Навигация:
ГлавнаяВсе категории → С

Структура системы управления


Структура системы управления

Структура системы управления — совокупность организац. элементов, упорядоч. в соответствии с их местом в процессе управления; конфигурация управляющей системы. С.су. совместно с производств. структурой образуют организац. структуру предприятия, к-рую следует рассматривать как органич. единство оргструктур производства и управления. С.с.у. формируется по иерархическому принципу и делится по вертикали — на ступени (уровни), по горизонтали — на структурные элементы (звенья). В качестве ступени управления выступает обособл. совокупность звеньев одного уровня (напр., уровня СМУ), в качестве звена — структурная единица (СМУ, строит.участок и т.п.), к-рую можно рассматривать как обособл. объединение ресурсов и их распорядителя (органа управления), т.е. как некоторый распорядит. центр. Распорядит. центры каждого уровня выступают в качестве управляющих по отношению к подсистемам нижележащего уровня и управляемых по отношению к органам управления вышележащего уровня. Т. о., над структурой производств, системы, определяющей формы взаимодействия материальных потоков, последовательно надстраивается иерархия усложняющихся (ввиду усложнения объекта управления) органов управления вплоть до высшего — дирекции.

Качество С.с.у. определяется теми возможностями, которые она предоставляет производств, системе для достижения стоящих перед нею задач. Поск. гл. структурообразующие факторы — цели организации и условия ее функционирования непрерывно изменяются, между ними и организац. структурой должно поддерживаться динамическое равновесие. Это означает, что организац. структура должна обладать необходимым потенциалом, позволяющим организации компенсировать изменения структурообразующих факторов в определ. диапазонах, оставаясь неизменной. С выходом же этих факторов за установл. пределы строит, орг-ция должна быть готова к перестройке, реорганизации своей производств, структуры и/или структуры управления с целью восстановления работоспособного состояния в изменившихся условиях функционирования. Т.е., способы группировки материально-вещественной и управленч. деятельности, система функций предприятия и тип организац. поведения предопределяются составом и динамич. хар-ками структурообразующих факторов. Структура и функции
системы находятся в причинно-следств. взаимосвязи и взаимодействуют т. о., что выполнение определ. функции под воздействием внешн. среды может за
крепиться в структуре и выступать как причина ее изменения. Именно под воздействием "эволюции" структурообразующих факторов в управлении строительством
сформировались след. осн. типы структур управления: линейная, функциональная, линейно- функциональная, матричная.

Усложняющее окружение (обострение конкуренции, расширение масштабов и частоты технологич. нововведений, динамизм производств, связей и т.п.), с одной стороны, повышает долю организац. потенциала в общей величине потенциала управления, с др. — стимулирует поиск организац. решений, в максим, степени способствующих использованию этого потенциала в интересах функционирования и развития организации. Зарубежный и отечеств, опыт свидетельствует, что в условиях динамичной среды жесткие структуры, базирующиеся на рационалистич. модели управления (строгое разграничение полномочий, авторитарный стиль руководства, высокий уровень централизации власти и т.п.), оказываются неэффективными, поск. не обеспечивают быстрой адаптации производств, системы к новым условиям функционирования. Кардинальным средством поддержания необходимого уровня управляемости системы при динамичном окружении является создание организаций с гибкой ("мягкой") структурой управления. Такие организации характеризуются большим разнообразием возможных структурных решений — от создания временных целевых новаторских групп до организации практически автономных независимых хоз. единиц, что обеспечивает им повышенную адаптационную готовность к широкому спектру изменений структурообразующих факторов. Они постоянно нацелены на поиск новых, более эффективных структурных решений и как бы пребывают в состоянии непрерывной реорганизации. При этом частой перестройке подвергаются отд. элементы структуры, ее периферия; базовая форма организации, как правило, не претерпевает значит, изменений. Тем самым орг-ция с "мягкой" структурой приобретает черты самонастраивающейся системы, в рамках к-рой удается на рацион, основе сбалансировать максим, гибкость с максим, стабильностью. Орг-ция с "мягкой" структурой ставит в центр внимания "организационную культуру" как совокупность убеждений и ценностей, разделяемых членами организации. Она стремится создать организац. климат, для которого характерны атмосфера взаимного доверия и сотрудничества, всеобщая вовлеченность в дела организации, партисипативное принятие решений, поощрение экспериментаторства как формы инновацион. деятельности и т.п.

Разработка (проектирование) организац. структуры является сложной задачей, поскольку при этом необходимо учитывать весь комплекс условий, в к-рых предстоит функционировать данной организации. Конструктивным может быть признан только такой подход, который базируется на сочетании научных методов анализа с неформ, суждениями руководителей, специалистов, экспертов. В теории организац. проектирования сформировалось три подхода к разработке организац. структур: функционально-нормативный, функционально-техно-логич., функционально-системный (системно-целевой). Последний выгодно отличается от предыдущих тем, что позволяет в большей мере реализовать принципы системного подхода. Осн. методами, применяемыми в организац. проектировании, являются: метод структуризации целей, экспертно-аналитич., аналоговый, организац. моделирования. Указанные методы взаимно дополняют друг друга и поэтому рационально применять их в сочетании.

Похожие статьи:
Счета бухгалтерского учета

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → С

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум