Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Защита вентиляционных систем от коррозии


Защита вентиляционных систем от коррозии

При эксплуатации вентиляционных систем на металлических поверхностях происходят окислительные процессы, что вызывает коррозию. Коррозия—это процесс разрушения материалов, вызванный действием на них окружающей среды. В производственных помещениях, где технологические процессы сопровождаются выделением в окружающую среду агрессивных паров и газов, аэрозолей кислот и щелочей, коррозия распространяется особенно интенсивно. В некоторых цехах вентиляционные воздуховоды, выполненные из тонколистовой стали, подвергаются разрушающему воздействию коррозии в сравнительно короткое время (через два-три месяца).

Наиболее целесообразное средство борьбы с коррозией — применение для изготовления элементов вентиляционных систем некорродирующих материалов (винипласт, полиэтилен и др.), а также цветных металлов и специальных сталей (нержавеющая сталь, титан). В настоящее время широкое применение таких материалов сдерживается высокой их стоимостью.

В связи с тем, что подавляющее большинство воздуховодов вентиляционных систем изготовляют из кровельной и тонколистовой стали, строительные нормы и правила предусматривают способы противокоррозионной защиты металлических поверхностей.

Воздуховоды, по которым перемещается условно чистый воздух температурой до 70°С, окрашивают масляной краской изнутри и снаружи один раз, если же температура выше 70°С, то воздуховоды окрашивают по огрунтованной поверхности огнестойким составом.

При перемещении по воздуховодам воздуха, содержащего примеси промышленного производства в виде отходов или пыли, противокоррозионный, защитный слой наносят снаружи один раз, а при перемещении паров или газов, вызывающих коррозию металла, воздуховоды окрашивают изнутри кислотоупорным составом два раза, а снаружи один раз.

Наружную поверхность воздуховодов окрашивают после окончания монтажа системы под колер помещения или в зависимости от назначения воздуховода определенным цветом.

Все соединительные детали вентиляционной системы, арматура и сетевое оборудование должны быть покрыты коррозионно-стойким составом, таким же, что и воздуховоды.

Выполненные из малоуглеродистой стали элементы вентиляционных систем, которые работают в коррозионных средах, окрашивают перхлорвиниловыми красителями — грунтами, эмалями и лаками. В тех случаях, когда при производственных процессах выделяются агрессивные газы, содержащие пары хлора при низких концентрациях, рекомендуется наносить трехслойное покрытие, которое состоит из смеси куз-басслака с лаком XCJI в соотношении 1:1. Если же в воздухе помещения содержатся те же газовые примеси, но при повышенной температуре воздуха (30°С), то необходимо делать шестислойное покрытие: грунт ГФ-020, ХСГ-26 или ХС-010 (два слоя), эмаль ХСЭ-23 (два слоя), лак XCJI (два слоя).

При нанесении на поверхность очередного слоя грунта, эмали или лака необходимо предыдущий слой высушить. Процесс сушки длится 2…3 ч при температуре окружающего воздуха 15…20 °С. Покрытия наносят в помещении, температура в котором должна быть не ниже 8 °С, а относительная влажность воздуха не должна превышать 70%.

Технологический процесс нанесения противокоррозионного покрытия на металлические поверхности вентиляционных систем состоит из следующих операций: подготовки металлических поверхностей к нанесению покрытия, грунтовки очищенных поверхностей и окраски огрунтован-ных поверхностей.

Подготовка поверхности к нанесению защитного слоя в большой степени определяет качество противокоррозионного покрытия. Основная задача подготовки поверхности — создание условий для хорошего налипания защитного слоя. Подготовка поверхности заключается в очистке металла от грязи, окалины, ржавчины и жира до металлического блеска. Поверхности очищают гидропескоструйным, дробеструйным или дробеметным способом. Эту же операцию можно выполнить с помощью ручного механизированного инструмента — пневматических или электрических шлифовальных машинок —или вручную посредством щеток, шлифовальных шкурок, напильника и т. п.

При гидропескоструйном способе очистки пыль не образуется, однако применение воды создает дополнительные сложности при обработке.

При применении дробеструйного способа очистки получается хороший результат обработки, при этом исключается образование пыли. При этом способе используют стальную или чугунную дробь размером дробинок 0,5… 1,5 мм. Дробеструйным способом можно обрабатывать поверхности воздуховодов, выполненные из стали толщиной 1,5 мм и более, т. е. сварные воздуховоды специального назначения. При меньшей толщине листа образуется наклеп металла.

Поверхности воздуховодов можно очищать также методом кислотного травления с помощью серной или соляной кислоты или их смеси, либо ортофосфорной кислоты. Перед кислотным травлением поверхности очищают от жировых загрязнений, промывают в щелочном растворе следующего состава: тринатрийфосфат 50 г/л и жидкое стекло 45 г/л. Процесс обезжиривания должен происходить в течение 5 мин при температуре раствора 70…75 °С. После обезжиривания поверхности следует промыть горячей водой.

Очистка поверхностей методом травления рекомендуется для сварных воздуховодов, так как при очистке фальцевых воздуховодов раствор кислоты, попавшей в фальцевые соединения, может привести к быстрому разрушению металла.

После тщательной очистки, обезжиривания и просушки на поверхность наносят грунт. Чтобы не образовался новый слой коррозии на поверхности, грунт наносят не позднее чем через 8 ч после просушки.

Для грунтования поверхностей применяют грунтовку ХСО-10 (ГОСТ 9355—81) или грунтовку из смеси перхлорвинилового лака с наполнителями: диабазовым порошком или андезитовой мукой, или маршаллитом. Рабочая вязкость грунтовки достигается добавкой растворителя Р-Ч (ГОСТ 7827-74).

На обрабатываемую поверхность грунтовку наносят краскораспылителем СО-71, а при малых объемах — вручную. При нанесении грунтовки краскораспылитель следует держать по отношению к обрабатываемой поверхности под углом 90°.

Огрунтованные и тщательно высушенные поверхности окрашивают перхлорвиниловыми эмалями и лаками. Количество наносимых слоев краски указано в проекте.

Эмали и лаки наносят также краскораспылителем. В эмалях и лаках не должно быть посторонних твердых примесей, которые могли бы засорить шланги. Сжатый воздух к краскораспылителю подается от централизованной установки либо от индивидуального компрессора. При нанесении эмалей и лаков на поверхность краскораспылитель перемещается со скоростью 14… 18 м/мин. Держат краскораспылитель на расстоянии 250…300 мм от окрашиваемой поверхности.

Вручную поверхности окрашивают кистями различной формы и величины или металлическими и деревянными шпателями.

Механическую прочность перхлорвиниловых лакокрасочных покрытий можно повысить, применив в качестве арматуры хлориновую ткань, изготовленную из хлорвинилового волокна. Так как хлориновая ткань обладает большой усадкой, ее перед нанесением на поверхность подвергают тепловой обработке в воде при температуре 70…80° в течение 2 ч. Сушат ткань при комнатной температуре.

Технологический процесс противокоррозионной защиты с применением хлориновой ткани состоит в следующем. На очищенную поверхность краскораспылителем наносят эпоксидную шпатлевку ЭП-0010, разбавленную растворителем. Затем поверхность просушивают в течение 24 ч. Защитный раствор, состоящий из лака XCJI, эпоксидной шпатлевки ЭП-0010 и отвердителя N° 1, наносят на высушенную поверхность. После этого на сырой защитный раствор наклеивают хлориновую ткань и тщательно ее прикатывают. Нанесенный слой с тканью высыхает в течение 24 ч. Далее по ткани вновь наносят защитный раствор, который сушится в течение 24 ч. В заключение на поверхность наносят за два раза лак ХСЛ, причем после каждого нанесения лак сушат в течение 5…6 ч.

Перхлорвиниловое защитное покрытие должно отвечать следующим требованиям: должно быть сплошное, обладать хорошим сцеплением с поверхностью, не иметь подтеков, наплывов и посторонних включений.

Окраска и грунтовка воздуховодов — самый распространенный метод защиты вентиляционных систем против воздействия коррозии. Используют несколько различных способов нанесения грунтов и красок на металлические поверхности: воздушного распыления, окунания, безвоздушного распыления.

Широко распространен на монтажных заводах и в заготовительных мастерских способ нанесения на поверхности масляных красок путем воздушного распыления с применением краскораспылительных установок. При этом способе окраска выполняется в специальных металлических шкафах или камерах, которые оборудованы местными отсосами, подключенными к вытяжным вентиляционным системам и специальными воздушными завесами, т. е. устройствами, которые обеспечивают удовлетворительные гигиенические режимы для работающих. Такие шкафы или камеры размещают в специальных окрасочных отделениях. Окрашиваемые изделия в шкафах устанавливаются на специальных устройствах, обеспечивающих возможность нанесения краски на всю покрываемую поверхность детали.

Процесс сушки окрашенной поверхности осуществляется в специальном сушильном отделении, где находятся стеллажи с подстеллажным регистровым обогревом и системой вытяжной вентиляции для удаления паров краски.

Окрашивать вентиляционные детали можно также способом окунания. При этом способе изготовленное изделие погружают в специальный резервуар, наполненный соответствующей краской, а затем по истечении некоторого времени вынимают. Погружают и поднимают детали с помощью специальных подъемных устройств, оборудованных канатами с захватами и петлями. Окрашиваемое изделие, вынутое из резервуара, перемещается этим же подъемно-транспортным устройством в сушильную камеру.

Способ окунания широко применяют при грунтовке листового металла, предназначенного для дальнейшего изготовления фальцевых воздуховодов. Окрашивание деталей методом окунания не дает хорошего результата, так как образуются подтеки и неровности.

Безвоздушное распыление лакокрасочных материалов под высоким давлением с помощью специальных аппаратов — наиболее эффективный способ. При этом способе можно применять краски повышенной вязкости, что позволяет сократить расход лакокрасочных материалов и получить покрытие высокого качества. Кроме того, если требуется по технологии, лакокрасочный материал можно подогревать и под высоким давлением наносить на поверхности детали. Количество растворителя в краске в отличие от способа пневматического распыления значительно сокращается, что способствует лучшим санитарно-гигиени-ческим условиям труда. Применять способ безвоздушного распыления для нанесения противокоррозионных покрытий можно как при централизованной заготовке деталей (в специальных помещениях), так и при покрытии смонтированной вентиляционной системы.

На установке УБРХ-1 выполняют грунтование вентиляционных изделий способом безвоздушного распыления без подогрева красителей. Установку применяют для окраски крупногабаритных воздуховодов, камер, коробов и других изделий, которые не могут быть окрашены в других установках.

В последнее время в качестве противокоррозионных покрытий применяют тонкие рулонные полиэтиленовые пленки, которыми оклеивают листы. Кроме того, для покрытий воздуховодов и фасонных частей используют полиэтиленовый порошок, который наносят методом напыления. Напыление производится в камере, где находится пластмассовая пыль при температуре выше точки ее плавления. Пыль равномерно покрывает изолируемую деталь.

При выполнении противокоррозионных работ следует соблюдать следующие основные правила техники безопасности.

Выполняя механическую очистку металлических поверхностей с помощью пескоструйного аппарата, рабочий должен быть одет в специальный костюм из пыленепроницаемой ткани и иметь скафандр. В скафандр должен подаваться свежий воздух таким образом, чтобы рабочий не ощущал неприятной подвижности воздуха у лица и чтобы смотровое стекло не запотевало. Подачу воздуха под шлем регулируют специальным зажимом на шланге, которым управляет сам рабочий. Температура подаваемого воздуха равна 18…20°С.

При работе с пескоструйным аппаратом запрещается направлять струю песка на обрабатываемую поверхность под углом 90° и в незащищенные места, откуда могут внезапно появиться люди. При подаче сжатого воздуха рабочий не должен выпускать шланг из рук. После окончания работы шланг следует отключить; рабочий может оставить свое рабочее место, только убедившись, что установка отключена.

Рабочие, работающие с кислотой или участвующие в процессе кислотного травления металла, должны быть обеспечены спецодеждой.

Переносить баллоны с кислотой следует двум рабочим на специально оборудованных носилках. Маршрут переноса баллонов должен быть безопасным, без препятствий.

При разбавлении кислоты высокой концентрации необходимо обращать внимание на порядок очередности смешивания, строго соблюдая правило: «Кислоту лить в воду!». В противном случае, если воду лить в кислоту, то произойдет бурная реакция, сопровождаемая сильным разбрызгиванием кислоты, в результате чего возможны ожоги рабочего. К работе с кислотой допускаются только кадровые рабочие, прошедшие специальный инструктаж. Запрещается допускать к работе с кислотами временных рабочих, рабочих не достигших совершеннолетия, учащихся школ и ремесленных училищ.

В рабочих зонах, где находятся кислотные ванны, нельзя курить, пользоваться открытым огнем, располагать искрящее электрическое оборудование. Это требование обусловлено тем, что в процессе травления металла выделяется свободный водород, который в смеси с воздухом образует легковоспламеняющийся газ. У кислотных ванн должны быть установлены предупреждающие знаки, оповещающие о запрете курения, взрывоопасности зоны и т. д.

Помещения, где происходит процесс травления, должны быть оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции в виде местных отсосов от ванн, общеобменной вытяжкой из верхней зоны и подачи свежего воздуха в это помещение в объеме, равном удаляемому в верхнюю зону, так, чтобы подвижность воздуха у поверхности ванн была не больше 0,4 м/с.

Лакокрасочные материалы — легковоспламеняющиеся и горючие материалы, поэтому помещения для хранения этих материалов должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией, обеспечивающей предельно допустимые концентрации вредностей в этих помещениях. В этих помещениях запрещается курить, разводить огонь, пользоваться паяльными лампами, производить электро- и газосварочные работы.

Помещения должны быть оснащены пенными огнетушителями и другими средствами пожаротушения.

Рабочие, занятые приготовлением, дозированием, перемещением рабочих растворов лакокрасочных материалов, а также рабочие, выполняющие основной производственный процесс, т. е. нанесение покрытий на вентиляционные изделия или находящиеся у ванн покрытия, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с существующими нормами.

В рабочих помещениях, где хранятся лакокрасочные покрытия или идет процесс покрытия изделий, запрещается хранить пищевые продукты и принимать пищу. Перед приемом пищи и после окончания работы рабочие, работавшие с лакокрасочными материалами, должны вымыть руки теплой водой с мылом. До начала работы руки рекомендуется смазать специальной пастой.



Похожие статьи:
Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум