Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Э

Эксплуатация парка строительных машин


Эксплуатация парка строительных машин

Эксплуатация парка строительных машин — орг-ция условий работы, расстановки, планомерного ухода и ремонта строит, машин для обеспечения ритмичного функционирования механизиров. процессов в строительстве. Существуют две принципиально отличные формы Э.п.с.м.: при первой форме строит, машины являются собственностью строит, организации, а при второй — собственностью баз (трестов, управлений) механизации. В первом случае Э.п.с.м. могут иметь место две ситуации. Первая ситуация — строит, машины включаются в состав технологич. процесса на протяжении его жизненного цикла, бесперебойную работу технологич. систем обеспечивает бригада механиков, закрепл. за процессом. Вторая ситуация — строит, машины объединены в звенья, которые распределяются по графику на строящиеся объекты. Вторая форма Э.п.с.м. характеризуется тем, что строит, машины принадлежат специализиров. организации, которая выдает их на прокат, в аренду или заключает договор на выполнение к.-л. механизиров. работ своими силами. В этом случае вся ответственность по Э.п.с.м. ложится на владельца машин. В задачу собственника машин (кроме выполнения СМР) входит: пополнение и улучшение возрастной и качеств, структуры машин с учетом их физ. и морального износа; совершенствование управления парком машин; увеличение сменности работы машин и их внутрисмен. использования; поддержание готовности машин, содержание их в работоспособном состоянии за счет осуществления мероприятий по технич. обслуживанию и ремонту средств механизации в соответствии с системой планово-предупредит. ремонтов; подготовка и повышение квалификации кадров эксплуатационников.

Звенья по Э.п.с.м. подразделяются на: специализированные (по эксплуатации однотипных машин — землеройных, транспортных, подъемных и т.п.), смешанные (по эксплуатации разл. типов машин); стационарные (размещаются в узлах сосредоточ. строительства); мобильные (обслуживают рассредоточ. объекты строительства) . Подразделения Э.п.с.м. могут применять разл. форму расчетов со строит, орг-циями:по фактически выполненным работам (натур, пок-лиобъемов работ, напр., 1 м экскавации грунта, за-конч. объекты или его части — дороги, здания и т.п.); по времени работы машины (за отработ. время или время аренды).
Качество Э.п.с.м. характеризуют след. пок-лями:
коэфф. использования парка строит, машин во времени, определяемый отношением кол-ва фактически отработ. маш.-дн. к числу календарных дней нахождения машин в х-ве за тот же период;
коэфф. использования машин во времени, определяемый как отношение фактич. времени работы машин за год (действит. фонд времени) к плановому (календарному) фонду времени за тот же период;
коэфф. использования машин по произ-сти, определяемый как отношение выработки машин к плановым нормам за тот же период времени;
коэфф. сменности работы машин, определяемый отношением числа маш.-ч, отработ. однотипными машинами за отчетный период, к произведению числа маш.-дн нахождения этих машин в работе и средней продолжительности рабочего дня;

При оценке Э.п.с.м. большое значение имеет величина затратна их эксплуатацию, которые можно разделить на три группы: единовременные, (Зед), объединяющие затраты на доставку машин на площадку, их монтаж и демонтаж, возведение вспомогат. сооружений, необходимых для эксплуатации машин; годовые затраты (Зтоц) на амортизацию и капит. ремонт; текущие эксплуатационные затраты СЗтэ) на электроэнергию, топливо, обтирочные и смазочные материалы, заработную плату машинистов, технич. обслуживание и текущий ремонт. Себестоимость 1 маш.-ч (СМу) равна:
Сму "" Зед/Тоу + Згоц/Тту + Зтэ,
где Toy — время работы машины на объекте, ч; Try — время работы машины в году, ч.

Снижение фактич. себестоимости строит, машины достигается: сокращением числа перебазировок машин в течение года; уменьшением затрат на монтаж и демонтаж машин; снижением затрат на ремонт; увеличением числа часов работы машин в году; рацион, расходом топлива, энергии, запасных частей.
Эксплуатация любой технологич. системы связана с определ. затратами, которые во времени не остаются постоянными. После освоения системы эксплуатац. расходы, как правило, снижаются до определ. предела, а затем вновь возрастают, т.е. существует оптим. срок работы оборудования, после которого дальнейшая эксплуатация связана с дополнит, эксплуатац. расходами. Оптим. срок эксплуатации системы можно представить как экономически наивыгоднейший срок ее службы, который обусловлен физ. и моральным износом. Все затраты, связ. с производством ед. продукции, можно разделить на: эксплуатац. расходы, не изменяющиеся во времени, и амортизац. отчисления на восстановление, уд. величина к-рых зависит от срока службы системы. Изменение уд. затрат на текущие и капит. ремонты носит дискретный характер. С удлинением срока службы длительность ремонтного и межремонтного циклов, как известно, практически сокращается. Это ведет к увеличению затрат на все виды ремонтов.

В строительстве Э. применяют для вертик. транспортирования насыпных материалов (песка, цемента и др.). Различают след. типы ленточных быстроходных Э.: с рас-ставл. глубокими ковшами; с мелкими ковшами; тихоходный с сомкнутыми остроугольными ковшами. Тяговый орган у Э. — лента или ремень. Ковши крепятся к тяговому органу задней стенкой. Способ разгрузки ковшей — центробежный или гравитац. Др. разновидностью являются Э. с цепью в качестве тягового органа и креплением ковшей боковыми стенками. Ковши Э. различаются шириной (100— 650 мм), внутр. размером и вместимостью (0,2—16,8 и 6,4—148 л). Ширина ленты или ремня составляет у Э. 125—700 мм. Диаметр приводного барабана — 250— 630 мм. Скорость движения ковшей — от 1—2,09 до 0,4—0,63 м/с, произ-сть — 3,15—16,25—100,1,6—10,16—63, 6,3— 40 м /ч. Установл. ресурс для Э. высшей категории качества составляет 12000 ч, для первой — 10000 ч.

Похожие статьи:
Эффективность управления

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Э

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум