Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Негативное влияние на окружающую среду нефтегазового комплекса


Негативное влияние на окружающую среду нефтегазового комплекса

Добыча и транспортировка нефти и газа оказывают негативное влияние на окружающую среду, что отражается на деградации почв и ландшафтов, загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и глубинных вод. Огромный ущерб наносится природе в результате сжигания попутного газа. Россия ежегодно сжигает более 10 млрд кубометров попутного газа, а при добыче газа в атмосферу выбрасывается от 10 до 35 млн т метана. В Российской Федерации, в пределах ее границ, есть три наиболее мощных нефтедобывающих региона: Волго-Уральский, Западно-Сибирский и Прикаспийский. Они охватывают территорию полутора десятков субъектов Федерации, поэтому вредному экологическому воздействию подвержены тысячи квадратных километров площадей. Это, прежде всего, загрязнение атмосферы, подземных и поверхностных вод, изменение ландшафта, вырубка лесов, загрязнение почв, захоронение отходов бурения. Объем выбросов вырос на 22%. При этом улавливание вредных веществ остается низким — всего 1%. Для нефтегазового комплекса характерны такие загрязняющие вещества, как СО (51%), углеводороды (32%). Россия обладает 13% мировых запасов нефти, что составляет около 6,7 млрд т, в стране добывается 300 млн т нефти в год. Ежегодно в России происходит несколько десятков тысяч разрывов нефтепроводов, в результате теряется от 10 до 20 млн т нефти. Попадая в окружающую среду, нефть загрязняет почву и грунтовые воды, реки и озера. Содержание нефти в традиционных продуктах питания коренных народов, особенно в рыбе, превышает предельно допустимый уровень. Например, хрупкой северной природе необходимы многие десятилетия, чтобы залечить раны, нанесенные нефтяными разливами. Однако для того, чтобы природа восстановилась до первозданного состояния, потребуются столетия при бережном к ней отношении. Другая проблема в нефтегазовом комплексе — переработка буровых растворов, ликвидация нефтяных скважин (после окончания нефтепромыслов) и обезвреживание попутных или сточных вод (рассолов) нефтепромыслов, в которых содержание нефти, тяжелых металлов, солей и прочих химических элементов достигает сотен и тысяч ПДК. Поэтому необходимо знать, если в поверхностных, грунтовых аллювиальных или артезианских водах повышаются минерализация, общая жесткость, содержание хлоридов, брома, можно сделать вывод о проникновении подземных рассолов в пресноводные горизонты. Затем этот процесс станет необратимым, если не ликвидировать источник загрязнения. В качестве примера можно привести водозаборы западной зоны Республики Башкортостан, где жесткость воды для городов Октябрьский, Туймазы и некоторых других превышает норму в 2...4 раза, минерализация и содержание хлоридов — в 1,5...2 раза. По официальным данным, на площади более 360 км2 в этой зоне пресные воды непригодны для питья. Загрязнение водных объектов выше фоновых концентраций сохраняется на 50 месторождениях АНК «Башнефть» и за последние три года еще в семи месторождениях появились очаги засоления. В г. Туймазы загрязнены выше ПДК воды ведомственных водозаборов по содержанию хлоридов, брома, лития, стронция. Обычной картиной стали нефтяные болота Тюменской области. Жители г. Нижневартовск пьют воду из реки Вах, так как подземные воды давно уже загрязнены. Не в лучшем положении находятся Сургут, Нефтеюганск, Надым и прочие нефтегазовые города. При разработке и добыче нефтегазопромыслов возникает еще одна экологическая проблема — это радиоактивность некоторых нефтей и пластовых вод. На некоторых участках уровень радиации по гамма-фону достигает 950 мкР/ч (микрорентген в час) при норме 35 мкР/ч. Особенно радиоактивны фракции тяжелых нефтей. До сих пор неясно, куда и как утилизируются сотни тонн ежегодно образующихся в каждом месте добычи радиоактивных осадков. Приведем некоторые требования Независимой международной общественной организации «Гринпис» к нефтяным компаниям. Все нефтяные корпорации, российские и международные, должны немедленно принять меры по прекращению утечек нефти при ее добыче и транспортировке, а также провести работы по рекультивации загрязненных ранее территорий. Они не должны скрывать информацию о масштабах нефтяных загрязнений. Международные финансовые организации должны обеспечить финансирование работ по устранению утечек нефти в России и рекультивации загрязненных территорий. Данные проекты обязаны быть «прозрачными» для российской и международной общественности. Западные потребители российской нефти должны знать о цене, которую платит за нее природа России. А теперь обратимся к основным причинам, побудившим «Гринпис» обратиться к России: - нефтедобывающая отрасль является наиболее коррумпированной (нефть называют «черным золотом», а также — «жирной, грязной и продажной»); - нефть всегда была для нашей страны источником валютных поступлений и «стержнем» экономики, и правительство очень лояльно относилось к экологическим «шалостям» нефтяников; - в большинстве случаев нефтегазодобывающие предприятия являются градообразующими, а от них во многом зависит состояние местных бюджетов и всей социальной политики органов власти; - в стране почти нет независимых специалистов по экологии нефтедобычи. Отметим дополнительно, что нефтедобыча полностью находится в руках частного капитала, причем разных нефтяных компаний, и государство — Россия — не имеет рычагов их координации. Как видим, проблем в нефтегазовом комплексе достаточно, но они очень медленно решаются, ввиду почти полного отсутствия природоохранного контроля.



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум