|
Навигация: ![]()
![]() Уровень квалификации рабочих, специалистов, служащих, техников, всех членов трудовых коллективов является основным фактором высокопроизводительного труда в условиях самофинансирования и самоокупаемости предприятий. Бригаде, цеху выгодно иметь высокообразованных универсальных специалистов широкого профиля, способных совмещать смежные профессии. Возрастает численный состав работающих, которые обязаны владеть электронно-вычислительной техникой, станками с числовым программным управлением и другими новыми видами технологического оборудования. Только с помощью квалифицированного кадрового состава можно решать задачи по сокращению сроков морального износа оборудования, скорейшего освоения модернизированных станков и машин, робототехники, эффективной постоянной перестройки производства на выпуск конкурентоспособной продукции. Подготовка современных трудящихся должна осуществляться с помощью сети учреждений учебных заведений, входящих в состав предприятий. Состав учреждений по повышению квалификации и подготовке кадров трудящихся определяется с учетом видов обучения — общеобразовательного, профессионального и специального технического. Для общеобразовательного обучения трудящихся предназначены школы рабочей молодежи. Большое распространение получило в настоящее время профессионально-техническое обучение, которое позволяет молодежи получать начальные навыки в избранной профессии. В дальнейшем совершенствование квалификации может осуществляться на основе бригадно-индивидуального обучения, на производственно-технических курсах или в школах по изучению передовых методов труда. Возможность получения специального технического образования без отрыва от производства предоставляется работающим в заочных, вечерних (сменных) техникумах или высших учебных заведениях. Среднее или высшее образование предоставляют трудящимся и специализированные учебно-производственные учреждения, так называемые заводы-ВТУЗы, являющие собой неразрывные объединения предприятий и подразделений ВУЗов. В настоящее время обучение на производстве становится составной частью общего образования в стране: в ее состав входят более десяти наименований учебных заведений или их подразделений. В том числе межшкольные учебно-производ-ственные учреждения, в которых молодежи даются основы профессиональных навыков. Для обучения в школах работающей молодежи характерно расширение объема преподавания общеобразовательных дисциплин, способствующих расширению у рабочих и служащих общетеоретических знаний. Повышению профессионально-технического уровня работающих на предприятиях способствуют учебные пункты или кабинеты, учебно-курсовые заведения, курсы повышения квалификации, учебные участки, цеха, фермы и другие учебно-производственные учреждения, называемые курсовым звеном обучения. В состав средних профессионально-технических учебных заведений входят дневные, вечерние или заочные техникумы и профессионально-технические училища различного уровня. Звено высших учебных заведений на предприятиях составляют учебно-консультативные пункты, кафедры и лаборатории дневных вузов, отделения, филиалы, факультеты вечерних и заочных вузов, заводы-ВТУЗы (рис. 1). ![]() Рис. 1. Схема архитектурной организации сети обучения на предприятиях Размещение учреждений учебных заведений предприятий зависит от конкретных градостроительных ситуаций. В тех случаях, когда предприятия размещаются в жилой застройке или в непосредственной близости от селитебных территорий, учебные заведения, в особенности их среднее и высшее звено, целесообразно размещать в общественных или предзаводских зонах. При этом упрощаются транспортные связи и повышается вероятность привлечения местных жителей к учебной сети производства, а через нее — к производству. Учебные места, участки и другие подразделения организуются в основном при цехах основного производства. Учебные кабинеты, пункты, учебно-курсовые заведения, курсы повышения квалификации и другие учреждения курсового звена обучения размещают в зданиях управлений или проектно-конструкторского назначения. Одно из направлений улучшения качества профессионально-технического образования заключается в укрупнении различных учебных учреждений, создании единой сети учебных заведений на производстве. Развитию вопросов кооперации и интеграции помещений образования на предприятиях посвящены работы канд. архит. A.M.Гарнец. В разработанной им методике, вошедшей в типовое положение об организации обучения рабочих мест на производстве, предполагается, что рационально создавать учебно-курсовые заведения для групп предприятий одной отрасли, располагаемых в близлежащих районах. Такие межзаводские учебно-курсовые комбинаты могут организовываться на базе передовых предприятий подотрасли. Подобное укрупнение при определенных условиях может иметь место в межотраслевых учебно-курсовых комбинатах. В этом случае объединение обучения осуществляется различными ведомствами с дифференциацией сходных и различных дисциплин, что влияет на формирование преподавательского состава, учебно-производственной базы, времени проведения теоретических и практических занятий. Основой создания межотраслевых учебно-курсовых комбинатов могут быть прямые договоры между предприятиями и руководящими органами этих комбинатов. Упомянутые выше материалы по кооперации и интеграции учебных заведений согласуются с ведущимися в ЦНИИпром-зданий разработками нормативных основ формирования общественных центров и предзаводских площадей. Здания учебных заведений в составе других объектов общественных центров и предзаводских площадей позволяют решать крупные градостроительные задачи, включая архитектурные ансамбли, в то же время соседство ряда административных зданий способствует общему снижению затрат на строительство учреждений обслуживания трудящихся, подбора квалифицированного преподавательского состава и применения рациональных архитектурно-строительных решений. Применимо кооперированное включение блока помещений учебной сети в крупные административные здания (рис. 2). ![]() Рис. 2. Пример размещения учреждений обучения трудящихся в общеузловом центре предприятий Омска и специальных служб предприятий Количественный состав слушателей учебных заведений определяется на основе балансового расчета потребности в специалистах, исходя из прироста их численности на планируемый период и возмещения возможной убыли. Количество слушателей и их специализация устанавливаются на стадии разработки технико-экономического расчета строительства предприятия или объединения. При этом учитываются планируемые объемы выпускаемой продукции в соответствии с заданием Госплана СССР. В качестве расчетной единицы учебных заведений промышленных предприятий принимается ученическое место. Нормы числа ученических мест берутся усредненно на основании унифицированных данных для сходных по направлениям отраслей народного хозяйства. В соответствии со средними данными различных министерств на производстве проходят обучение до 30% работающего персонала. В состав расчетных показателей площадей объектов обучения входит также продолжительность обучения. Среднегодовое время обучения составляет в среднем 9 мес., исключая летние. Число мест в учебных помещениях для повышения квалификации работающих и в учебно-курсовых комбинатах, готовящих новых специалистов, составляет около 3% общей численности работающих на производстве, а число мест в профтехучилищах — 10%. Для учебных занятий при числе ученических мест 300 и более предусматривают учебные здания. Если мест менее 300, то помещения для учебных занятий допускается размещать в административных зданиях. Помещения учебных занятий, размещаемые в здании управления, располагают вблизи основных входов, общих для помещений управления и учебных помещений. При числе ученических мест более 200 для помещений учебных занятий предусматривают отдельный вход. Проектирование указанных помещений осуществляют в соответствии с нормами по проектированию профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. При отсутствии требований в ведомственных нормах помещения для теоретических учебных занятий следует предусматривать в зависимости от числа работающих на предприятии из расчета до 400 работающих — одно помещение, на 500 — два, на 1000 — четыре, далее на каждую 1000 человек прибавляют два помещения. Расчетная величина одного учебного помещения для теоретических занятий — 25 ученических мест. Для производственного обучения в учебных мастерских на каждую 1000 работающих предусматривают одно помещение на 12 ученических мест. При числе работающих 8000 и более создают учебно-производственный цех. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|