Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Н

Непрерывное образование кадров


Непрерывное образование кадров

Непрерывное образование кадров — процесс формирования у каждого работника высокого профессионализма, соврем, экономич. мышления, умения работать в новых экономич. отношениях. Решение этих задач призваны осуществить гос. система профессион. образования, коммерческий сектор подготовки кадров, а также структуры альтернативной экономики и опыт иностр. гос-в в данной области человеч. деятельности. Постоянное повышение квалификации является прямой трудовой обязанностью каждого работника как предпосылка конкурентоспособности на рынке труда.

В гос. строит, орг-циях функции организатора Н.о.к. выполняют отделы подготовки кадров или отделы кадров. Н.о.к. включает повышение квалификации, вторичную профориентацию или переподготовку.

Повышение квалификации — это любое обучение с целью совершенствования или развития знаний, умений и навыков по конкретному типу деятельности. Вторичная профориентация или переподготовка — это получение нового спец. образовани я с целью предотвращения безработицы или оперативного обеспечения кадрами новейших направлений деятельности.

Различают следующие основные виды обучения:систематич.самостоят, обучение работников; обучение в Центрах занятости (трудоустройства) или на курсах при биржах труда; краткосрочное обучение рабочим профессиям по месту работы или в учебных заведениях (производственно-технических курсах, курсах водителей и т.д.); длительное периодич. обучение в профессионально-технич. учебных заведениях; подготовка специалистов в средних спец. и высших учебных заведениях; стажировка на передовых гос. предприятиях, в ведущих учебных заведениях, в науч. орг-циях, в т.ч. и за рубежом; обучение в целевой аспирантуре, докторантуре для решения научных проблем развития данной строит, организации и повышения уровня научно-педагогич. квалификации работников; переподготовка, организуемая с целью получения новой специальности и др.

Повышение квалификации кадров — углубление знаний и навыков работников по выполняемой ими работе на основе изучения достижений науки и техники, овладения экономич. знаниями, прогрессивными формами и методами организации труда, знакомства с передовым отечеств, и зарубежным опытом.

Помощь в повышении квалификации кадров призвана оказывать разветвл. сеть учебных заведений, охватывающая практически все категории работников. Для рабочих гос. организаций разл. профессий на производстве создаются производственно-технич. курсы, курсы целевого назначения, школы по изучению передовых приемов и методов труда, курсы бригадиров. Периодичность обучения рабочих определяется непосредственно в гос. строит, орг-циях с учетом требований, предъявляемых к их квалификации.

Повышение квалификации руководящих работников и специалистов строительства осуществляется: в ин-тах повышения квалификации; в межотраслевых ин-тах повышения квалификации; на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях, науч.-иссле-доват. и проектно- конструкторских орг-циях; в школах менеджеров, маркетинга, организованных фирмами, специализирующимися в области обучения и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.

На факультеты повышения квалификации направляются лица с высш. образованием, в ин-ты и на курсы повышения квалификации — руководители и специалисты с высш., средним спец. и средним общим образованием. Технич. инспекторы труда и др. инспекторы, работающие по надзору в гос. (муниципальных) строит, орг-циях, повышают квалификацию на курсах, созд. в соответствующих регионах и отраслях.

Переподготовка (перепрофилирование) кадров — необходимые изменения трудовых функций работников. Эта необходимость может быть обусловлена объективными изменениями структуры рабочей силы на рынке труда, в результате чего появляется избыток работников одних профессий и недостаток других. Нередко перепрофилирование кадров производится в связи с развитием НТП и отмиранием нек-рых профессий, высвобождением работников по причине конверсии военно-промышл. комплекса, закрытием предприятий, а также личным мотивам — в связи с окончанием высш. учебного заведения, неудовлетворенностью своей профессией, невозможностью работать по своей специальности из-за ухудшения состояния здоровья, по возрасту и т.п.
Перепрофилирование кадров снижает уровень безработицы, повышает эффективность использования трудовых ресурсов в отд. регионе страны. Важную роль в этом играют сами строит, организации. В том случае, когда движение работников происходит внутри строит, организации при переходе с одного рабочего места на др., осуществляется переобучение работников, сопровождающееся нередко изменением профессии в целом или только специальности.

Часто движение трудовых ресурсов связано с высвобождением их с одних предприятий и невозможностью устроиться на др. по своей специальности. В этом случае могут возрастать обществ, издержки, поскольку кроме материальных затрат на переобучение необходимы средства для содержания служб занятости, организующих это обучение и ведущих поиск соответствующих рабочих мест для незанятых работников. Перепрофилирование кадров в этом случае направлено на ликвидацию безработицы или ослабление ее негативного воздействия на людей. При этом переобучение работников строится таким образом, чтобы новые профессии соответствовали потребностям строит, организаций данного региона.

Для строительства очень важно обучение рабочих вторым (смежным) профессиям, т.е. вторичная профориентация. Перечень вторых (смежных) профессий, по к-рым проводится обучение рабочих, определяется строит, орг-циями из конкретных условий строит, производства.

Формы обучения рабочих вторым (смежным) профессиям аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. Обучение может осуществляться с отрывом и без отрыва от работы. Сроки обучения устанавливаются строит, орг-цией применительно к срокам подготовки новых рабочих с учетом фактич. уровня профессион. и экономич. знаний, умений и навыков обучаемых. Обучение заканчивается сдачей квалификац. экзаменов.

Повышение квалификации рабочих организуется с целью последоват. совершенствования их профессион. и экономич. знаний, умений и навыков, роста мастерства по имеющимся профессиям. Формы повышения квалификации рабочих многообразны: производственно-экономич. курсы, курсы целевого назначения, школы передовых методов труда, курсы бригадиров.

Производственно-экономич. курсы создаются для углубления и расширения профессион. и экономич. знаний, умений и навыков рабочих и последующего получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий) в соответствии с требованиями производства. На курсах также проходят обучение рабочие, у к-рых фактич. уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся у них тарифному разряду (классу, категории). Периодичность обучения рабочих на производственно-экономич. курсах устанавливается гос. орг-цией. Обучение заканчивается сдачей квалификац. экзаменов.

Курсы бригадиров организуются, во-первых, для изучения прогрессивных форм организации и стимулирования труда, вопросов повышения эффективности строит, производства и качества продукции, овладения методами анализа результатов работы бригады, законодательства о труде; во-вторых, для подготовки резерва бригадиров (звеньевых) производств. бригад из числа передовых, наиболее квалифициров. рабочих, обладающих организаторскими способностями и пользующихся авторитетом у членов трудового коллектива. Обучение проводится с отрывом или без отрыва от работы и включает проведение теоретич. и практич. занятий: оно должно быть тесно увязано с конкретными вопросами, которые решают бригадиры (звеньевые) в своей работе. Обучение заканчивается сдачей зачетов или защитой реферата.

Осн. задача по Н.о.к. возлагается на государственные органы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров — учебные заведения для разл. категорий работников. Подготовка и переподготовка рабочих кадров массовых профессий осуществляется в профессионально-технич. учебных заведениях. К ним относятся: училища, школыи курсы разл. типа и профиля. Срок обучения — от неск. месяцев (курсы) до 3—4 лет (средние профессионально-технич. училища). Профессионально-технич. училища (ПТУ), городские и сельские, ведут подготовку квалифициров. рабочих для отраслей нар. х-ва на базе 9-летней и средней общеобразоват. школ. Повышение производств, квалификации рабочих, изучение ими нового оборудования, вторых и смежных профессий, а также получение знаний, включающих элементы инженер-но-технич. подготовки, осуществляется с отрывом от производства в технич. школах, без отрыва от производства — на производственно-технич. курсах и школах по изучению передовых методов труда.

Подготовка специалистов разл. отраслей нар. х-ва осуществляется в техникумах и высш. учебных заведениях на базе среднего образования. Руководители и специалисты, преподаватели высш. и средней школы повышают квалификацию на спец. курсах при учебных, научно-исследоват. и проектных ин-тах, а также в организационно-методич. и учебных центрах системы повышения квалификации специалистов, к к-рым относятся ин-ты повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Осн. формой подготовки науч. и на-учно-педагогич. кадров являются аспирантура и докторантура при ВУЗах и НИИ. Окончившим ее и защитившим диссертации присуждается уч. степень канд. или д-ра наук.

В условиях рынка труда вопросы организации переобучения и повышения квалификации незанятого населения призваны решать гос. службы занятости (биржи труда), организующие центры по профориентации и направляющие на обучение и переобучение временно незанятое население.

Похожие статьи:
Нуль строительный

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Н

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум