|
Навигация: Бетонные и железобетонные работы
Бетонные и железобетонные работы
Бетонные и железобетонные работы — работы по возведению строит, конструкций из бетона и железобетона. История применения монолитного бетона уходит в глубь веков. Так, еще 6 тыс. лет тому назад при возведении египетских надгробий и др. сооружений применялись монолитные бетонные блоки, изготовл. из смеси мелкой гальки, рубленой соломы и нильского ила. Задолго до н.э. в Др.Персии, Финикии, Индии, Китае, Риме, Др. Греции и ряде др. стран мира при ирригац. работах, строительстве жилищ, храмов и фортификац. сооружений наряду с блоками из природного камня и сырцевым кирпичом использовался также монолитный бетон на негидравлич. вяжущем. Известно, что уже в Др.Риме строители научились получать и медленно твердеющее гидравлич. вяжущее, смешивая жирную известь с вул-канич. пеплом, богатым силикатами и алюмосиликатами, добываемом у подножия Везувия в местечке Поццуоли. Хим., физ. и гранулометрич. характеристики этого пепла во многом совпадают с хар-ками зол-уносов ТЭЦ, широко используемых в наши дни в качестве активных добавок в бетонную смесь. После появления цемента (а в середине XIX в. — и открытия эффекта армирования) монолитный бетон и железобетон получили повсеместное распространение., В России заметное применение монолитный бетон получил примерно к 1900 г. Именно тогда началось строительство из монолитного железобетона арочных, балочных и решетчатых мостов, виадуков, путепроводов, резервуаров, маяков, ашоз-днее — и ребристых балочных перекрытий. Так, в 1904 г. в г.Николаеве был построен первый в мире маяк высотой 36 м с толщиной стенок 10—20 см. С конца 20-х гг. монолитный железобетон начал широко применяться в стране в гидротехнич. и пром. строительстве при сооружении ГЭС, каркасов пром. зданий, элеваторов, тонкост. оболочек и куполов. Так, еще в 1929 г. в Москве над зданием планетария был сооружен цельномонолитный железобетонный купол пролетом 28 м при толщине стенки всего б см, а уже в 1934 г. над зрительным залом оперного театра в г.Новосибирске по проекту П.Л.Пастернака и В.Ф.Матери был построен по тому времени самый большой в мире монолитный купол пролетом 55,5 м с толщиной стенки всего 8 см. Бурное развитие строительства из монолитного бетона и железобетона началось в мире в послевоенные и последующие годы. Сегодня из монолитного бетона и железобетона возводятся самые разнообразные конструкции и сооружения, начиная от каркасов жилых, гражданских и пром. зданий, плит под высотные здания, гидротехнич. конструкций, разл. высотных сооружений (в том числе и опор те-левиз. антенн, защитных устройств на АЭС) и кончая монумент, скульптурами, морскими нефтедобывающими платформами и плавучими сооружениями в виде передаточных доков,, плавучих электростанций и др. Наряду с многочисл. традиц. сооружениями из монолитного бетона к наст, времени построен целый ряд инж. сооружений, которые по праву можно отнести к шедеврам конструктивного и технология, искусства: возвед. в Москве из монолитного бетона по проекту выдающегося рус. инж. Н.В.Никитина преднап-ряж. опора телевиз. антенны высотой 385,5 м, установл. в р-не Северного моря на глубине 145 м; нефтедобывающая платформа из сборно-монолитного бетона "Статфьорд-В" высотой до вертолетной площадки более 200 м и объемом улож. бетона около 135 тыс.м и др. Соврем, технология строительства из монолитного бетона, основ, на теоретич. работах в области бетоноведения, теории организационно-технологич. надежности строит, производства, новейших достижениях физики, химии, математики и научно-технич. достижениях, реализов. в др. отраслях пром-сти, становится крупным науч. направлением. А строительство зданий и сооружений из монолитного бетона и железобетона нужно рассматривать как высо-коиндустр. комплексно-механизиров. процесс с использованием эффективных средств механизации, автоматизации и компонентов заводского изготовления. Монолитный бетон и железобетон в "чистом виде" встречаются обычно лишь в гидротехнич. сооружениях, фундаментах, оболочках, распласт. и нек-рых др. конструкциях. В большинстве же случаев имеют место сборно-монолитные конструкции, где монолитные конструкции сочетаются со сборными элементами. Так, при "монолитном домостроении" здания с несущими монолитными стенами применяются сборные навесные панели и панели перекрытий; монолитные неразрезные плиты перекрытий в зданиях, возводимых методом подъема, сочетаются со сборными колоннами и т.д. В монолитных конструкциях наряду с тяжелыми бетонами все шире используются легкие бетоны на естеств. и искусств, заполнителях, используемые в виде конст-рукц. и теплоизоляц. бетонов. Особенно эффективно использование легких бетонов в изгибаемых железобетонных большепролетных конструкциях, а также неразрезных монолитных конструкциях, где удается уменьшить их массу на 20—40%. В свою очередь снижение массы конструкций позволяет не только увеличить их полезную несущую способность, но и снизить затраты на транспортирование компонентов и готовой смеси. Наряду с развитием конструктивных форм монолитного бетона и железобетона в мире ведется постоянный поиск новых энергоэкономных технологич. решений. При производстве бетонных работ одним из наиболее энергоемких компонентов является цемент. На производство 1 т портландцемента М400 расходуется около 280 кг усл. топлива, а на добычу 1 м природных заполнителей — всего 5—6 кг усл. топлива. При этом из 100—200 кг условного топлива необходимого для изготовления 1 м тяжелого бетона, до 70% приходится на производство цемента. Помимо организац. и технич. методов решения этой проблемы, связ. с совершенствованием заводской технологии производства цемента и уменьшением его потерь при перевозке и хранении, имеются возможности экономии за счет приближения нормируемой прочности бетона к проектному классу независимо от неблагоприятных условий производства работ; применения хим. и др. добавок; использования чистых заполнителей с гранулометрией, соответствующей стандартам, и др. К наст, времени в мировой практике достаточно четко определились след. технич. тенденции совершенствования технологии бетонных и железобетонных работ: применение металлич. и металлоде-ревянных опалубок с огранич. уд. массой и высокой степенью собираемости. Изготовление опалубки в крупных специализоров. фирмах, осуществляющих комплектную поставку опалубочных систем в виде товарной продукции. Эти фирмы должны предлагать каталоги типовых решений опалубки для разл. сооружений. Они заложены в память компьютера и выдаются после формулировки заказчиком исходных данных о нагрузках, линейных параметрах сооружения, технологии бетонирования и условиях строительства; выпуск широкой номенклатуры товарной арматуры и изделий, в том числе плоских и объемных товарных и специфициров. сеток, арматуры с улучш. физ.-механич. и хим. свойствами, повыш. свариваемостью, антикоррозийными свойствами, стойкостью к воздействию низких темп-р, имеющей более низкие показатели релаксации в напряж. состоянии, обладающей профилем, обеспечивающим более прочное заан-керивание в бетоне, совершенствование методов стыкования арматуры, включая полуавтоматич. ванную сварку, бессварочные муфтовые соединения; дальнейший прогресс методов предварит, напряжения арматуры, включая совершенствование натяжных механизмов и оснастки, широкое внедрение предварит, натяжения арматуры на бетон в большепролетных монолитных конструкциях и на элементы жесткости в сборно-монолитных конструкциях; совершенствование методов дисперсного армирования, в том числе и способов изготовления фибры и внесения ее в бетонную смесь; отказ от сооружения мощных много-секц. и сложных в перебазировке бетонных з-дов, имеющих более высокие технико-экономич. пок-ли в период пиковой загрузки, но быстро теряющих преимущества по мере спада потребления бетонной смеси в обслуживаемом ими р-не в пользу средних и малых автоматич. или автоматизиров. бетоносмесит. установок в модульном исполнении, отличающихся высокой мобильностью, позволяющей относительно просто перебазировать их с максим, приближением к местам сосредо-точ. разбора бетонной смеси; совершенствование средств и методов транспортирования бетонных смесей — бетоновозов, автобетоносмесителей, бетононасосов; повышение маневренности автобетоносмесителей, включая и выпуск машин с фронт, разгрузкой бетонной смеси, улучшение их технологич. возможностей за счет совершенствования конструкций лопастного оперения, большей дифференциации скоростей вращения барабана, приспособления к работе в экстрем, климатич. условиях, улучшения эрго-номич. качеств и т.д. расширение применения трубопроводного транспорта бетонных смесей с использованием бетононасосов и пневмот-ранспортных установок; совершенствование бетононасосов в направлении увеличения подачи, дальности и высоты доставки бетонной смеси, в т. ч. за счет повышения надежности и быстродействия механизма переключения цилиндра, выпуска наряду с мощными насосами (с подачей 60—100 м /ч) малогабаритных бетононасосов (в том числе и роторного типа), оснащения бетононасосов автоматизиров. системами, обеспечивающими технологич. надежность процесса напорного бетонирования; выпуска машин в "северном исполнении"; совершенствование бетоноводов с целью снижения сопротивлений движению смеси, а также повышения надежности и быстроразъемности соединит, устройств; внедрение в процессе производства бетонных и железобетонных работ элементов роботизации, напр., роботехнич. устройств для укладки с высокой точностью арматуры при бетонировании распласт. железобетонных конструкций, затирки плоских поверхностей свежеулож. бетона с точностью до 1,5—1,6 мм, нанесения слоя торкрет-бетона и др. Методы производства бетонных и железобетонных работ зависят от характера бетонируемых конструкций, заданного темпа бетонирования, наличия средств механизации и др. условий. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|