Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Э

Экспертные системы


Экспертные системы

Экспертные системы — авто-матизиров. системы, ориентиров, на решение сложных задач, трудно поддающихся однозначному и формализов. описанию и обычно решаемых на основе опыта и неформ, логики (эвристич. методов) , как правило, с привлечением высоко квалифицир. экспертов. Начало разработок Э.с. относится к середине 60-х гг., но активное развитие они получили в 70-е — 80-е гг. в рамках общего направления исследований по созданию искусств, интеллекта. Каждая из разрабатываемых Э.с. предназначена для использования в к.-л. определ. предметной области с целью замены эксперта-человека, причем качество решений, принимаемых с ее помощью, должно превосходить качество решений квалифицир. специалиста. Как системы искусств, интеллекта Э.с. базируются на сосредоточении макси-мально возможного кол-ва форм, и эвристич. знаний от наиболее квалифициров. специалистов в конкретной области применения с последующим использованием этих знаний при решении тех же проблем, с к-рыми обычно сталкиваются в данной области специалисты. Существ, отличием развитых Э.с. от обычных компьютерных систем, используемых для поддержки принимаемых решений, является такой элемент искуств. интеллекта, как способность к самосовершенствованию (самообучению) .

Использование совокупности формальных и эвристич. знаний и отказ от формальных алгоритмов, весьма условно отражающих многообразие путей решения конкретных проблем, повышают адекватность действий Э.с. реальным условиям по сравнению с обычными системами. Одновременно появляется возможность оперативной переработки очень большого объема информации, которая затруднительна (иногда невозможна) для эксперта — человека. Практич. использование Э.с. выглядит в виде активного человеко-машинного диалога (интерактивный режим), в процессе которого не только человек задает вопросы машине, но и машина — человеку. Кроме того, пользователь при желании может выяснить причину принятия того или иного решения, т.е. не вникая в суть программного обеспечения, получить объяснение действий машины при обосновании результата решения. Некоторые из разработ. Э.с. сами распознают, когда пользователю требуется помощь, даже когда он сам об этом не знает, и технически ориентированы на слабо подготовл. (в смысле программного обеспечения) пользователей. В большинстве Э.с. используется корректирующая процедура для определения степени достоверности каждого потенц. решения для того, чтобы отсекать неправ, решения и оставлять допустимые.

Структура Э.с. Основой функционирования Э.с. является база знаний.В отличие от баз данных, являющихся информац. обеспечением традиц. систем, она содержит две группы знаний: декларативный (факты о конкретной прикладной области) и процедурный (эвристич. методов или правил для решения задач, в т.ч. выработки гипотез, обработки информации и логики получения вывода). Кроме базы знаний в Э.с. входят: языковый процессор для общения пользователя с Э.с. на понятном для него языке; промежуточный буфер для хранения предварит, гипотез и результатов, к к-рым Э.с. приходит во время решения задачи; блок управления правилам и, предназнач. для выбора правила выполнения того или иного действия Э.с; интерпретатор правил, ориентир, на применение соответствующего правила к конкретным данным; аппарат согласования, выполняющий корректиров. процедуру оценки достоверности потенц. решения; блок обоснования, объясняющий действия Э.с. пользователю.

Специфика и сложность Э.с. привела в ряде развитых стран к необходимости создания спец. направления по разработке Э.с. — knowledge engineering (технология знаний). Гл. проблемами этого направления являются ввод знаний экспертов в Э.с. на основе знания языка ЭВМ и создание сложного и специфич. программного обеспечения системы. Появилась новая специальность "технолог знаний", т.е. инж.-интерпретатор, знающий структуру и программное обеспечение Э.с. и одновременно знакомый с предметным содержанием задач, что позволяет осуществлять его совместную работу с экспертом.

Область применения Э.с. разнообразна: экономич. планирование, оперативное управление вероятностными технологич. процессами (напр., в химии, производстве стекла и т.д.), оперативное управление пред-тием, медиц. и технич. диагностирование, геологоразведка; разл. виды проектирования, отладка вновь созданных объектов, обучение студентов и пр.

В наст, время имеется опыт применения Э.с. в строительстве: решение задач совершенствования организац. управления инвестиц. проектом (Швейцария) и анализа хода и оценки эффективности выполнения проекта (США), оценка стоимости и продолжительности реализации конкретного проекта (Австралия), др. Э.с. Перспективным является использование Э.с. на ранних стадиях проектирования. Определ. успехи в этой области достигнуты в отечеств, институте ЦНИИ Проект.

При безусловной перспективности Э.с. их распространение связано с объективными трудностями: высокая сложность и значит, продолжительность разработки (часто 10 лет и более), мораль-но-психологич. аспекты (опасение экспертов и руководителей по поводу снижения их авторитета при широком использовании ЭВМ в ситуациях, где традиционно решающую роль играет человек, обладающий опытом, знаниями и правом принятия решений).

Похожие статьи:
Эффективность управления

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Э

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум