать предложения общественных организаций и граждан, направленные на охрану атмосферного воздуха. Сохранение воздушного пространства, его улучшение с целью обеспечения наилучших условий жизни людей, их труда, быта, отдыха и охраны здоровья всегда являлось основной заботой самого государства.



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум