Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общественные здания

Композиция школьных здании и их интерьер


Композиция школьных здании и их интерьер

Для школьного здания характерны разнообразие функциональных групп и помещений, четкая обусловленность их взаимосвязей. Кроме того, школьное здание должно способствовать созданию определенного психологического климата, вызывать у учащихся положительные эмоции, что имеет прямое отношение к воспитательному процессу. Исходя из этих основных требований, необходимо строить композицию объема и внутреннего пространства школы.



Рис. 1. Композиционные варианты школьных зданий:
а - линейные; б - периметральные; в - блочные


Развитие типологии школьных зданий связано с усложнением приемов их композиции. Внешняя форма зданий отражает сложность функционального процесса — разделение детей по возрастным группам, требующим особых условий для обучения, труда и отдыха.

Отдельные группы помещений в комплексе школы в соответствии с их назначением могут получать различную объемно-пространственную трактовку и этим способствуют созданию свободы и пластической выразительности архитектурной формы.

Наиболее часто встречающиеся объемно-пространственные композиции школьных зданий в зависимости от характера взаиморасположения основных групп помещений условно разделяют на три типа: линейный, периметральный, блочный (рис. 1).

Линейная композиция может быть выражена в нескольких вариантах: Н-образная, крестообразная и т. д. Она довольно компактна, проста в конструктивном решении. Недостатком ее является трудно преодолимая «коридорность» интерьера. Линейная композиция целесообразна при сравнительно небольшой вместимости школ (до 20 классов), предназначенных для центральных районов с относительно спокойным рельефом местности (рис. 2).

Периметральная композиционная схема характеризуется размещением групп помещений вокруг открытого двора, который предназначен для отдыха во время перемен и различных школьных ритуалов. Такая композиция достаточно компактна даже при большой вместимости школы. «За-кольцованность» горизонтальных коммуникаций создает удобства связи помещений, что важно при кабинетной системе обучения.

Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг зальных пространств.

Блочная композиционная схема наиболее гибка, она может быть представлена во множестве вариантов. При этой композиции здание школы состоит из функциональных блоков, соединенных между собой переходами, или примыкающих друг к другу без переходов.

Первый вариант позволяет достичь полной изоляции каждой возрастной группы и обеспечить связь рекреаций со школьным участком. Однако при таком решении удлиняются коммуникационные связи и повышается стоимость ученического места.

Другой вариант лишен этих недостатков и в настоящее время получает широкое применение. Блочная структура позволяет, не нарушая типобого решения блоков, варьировать композиции школьных зданий применительно к местным условиям.

Кроме основных приемов композиции встречаются и другие, основанные на полном разделении блоков (павильонная композиция), на выделении развитого школьного центра, решенные в виде сложной развивающейся структуры и т. п.

Здания школы должны быть не более 3-х этажей. Для строительства в стесненных условиях городской застройки или в других неблагоприятных условиях допускается проектировать здания школ четырехэтажными. При блочной или павильонной композиции блоки могут иметь разную этажность, причем для блока младших классов желательно снижение этажности.



Рис. 2. Экспериментальная общеобразовательная школа (линейный вариант)




Рис. 3. Общеобразовательная школа на 1176 учащихся (30 классов) (периметральный вариант). Архитекторы К. Каптерев, А. Самсонов




Рис. 4. Пример группировки учебных помещений вокруг зальных пространств (школа перспективного типа с гибкой планировочной структурой)


Высота надземных этажей школьных зданий должна быть 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота спортивных залов 7 м до низа выступающих конструкций. Высота актовых залов принимается по технологическим требованиям и равняется, как правило, высоте спортивного зала.

В целом архитектура школьного здания, несмотря на сложность его объемно-планировочной структуры, должна быть простой, органически связанной с природным окружением. Каждый элемент должен соответствовать своему функциональному назначению, конструктивному решению и роли, которую он выполняет в архитектуре здания.

Основным в композиции фасадов школьных зданий является плоскость стены, решение которой находится в зависимости от материала и необходимой степени освещения находящихся за ней помещений. Контраст глухих и остекленных поверхностей, ритм и рисунок оконных переплетов, фактура и цвет глухих плоскостей являются средствами достижения художественной выразительности школьных зданий.

Принятая конструктивная система и объемно-планировочный модуль (шаг, пролет, высота) создают основу линейных и пропорциональных отношений оконных проемов и общей фасадной плоскости.

Главным акцентом композиции является вход, который по контрасту со строгой плоскостью стены может быть решен более свободно и объемно.

В создании выразительного художественного образа школы имеет значение применение произведений монументального и прикладного искусства, формирующих художественное восприятие детей.



Рис. 5. Общеобразовательная школа на 33 класса (блочный вариант)


Большое значение в композиции школьного здания имеет решение его интерьеров. Развитие пространства по форме и цвету от вестибюля к рекреационным помещениям и классам, пространственная связь с природой, движение на свет являются основой внутренней композиции. Гармоничным сочетанием аналогичных и контрастным противопоставлением различных по назначению помещений может быть достигнуто единство многообразия внутреннего пространства школы.

Значительную роль в создании интерьера школы играют цвет, фактура отделочных материалов, осветительная арматура, мебель и оборудование. Весьма важно правильно применять цвет. В помещениях, предназначенных для сравнительно кратковременного пребывания (рекреации, вестибюль, столовая), цветовое решение может быть ярким, впечатляющим. В помещениях длительного пребывания, особенно предназначенных для занятий, колорит должен быть спокойным, светлым.



Рис. 6. Общеобразовательная школа на 36 классов (блочный вариант)


Похожие статьи:
Конструктивные решения вспомогательных здании

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общественные здания

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум