Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Д

Дефекты строительной продукции


Дефекты строительной продукции

Дефекты строительной продукции — отступление от требований к показателям качества продукции, ухудшающие ее потребительские свойства (см. Управление качеством). Д.с.п. возникают в результате нарушений одного из трех компонентов производств, процесса: качества труда исполнителей, зависящего от квалификации, добросовестности исполнителей, условий, в к-рых они работают, и жизнеобеспечения; качества технологич. процесса в той мере, в к-рой он не зависит от исполнителей (обеспеченность работы машин, выдерживание режимов и ритмов и др.); качества материалов и полуфабрикатов, поступающих на производство. Каждый из этих компонентов в определ. мере автономен. Отличный труд исполнителей может быть испорчен, если на производство поступят материалы низкого качества, и наоборот, хорошие материалы могут быть испорчены недобросовестными исполнителями. Эту структуру причин, приводящих к появлению дефектов, следует иметь в виду при определении истинных виновников допущ. дефектов.

организации и предприятия, участвующие в строит, процессе, должны быть заинтересованы в ликвидации допущ. ими дефектов в пределах своей стадии производства и, по возможности, на более ранней его стадии. Это позволит уменьшить дополнит, затраты, которые понесет орг-ция при ликвидации дефекта и его последствий. Передача продукции с дефектами на след. стадию производства (продажа) приведет к потерям у потребителя продукции и необходимости их компенсации. Отсюда возникает необходимость проведения постоянного контроля качества продукции в процессе ее изготовления — операц. контроля. Это должно быть осн. задачей линейного технич. персонала и бригадиров.

Дефекты можно подразделить на исправимые и неисправимые. К последним относятся дефекты, исправить которые невозможно или экономически нецелесообразно. В результате исправления дефектов качество продукции может быть восстановлено в достаточной мере или остаться пониж. В первом случае продукция может быть использована по прямому назначению, и потерь на след. стадиях производства не произойдет. В нек-рых случаях по прямому назначению может быть использована продукция с неск. пониж. качеством (напр., ограждения с повыш. влажностью), но это вызовет дополнит, затраты на стадии использования продукции (напр., перерасход топлива на отопление помещений). Продукция с пониж- качеством может быть использована не по прямому назначению: напр., если после исправления дефектов снижена несущая способность колонны, она может быть поставлена в здании с меньшими нагрузками. Но при этом появятся дополнит, затраты за счет того, что покупатель оплатит, напр., цену более дешевой колонны, которая ему нужна.

Продукция с нек-рыми неисправимыми дефектами* может быть использована по прямому назначению с дополнит. мероприятиями (напр., усилением), т.е. с дополнит, затратами за счет изготовителя. Изделия, имеющие неисправимые дефекты и. непригодные для использования в любых условиях, признаются браком (см. Брак).

Ликвидация или снижение прямых и опосредов. затрат и потерь, связ. с образованием дефектов, являются существ, резервом улучшения технико-экономич. показателей производства (см. Стимулирование качества работ). Спец. исследования, проводившиеря в ряде строит, организаций и на з-дах сборного железобетона, показывают, что этот резерв может достигать 10—15 % прямых производств, затрат. На практике эти потери отдельно не учитываются — это скрытый резерв. Не учитываются также и опосредов. затраты, которые могут быть в неск. раз больше: потери произ-сти труда при отвлечении рабочих на исправление дефектов; задержки и сбои ритма производств, процесса; моральный ущерб — снижение интереса к своему труду и др.

Большое значение для сокращения кол-ва дефектов имеет налаженная служба управления качеством, в т.ч. служба контроля качества (СКК). СКК осуществляет: систематич. (по определ. графику) контрольные операции по ходу технологич. процесса; участвует в приемке "скрытых" работ, результат к-рых на послед, стадиях проверить невозможно, напр., установку арматуры перед бетонированием; промежуточную приемку представл. объема выполи, работ или партии продукции; приемочный контроль при завершении изготовления продукции перед ее поставкой потребителю, в т. ч. за-конч. строит, объектов. В СКК может быть три подразделения: лаборатория; отдел технич. контроля (ОТК); группа сбора и начальной обработки информации, поступающей от первых двух подразделений. Эта группа, используя механизиров. способы обработки, должна давать оперативную -информацию всем подразделениям управляющей системы. СКК должна быть хорошо укомплектована кадрами и соврем, оборудованием. Орг-ция такой службы может оказаться непосильной для небольших предприятий. В др. странах получают распространение специализиров. фирмы, выполняющие эти работы по договорам и несущие материальную ответственность за качество провер. ими продукции.

Наличие или отсутствие дефектов в продукции и характер этих дефектов должны быть осн. факторами, определяющими заработок работников организации, выполнивших продукцию без дефектов или ответств. за их образование: рабочих, технич. персонала, работников управления. В качестве примера можно предложить след. порядок: оценка качества работы исполнителей должна производиться на основе информации СКК о дефектах, обнаруж. при первом предъявлении продукции к приемке. Исполнители обязаны исправить все отмеченные дефекты и повторно предъявить продукцию СКК. Однако оценка качества работы, данная при первом предъявлении, не изменяется. Это обосновывается след. соображениями: исправление дефектов, как и всякий ремонт, не может довести уровень качества до того, к-рым обладает продукция, созд. без дефектов; при увеличении кол-ва дефектов в предъявл. к сдаче продукции повышается вероятность пропуска дефектов контролерами; такой порядок стимулирует более тщат. выполнение работ, недопущение дефектов, что в свою очередь, является предпосылкой к повышению культуры производства.

Похожие статьи:
Дымшиц Вениамин Эммануилович

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Д

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум