Навигация:
ГлавнаяВсе категории → d1

Долговечность железобетона


Долговечность железобетона

Долговечность железобетона — показатель качества ж.бет., характеризующий его способность длительно сохранять осн. строит.-технич. св-ва в конкретных условиях эксплуатации. Д.ж. может быть определена в годах от момента изготовления конструкции или изделия до момента наступления предельного состояния (потери несущей способности, раскрытия трещин, прогиба). Высокая прочность ж.бет. не всегда гарантирует его высокую долговечность.
Д.ж. различна в разных условиях эксплуатации. Конструкция, долговечная в условиях циклич. замораживания и оттаивания, может быть повреждена в короткие сроки в хлоридной среде. Д.ж. зависит от особенностей воздействия внешн. среды — темп-ры, влажности, хим. состава, механич. нагрузок, от особенностей ж.бет. — хим. и вещественного состава бетона, поровой структуры, проницаемости, от хим. состава и кристаллич. строения стальной арматуры, формы, размеров, степени армирования, толщины защитного слоя.

В нашей стране исследования Д.ж. были начаты в начале XX в. В.И.Черно-морскимиА.А.Байковым. С 1930 исследования Д.ж. развиты В.М.Москвиным. Им создана отечеств, школа ученых-коррози-онистов. В 1960—1990 Д.ж. исследовали С.Н.Алексеев, Ф.М.Иванов, Е.А.Гузеев, A.M.Подвальный, А.Ф.Полак, В.Б.Ратинов и др. Учеными установлены осн. закономерности, определяющие Д.ж. Показано, что конструкции, правильно запроектированные и изготовленные с учетом особенностей воздействия среды, сохраняют свои строит.-технич. св-ва в течение мн. десятилетий даже в жестких условиях эксплуатации. Напр., ж.-бет. конструкции Кислогубской приливной электростанции в суровых условиях Баренцева моря находятся в отличном состоянии после 25 лет службы. В удовлетворит, состоянии находятся ж.-бет. конструкции мн. шлюзов канала Москва—Волга, построенного в 1930-х гг. Успешно эксплуатируются мн. конструкции морских портов, речных гидротехнич. сооружений, ж.-бет. плавучих доков, зданий и пром. сооружений. В то же время известны многочисл. примеры сильного повреждения ж.бет. в конструкциях с.-х. зданий, цехов по произ-ву сборного ж.бет., пищевой, хим. пром-сти, автомобильных дороги мостов, коллекторов сточных вод. Причиной повреждений ж.бет. во всех случаях является неправильное проектирование без учета особенностей среды и механич. воздействий и некачеств, изготовление ж.бет. с нарушением технологич. режима.

В воздушной среде при отсутствии агрессивных газов и в пресной воде долговечность ж.-бет. конструкций, правильно запроектированных и изготовленных, достаточно велика. Агрессивное воздействие углекислого газа воздуха, вызывающее карбонизацию пористого бетона, не представляет опасности для конструкций из бетона малой проницаемости, такой бетон длительно сохраняет прочность и защитное действие по отношению к стальной арматуре. В этих условиях случаи коррозии ж.бет. связаны с повыш. проницаемостью бетона и недостаточной толщиной защитного слоя. В чистой воде происходит растворение компонентов цементного камня со снижением прочности бетона. При отсутствии фильтрации глубина повреждения не превышает 2—5 мм за 50 лет и серьезного влияния на Д.ж. не оказывает. При действии напорных вод возможны выщелачивание больших количеств извести из бетона и ухудшение его эксплуатац. св-в. При действии концентрированных р-ров к-т ж.бет. разрушается в течение 5— 10 лет (фундаменты под кислотные насосы, тех-нологич. этажерки из ж.бет. на хим. предприятиях и др.). Нормами проектирования не предусмотрено использование ж.бет. без защиты в подобных средах. Значительное разрушающее действие, особенно при наличии испаряющих поверхностей, оказывают на ж.бет. р-ры солей, способные реагировать с гидросиликатами и гидроалюминатами цементного камня и кристаллизоваться с большим увеличением объема твердых фаз.

Сильное влияние на Д.ж. может оказать одноврем. воздействие агрессивных сред и механич. нагрузок при определ. их сочетаниях. Напр., при морозном воздействии разрушение бетона ускоряется, если напряжение сжатия превышает 0,4 предела прочности бетона, что определяет его нижнюю границу обл. микротрещинооб-разования. Д.ж. снижается при действии анодного тока повыш. плотности, при этом развивается электрокоррозия стальной арматуры. Активно влиять на Д.ж. могут биологич. факторы. Напр., в коллекторах сточных вод высокая агрессивность среды обусловлена жизнедеятельностью тионо-вых бактерий, выделяющих серную к-ту, следствием чего являются многочисл. аварии ж.-бет. конструкций в коллекторах.

Высокая Д.ж. достигается применением исходных материалов для ж.бет., соответствующих условиям эксплуатации: сульфатостойких цементов при изготовлении конструкций для эксплуатации в агрессивных сульфатных средах; воздухо-вовлекающих добавок — для бетона, подвергающегося морозным воздействиям. Др. обязательным условием получения высокой Д.ж. в агрессивных средах является применение бетона с низкой проницаемостью для агрессивных газов и жидкостей. Достигается это правильным назначением состава бетона, точным выполнением технологич. регламентов на дозирование, перемешивание, транспортирование, уплотнение бет. смесей, длит, твердение во влажных условиях.



Похожие статьи:
Евромеждународный комитет по бетону (екб)

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → d1

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум