Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Значение экологической проблемы


Значение экологической проблемы

На Земле имеются районы, которые в силу ряда природных и экологических особенностей были наиболее благоприятны для развития древнейших цивилизаций — это равнины, пригодные для обработки, реки, озера и другие места. Они являются своеобразными помостами притяжения первобытных людей. Можно выделить пять таких благоприятных мест: Нил и Месопотамию с Египтом и Шумером, долины рек Ганга и Инда с цивилизациями Индии, бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и, наконец, появившиеся позже Центральную Америку с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией, при этом каждый этнос пережил периоды своей наиболее активной деятельности. Под давлением более мощных этносов малые цивилизации отходили на второй план или исчезали вовсе. Так исчезли цивилизации Центральной Африки, острова Пасхи и др. Более устойчивый путь развития сохранился только у европейской цивилизации, корнями связанной с Месопотамией, Египтом, Римом, Элладой. Европейцы долгое время воспринимали религиозно-философские учения Китая и Индии как путь к воспитанию пассивности, отрешенности, созерцательности. Однако в конце XX в. западная цивилизация стала переосмысливать духовные ориентиры своего развития. С точки зрения экологической этики иудео-христианские догмы, утверждающие право человека господствовать над природой, уступают идеям буддизма, даоизма и других восточных учений, проповедующих неразрывную связь человека с природой. История городской жизни не менее значима, чем освоение земледелия и производства тех или иных товаров. Образ жизни в городах древности мало чем отличался от современного. Однако человечество сохранило память о семи чудесах света Древнего мира: египетские пирамиды в Гизе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, Колосс Родосский, храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей и Александрийский маяк. Долины рек представляли цветущие оазисы среди окружающих пустынных ландшафтов. Человек, освоив долины рек, создал рукотворные агроландшафты, функционирование которых поддерживалось постоянной созидательной деятельностью. Тесная зависимость жизни людей от режима рек, например Нила, обеспечила более длительное существование египетского государства. Прекрасным символом этой стабильности служат величественные пирамиды и храмы. Вавилон же, бывший в течение полутора тысяч лет столицей Ближнего Востока, просуществовал с XIX по VI в. до н. э. Гибель Вавилонского царства явилась следствием неумелого хозяйствования. Египтяне, имевшие богатый опыт строительства ирригационных сооружений для орошения земель в долине Нила, предложили построить канал и увеличить площадь орошаемых земель в междуречье Тигра и Евфрата. Вода оросила земли, подстилаемые засоленными грунтами. Началось вторичное засоление почв. Вода в Евфрате, откуда ее брали в новый канал, стала течь медленнее, что вызвало отложение осадков в старой ирригационной сети. Она начала выходить из строя. Так, последствия очередной «победы над природой», писал Л.Н.Гумилев (1912—1992), «погубили великий город». К началу новой эры от него остались лишь руины. Приемы обработки и ирригации земли, селекции растений — все эти достижения древнейших цивилизаций Месопотамии и Нила были использованы последующими народами, что обеспечило их быстрое развитие. И вот что интересно. На пирамиде Хеопса было записано, как предупреждение потомкам: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Античные цивилизации Средиземноморья, как мы знаем из истории, ни один раз подвергались крупнейшим тектоническим катастрофам, которые привели к гибели сложившейся цивилизации. В первом случае в Атлантическом океане произошла подвижность земной коры по рифтовому излому, которая, возможно, уничтожила легендарную Атлантиду. Второе событие было связано с извержением санторинского вулкана, в результате чего погибла критская цивилизация, и с массовым переселением финикийцев в западную часть Средиземного моря и за его пределы. К этому периоду относится возникновение цивилизации оль-меков на берегах Мексиканского залива. Майя называли себя потомками мореплавателей, пришедших с Востока. Вполне вероятно, что грандиозные тектонические катастрофы могли привести не только к локальным, но и к глобальным миграциям народов. Надо отметить, что уже в античную эпоху великие люди обладали знанием и пониманием тех проблем, которые мы теперь называем экологическими (древнегреческие философы Платон (427— 348 до н. э.), Аристотель (384 — 322 до н. э.). Признаки экологического кризиса были свойственны цивилизации Древней Греции. Леса вытеснялись полями, садами, виноградниками. Сведение лесов вело к эрозии почв, особенно на склонах. Смыв почв с горных склонов коренным образом изменял облик действенных ландшафтов. По свидетельству древнегреческого естествоиспыталя Феоф-раста (372 — 287 до н. э.), корабельный лес рос только в горной Аркадии и за пределами Греции. В свою очередь покорение природы в Древнем Риме обернулось обострением экологических проблем. В основном пострадали леса, пашни, горные склоны. Урожаи с полей становились все меньше. В августе 1998 г. произошло катастрофическое наводнение в Китае, которое затопило северные провинции внутренней Монголии и районы китайского Приамурья, центральные части Китая в провинциях Хубей и Цзянси, погибло более 10 тыс. жителей. Наводнение затронуло почти 20% населения Китая и повлияло на национальную экономику. Трагедия поставила вопросы: что делать и кто виноват? Ученые указывают не только на природные, но и на рукотворные причины катастрофы: вырубка лесов вдоль Янцзы привела к эрозии почв, смыву грунта в реку и повышению высоты речного дна. Эпоха Возрождения с ее средневековым периодом названа в истории эпохой «великого корчевания». К началу XI в. на народы, населяющие Западную Европу, распространилось влияние римско-католической церкви: утвердился феодальный строй. В XI — XIII вв. произошла массовая вырубка лесов для земледелия. Строились замки, монастыри, города, развивалась горнодобывающая промышленность. На этом этапе экологическая ситуация в Европе сильно осложнилась. Оборонительные стены в какой-то мере еще ограничивали рост городов. Однако отсутствие канализации привело к загрязнению грунтовых и поверхностных вод. А из-за тесноты постройки пожары, которые были не редкостью, имели опустошающие последствия. Скученность населения и антисанитария способствовали распространению эпидемий. Таким образом, в середине XIV в. по разным оценкам от эпидемии чумы вымерло до 50% всего населения Европы. Арабская культура была представлена многими учеными. Прежде всего следует отметить легендарного врача Ибн Сина (Авицену) (ок. 980—1037), писавшего в главе «О вещах, которые возникают от причины, принадлежащей к общим причинам» о влиянии на организм окружающего воздуха, о временах года и явлениях природы. Ибн Сина занимался также проблемами происхождения животного мира, формирования рельефа земной поверхности. На рубеже VIII — IX вв. возникла Киевская Русь. С принятием христианства в 988 г. оживились отношения русичей с греками, а затем и с другими европейскими странами. До крещения Руси просветители Кирилл (ок. 827 — 869) и Мефодий (ок. 815 — 855), братья из Солуни создали славянскую азбуку, перевели с греческого священные писания. В XII в. была составлена самая древняя летопись «Повесть временных лет». В этой летописи упоминаются не только исторические события, но и примечательные явления природы. В век просвещения наблюдение и эксперимент начали играть важную роль в естественных науках. Совокупность знаний из области естественных наук (в объяснении природы) получила название натурфилософии — философии природы. К натурфилософам относятся: Рене Декарт (1596—1650), Вольтер (1694—1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Бюффон (1707-1788), Иммануил Кант (1724-1804). Век просвещения в России (XVIII) неразрывно связан с именем М. В.Ломоносова (1711 —1765). В своих сочинениях и исследованиях «О слоях земных», где он сформулировал задачи геологии и другие задачи, Ломоносов поддерживал позиции трансформизма, распространяя идею развития не только земной коры, но и всего мира. Таким образом, М. В.Ломоносов был первым русским натурфилософом-трансформистом, прокладывавшим путь эволюционной идее. Успехи просвещения и подъем творческой мысли явились предпосылкой для обновления древней науки географии, а в ее рамках, в эпоху естествознания, для возникновения новой науки — экологии. Научные основы естествознания, а также экологии формировались в русле натурфилософии, но с некоторым противоречием: с одной стороны, утверждалась материальность и познаваемость законов окружающей среды, с другой — явно или скрыто признавался первоначальный акт творения мира Богом. Вместе с тем стало очевидным, что философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии (А.И.Герцен (1812—1870) «Письма об изучении природы»). В эпоху естествознания окружающий мир во всем своем разнообразии как живая природа приковывал к себе внимание многих представителей науки, естествоиспытателей и биологов, которые внесли огромный неоценимый вклад в основы естествознания и познания окружающей среды: Жан Батист Ламарк, Вольфганг Гёте, Александр Гумбольдт и Чарльз Дарвин. Среди российских исследователей особенно выделялся географ и геолог, почетный член Петербургской академии наук Петр Александрович Чихачев (1808—1890), который изложил проблемы взаимодействия человека и природы. Возглавляя геологическую экспедицию по Восточному Алтаю и смежным районам Сибири, он видел, как гибнет лесная растительность. П.А.Чихачев описал, к каким средствам прибегали охотники для обнаружения и выслеживания зверя, уничтожая при этом чудные леса. На примере месторождений Змеиногорска Чихачев показал, какой ущерб наносят природе полиметаллические и серебряные рудники. Он писал: «Место обработки заваливается дровами, которые зажигаются и долго нагревают породу, после чего она обливается холодной водой и растрескивается. Это считается более дешевым способом, чем применение пороха, хотя леса от Змеиногорска уже отступили на 125 км. Вокруг выработанных рудников исчезает и человеческое жилье». Для России большое значение имели научные труды А. Гумбольдта (1769 — 1859), немецкого естествоиспытателя, иностранного почетного члена Петербургской академии наук (1818), географа и путешественника. Александр Гумбольдт получил приглашение императора Николая I приехать в Россию «в виду большой пользы, которая может от того последовать для науки и государства». Кроме Урала и Сибири А. Гумбольдт исследовал природу различных стран Европы, Центральной и Южной Америки. Он являлся одним из основателей географии растений и учения о жизненных формах. А.Гумбольдт обосновал идею вертикальной \^ зональности, заложил основы общего землеведения и климато-^ логии, подготовил главный труд «Космос», где изложены основы \^ его натурфилософского мировоззрения на природу, например, ^7 показана история мышления о единстве явлений и взаимодей-N^ ствии сил во Вселенной. Следует отметить, что труд «Космос» NN был произведением, пробудившим в широких слоях населения различных стран интерес и стремление к познанию законов природы. Произведения А. Гумбольдта оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании. Сторонником Гумбольдта, питавшим страсть к дальним странствиям и к природе родных мест, был профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814—1858), который был не только ученым, но и популяризатором естественнонаучных знаний и эволюционных идей в России, предшественником Чарльза Дарвина. В классическом труде «Общая зоология» Рулье утверждал, что природа вечна; все ее явления взаимосвязаны и составляют единое целое. Любое живое зависит от наружных условий, т.е. от воздуха, воды, почвы, климата, растений и, наконец, от человека. Жан Батист Ламарк (1744—1829) был одним из самых крупных представителей французской науки первой трети XIX в. В 1802 г. Ламарк напечатал свой труд «Гидрогеология». В нем рассматривались природные процессы, ведущие к изменениям на поверхности земного шара. (Сейчас можно, конечно, добавить, не только естественных сил, но и антропогенных воздействий.) Ламарк в своем труде отмечал значимость живых организмов в природных процессах, подчеркивал принципиальное различие органического и неорганического мира. Ламарк впервые ввел в обиход термин «биология». Он вплотную подошел к понятию «биосфера». В 1809 г. вышло в свет классическое произведение «Философия зоологии», которое принесло Ламарку много страданий при жизни, особенно от общепризнанного авторитета в науке французского зоолога Ж.Кювье (1769—1832), и было признано только после его смерти. В чем же состоят эволюционные взгляды Ламарка? Он доказал, что индивиды одного из видов, меняя место жительства, образ жизни или привычки и подвергаясь влиянию, изменяют состав, пропорции и даже организацию, т.е. индивиды, относившиеся по происхождению к одному виду, в конце концов оказываются превращенными в новый вид, отличный от первоначального, под влиянием факторов окружающей среды. Никто до Ламарка не развивал учения о происхождении одних видов из других и об эволюции в мире животных и растений. Его взгляды были эволюционными и экологическими. Другим великим гуманистом был Вольфганг Гёте (1749—1832) из Германии. Зоология и ботаника, анатомия и физиология, геология и палеонтология, физика и минералогия — все эти науки в равной степени интересовали Гёте. Он создал науку, назвав ее «морфологией» или «наукой об образовании и преобразовании органических тел». Увлечения Гёте многообразны, но любовь к миру живой природы была для Гёте могучим стимулом в его поэтических, философских и научных изысканиях. Экологическими понятиями можно назвать его высказывания о росте и развитии растений, о видоизменении листьев под влиянием света, тепла и влаги. Гёте жил и работал в эпоху расцвета философии И. Канта, Ф. Шеллинга (1754-1854), Ф. Гегеля (1770-1831). Однако натурфилософское мировоззрение Гёте было глубоко самобытным. Ему была присуща глубокая вера в могущество естествознания, способного проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809—1882), как и Александр Гумбольдт, был предтечей современной географии и экологии. По Дарвину, каждый организм имеет постоянные связи не только с условиями мест обитания, но и со всеми окружающими его существами. На него как бы ложится отпечаток всей окружающей среды. Из этой двоякой зависимости организмов вытекают два вида приспособления: к абиотическим условиям (характеру почвы, климату и другим факторам) и биотическим (сосуществованию с другими организмами). Учение имело глубокий эволюционный смысл, указывая на возможность происхождения организмов и растений от простейших форм. Такой подход к исследованиям Дарвина дал повод немецкому ученому Э.Геккелю (1834—1919) заявить о целесообразности выделения новой науки — экологии — науки о взаимоотношениях живых организмов и образуемых ими сообществ друг с другом и с окружающей средой. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу XX в., когда в 1901 г. датский ботаник Й. Варминг (1841 —1924) впервые использовал этот термин в современном смысле в издании «Онкологическая география растений». Среди биологов и географов России в предреволюционные годы можно назвать таких выдающихся деятелей науки, как И. П. Павлов (1849-1936), К.А.Тимирязев (1843-1920), А.Н.Северцов (1866-1936), В.Л. Комаров (1869-1945), Н. М.Книпович (1862-1939), В.Н.Сукачев (1880-1967), Л.С.Берг (1876-1950), Г.Ф.Морозов (1867-1920), Г.Н.Высоцкий (1865-1940) и др. В их числе и естествоиспытатель В.И.Вернадский (1863 — 1945), которому принадлежит особая роль в развитии учения о биосфере — оболочке Земли. По его утверждению, биосфера — планетарное явление космического характера. Вся биосфера пронизана взаимодействием не только земных, но также космических тел и явлений. И главную роль среди них играют живые организмы, «живые вещества» планеты. «Биосфера, — отмечал Вернадский, — может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в земную энергию; лучи солнца обусловливают главные черты механизма биосферы». Таким образом, определяя биосферу, Вернадский вводит понятие «живое вещество» — это совокупность всех живых организмов. В область распространения живого вещества входят нижняя часть воздушной оболочки (атмосфера), вся водная оболочка (гидросфера) и верхняя часть твердой оболочки (литосфера). Понимание идей В.И.Вернадского пришло только в 1960-е гг. Оно как бы крепло по мере осознания человечеством угрозы экологического кризиса. Поэтому решение глобальных экологических проблем невозможно без знания законов, управляющих живыми организмами в биосфере. В своих трудах В.И. Вернадский выделял главенствующую роль человеческого фактора в развитии и сохранении биосферы, что подтверждается (в последние десятилетия) возникновением ряда экологических проблем глобального масштаба. Как напоминание звучат слова основоположника учения о биосфере: «Биосфера — это среда нашей жизни, это та "природа", которая нас окружает, о которой мы говорим в разговорном языке. Человек прежде всего своим дыханием и проявлением своих функций неразрывно связан с этой "природой", хотя бы он жил в городе или в уединенном домике». Огромный вклад в совершенствование и развитие экологической проблемы в последнее десятилетие XX в. внес химик-органик академик РАН Валентин Афанасьевич Коптюг (1931 — 1997). Он был и вице-президентом Академии наук СССР с 1979 г. (затем Российской академии наук с 1991 г.), с 1980 г. председателем Сибирского отделения Академии наук. И после своей смерти оставил огромное наследие, в том числе труды по вопросам экологии. Основное внимание В. А. Коптюг сосредоточивал на сохранении уникального природного озера Байкал, участвовал в экспертизе ряда проектов, в том числе проекта строительства Катунской ГЭС на Алтае. Вспомним русского мыслителя конца XX в. — Л.М.Леонова (1899—1994), какое он имеет отношение к защите природы и окружающей среде. Леонов, известный классик русской литературы, говорил о катастрофе, угрожающей человечеству. О той катастрофе, чье приближение его давно тревожило, и его предчувствием продиктован последний роман-наваждение «Пирамида». Глубина социальной и нравственно-философской проблематики подвела Леонова к тому, что «наша нынешняя ситуация в России и других странах, вызванная претензиями бессмысленной национальной гордыни, и разгоревшейся на шестой части суши, которая буквально всегда была единой страной, — должна стать поучительной для еще благоденствующих пока отдельных народов... мнимо блистательная, но в действительности бесконечно хрупкая сегодня духовно-материальная цивилизация чересчур напоминает Валтасаров пир»1. И зловещие непонятные слова, которые предсказали в свое время гибель: «мене, текел, упарсил! уже пламенеют»; это роковое предупреждение нашему обжитому сообществу, предостережение от надвигающейся катастрофы. Л.Леонов назвал эти признаки. Научный прогноз обещает, что в 2200 г., если демографический процесс будет продолжаться так, как он идет сейчас, население на планете Земля составит 260 млрд человек, «что может быть опаснее, нежели взаимная озлобленность и взрывчатая вражда между ними». Добавим еще и неуправляемость и несоблюдение экологических законов охраны окружающей среды. Экологической проблемой в России занимаются не только ученые и специалисты соответствующих организаций (например, Научно-исследовательский центр «Экоград», Научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН, Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха РФ и др.), но также профсоюзы и региональные (городские) власти.



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум