Навигация:
ГлавнаяВсе категории → У

Управление инвестиционным проектом


Управление инвестиционным проектом

Управление инвестиционным проектом — заранее организуемый процесс управления, на-правл. на достижение существ, одноразового материально-веществ. результата, отражающего конкретные цели реальных инвестиций, осуществляемых гос-вом, фирмой (пред-тием), акционерным обществом, др. видами инвесторов.

Объектом управления при У .и.п. по определению является инвестиц. проект, т.е. комплекс разработок, производств., др. мероприятий, осуществляемых в течение длит, периода времени многими исполнителями разнообразной специализации, действия к-рых требуют интеграции и координации в направлении эффективного достижения конечного результата с учетом целей инвесторов (общие цели) и заинтересованности отд.исполнителей (локальные цели). В результате реализации инвестиц. проекта создаются новые комплексы производств, и непроизводств, назначения, осуществляется коренное переустройство действующих производств.

Ввиду одноразового характера результата каждого инвестиц. проекта все они резко отличаются друг от друга по ма-териально-веществ.воплощению, что отражается в содержании научно-технич. решений. Более общий характер носят цели инвестиций: чисто экономич. (получение максимума прибыли от реализации продукции при фиксиров. размере инвестиций, повышение уровня рентабельности и т.д.); ориентиров, на максимизацию полезности (максимизация потребит, свойств выпускаемой продукции, охрана окружающей среды, улучшение соц. инфраструктуры и т.д.); сочетание перечисленных двух видов целей. Спец. группу составляют проекты, ориентир, на создание производств, мощностей как материальной основы решения общегос. задач. Для таких проектов максимизация прибыли или повышение рентабельности отд. производства не является гл. целью, а в ряде случаев даже предполагается создание временно убыточного производства (создание магистр, транспортных коммуникаций, разведка и освоение новых месторождений, развитие базовых отраслей и т.д.).

Наиболее универсальным является сам процесс разработки и реализации проекта, охватывающий период полного инвестиц. цикла и все его стадии (этапы), которые по своему составу и взаимосвязи между собой идентичны для инвестиц. проектов, различных по материально-ве-ществ. воплощению результатов. Это позволяет при организации У.и.п. использовать типовую модель объекта управления, отражающую весь процесс организации получения конечного результата во времени. В сочетании с деревом целей и функцион. схемой, системно отражающей содержат, характер результата проекта, типовая модель процесса реализации проекта, привязанная к конкретным условиям, составляют модельное описание объекта управления, необходимое для принятия перво-нач. решений по программно-целевому У.и.п. Типовая модель процесса реализации инвестиц. проекта включает в себя 14 укрупн. стадий инвестиц. цикла: 1) разработка и принятие общих стратегия, решений, относящихся к целям инвестиций, содержанию конечных результатов, размерам инвестиций, их эффективности, продолжительности и срокам инвестиц. цикла; 2) проведение комплекса НИОКР; 3) разработка ТЭП; 4) разработка рабочей документации; 5) разработка именикового оборудования; 6) конструкторская и технология, подготовка строит, производства; 7) подготовка строительства; 8) изготовление и поставка именикового оборудования; 9) комплектование строительства серийно изготовляемыми оборудованием, материалами, изделиями с пром. предприятий; 10) изготовление строит, конструкций на базах стройиндустрии и их поставка; 11) производство СМР, кроме работ по монтажу технология, оборудования; 12) производство работ по монтажу технология, оборудования; 13) производство пусконала-дочных работ; 14) освоение проектных параметров.

Все указ. стадии разбиваются на внутр. этапы (ключевые элементы), сроки начала и окончания к-рых позволяют установить взаимосвязи работ как внутри стадии, так и между стадиями, что создает предпосылку для принятия важнейшего для У.и.п. решения о возможности совмещения стадий во времени. Для утоянения и конкретизации такого решения требуется развитие рассмотр. модели при привязке ее к конкретному проекту, состоящее в дифференциации стадий и этапов в пространстве, т.е. в разрезе отд. объектов (здания, сооружения, технолог, комплексы) или их элементов там, где такая дифференциация имеет смысл. Все элементы модели при привязке полуяают временные параметры ( начало и окончание — при использовании принципа построения линейного графика, или ранние и поздние начала и окончания работ — при использовании методов сетевого моделирования).

На основе моделей объекта У.и.п. решаются задачи управления, относящиеся к функции "планирование", состоящей в выработке целей и путей их достижения. Центр, задаяей планирования является оптимизация графика процесса реализации инвестиц. проекта по времени с установлением оптим. сроков выполнения стадий, этапов и всего процесса в целом. На основе моделей и использования разл. современных, в т.я. эвристических, методов определяется оптим. совмещение стадий и этапов во времени, что позволит максимально сократить сроки с учетом необходимых ограничений.

Важными задачами, находящимися на стыке функций "планирование" и "организация", являются своеврем. разработка и выдача заданий исполнителям (с оформлением договорных или иных документов) с последующей приемкой законченных работ. Наиболее сложно решаются эти задачи применительно к НИОКР и проектным работам, в связи с необходимостью удостовериться, что исполнителем осуществлялся поиск и найден наилучший вариант решения. В настоящее время указанный поиск может быть эффективно осуществлен лишь с помощью системного анализа и его разновидности — функционально-стоимостного анализа. Однако, практич. ценность данных методов состоит в их использовании в процессе поиска решения, а не при оценке уже принятого решения. В целях повышения потребит. стоимости (максимизации полезности) результатов НИОКР и проектных работ использование исполнителем методов системного (функционально-стоимостного) анализа должно быть предусмотрено в заданиях на разработку, проверяться при приемке и учитываться при установлении договорных цен.
Важнейшими задачами при выполнении функций "организация" в процессе У.и.п. являются постоянные координация и интегрирование действий участников процесса путем организации управляющих воздействий, направл. на ликвидацию возникающих сбоев с необходимой корректировкой траекторий достижения промежуточных результатов (регулирование) , внесением изменений в проектные решения (а при необходимости — в договорные документы), уточнением договорных цен и т.д. Успешное решение этих задач требует организации автономной системы информац. обеспечения У.и.п., основ, на использовании соврем. ЭВМ (преимущественно персон.) и оперативных средств связи. Автономность данной системы состоит в том, что ее разработка и эксплуатация осуществляются применительно к конкретному проекту (что должно быть учтено при определении объема инвестиций). Информац. система является открытой, т.е. допускает внесение изменений в базы данных и программное обеспечение. При этом требуется тщат. разработка организац. обеспечения информац. системы как подсистемы операт. слежения (учета) и контроля с четким распределением операций и процедур между подразделениями и отд. исполнителями в системе управления, с обоснованием детальных маршрутов прохождения информации на основе прямых и обратных связей.

Опыт У.и.п. показывает, что программно-целевое управление процессом реализации инвестиц. проекта может быть успешным только при разработке и реализации проекта организации У.и.п. применительно к конкретному проекту. Предметом проектирования являются организац. структуры У.и.п. с учетом принятом принятой технологии управления. Наиболее эффективным направлением является создание для каждого проекта собств. организац. структуры управления — "управление проектом" (project iftanagement) во главе со специальным руководителем, несущим полную ответственность перед инвестором за сроки выполнения и качество результата. В случае, если инвестором является пред-тие (фирма), а исполнителями в значит. мере — работники этого предприятия (напр., переход на технологию с необходимой реконструкцией), предпочтение получает матричная орг-ция У.и.п., имеющая две разновидности: проектно-матричная и функционально-матричная.

При проектно-матричной организации управления, обеспечивающей большую надежность реализации цели инвестиций, но требующей значит, организац. перестройки, сотрудники разл. функцион. отделов поступают в полное распоряжение руководителя проекта до срока полного завершения проекта.

При функционально-матричной организации У.и.п. руководитель проекта непосредственно работает с исполнителями, которые имеют двойное подчинение: руководителю проекта и руководителю функцион. службы. При этом руководители служб отвечают за то, как выполняется работа, а руководитель проекта определяет, что и когда должно быть выполнено, объединяет работу всех членов группы, подчиняя ее общей цели. Функционально-матричная орг-ция У.и.п. требует в меньшей степени организац. перестройки, обеспечивает возможности привлечения большего кол-ва квалифициров. специалистов, однако применительно к конкретной цели проекта эффективность организации управления снижается.

Если объем инвестиций велик, инвестиц. проект является сложным (в особенности, когда инвестором является гос-во или неск. фирм), реализация проекта, в основном, осуществляется привлеченными исполнителями, работающими по контрактам. В этих случаях наиболее эффективным направлением является создание на правах юридич. лица самостоят, структуры (компании, товарищества), которая по подрядному договору с инвестором принимает на себя обязательства по выполнению всех работ инвестиц. цикла, включая организационное сопровождение НИОКР, со сдачей комплекса "под ключ". Инвестор передает в распоряжение такой компании финансовые средства в объеме, предусмотренном для достижения результата проекта, наделяет ее необходимыми полномочиями. Компания свободно распоряжается выделенными средствами, самостоятельно подбирает исполнителей и осуществляет все функции У.и.п. Инвестор осуществляет разработку стратегич. решений, которые являются основой для самостоят, деятельности компании по управлению процессом реализации инвестиц. проекта.

В связи с тем, что сроки деятельности указ. структур ограничены сроками реализации проекта, существует альтернативный вариант У.и.п. на основе программно-целевого подхода. Этот вариант состоит в создании постоянно действующих инж. центров, осуществляющих по договорам с неск. инвесторами управление разл. проектами. Организац. структура таких центров базируется на матричной организации У.и.п., т.е. для каждого проекта создается самостоят, внутр. структура (дирекция проекта). Для повышения заинтересованности центра в ряде случаев, кроме оплаты работ по подрядному договору, может быть предусмотрено участие центра в прибылях создаваемого предприятия, если целью инвестиций является реализация товарной продукции.

Похожие статьи:
Ущерб

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → У

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум