Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Охрана атмосферного воздуха


Охрана атмосферного воздуха

Атмосферный воздух, так же как и вся природа, находится под охраной государства. Новый Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на поддержание конституционных прав граждан на благоприятную среду обитания. Охрана осуществляется в следующих направлениях: - обеспечение качества воздуха; - сохранение оптимального газового состава; - предотвращение разрушения озонового слоя и т. п. Например, впервые в нашем природоохранном законодательстве в ст. 54 Закона РФ «Об охране окружающей среды» закреплена охрана озонового слоя Земли. Атмосферный воздух как объект правовой охраны, несмотря на свою, казалось бы, однородность, имеет разновидности, требующие дифференцированного подхода к его охране, в частности воздух в лесу, горах и т. п. и воздух в городе, который иногда называют мертвым. Качество воздуха в помещении всегда ниже, поскольку в нем отсутствует атмосферное электричество, необходимое человеческому организму и дающее ему бодрость и здоровье. Жители городов, которые проводят до 90% своей жизни внутри зданий, постепенно теряют иммунологические силы и заболевают множеством болезней. Такие природные особенности воздуха требуют особого учета в правовом регулировании строительства зданий и сооружений в части санитарно-эпидемиологических требований, из каких строительных материалов возведено то или иное здание. О правовом режиме использования и охраны атмосферного воздуха говорится в Постановлении Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г., по которому введена плата за загрязнение окружающей среды. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, в данном случае за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, предусматривается Законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Правовые меры охраны атмосферного воздуха и задачи по предупреждению и устранению причин загрязнения предусматриваются в соответствующих программах министерств, комитетов, предприятий и других организаций, где указываются пути снижения загрязнения атмосферы, например, за счет внедрения новых технологических процессов или применения новых методов очистки загрязненного воздуха. В целях оценки состояния атмосферного воздуха установлены нормативы ПДК, нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ). Важное значение в решении проблемы охраны атмосферного воздуха имеет ГОСТ 17.2.1.01-76; 17.2.3.01-76; 17.2.3.02-78. В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматриваются временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ). При этом используется принцип поэтапного снижения объемов загрязняющих веществ в атмосферу. Охрана атмосферного воздуха от вредных воздействий должна осуществляться при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние воздуха. Особенно это необходимо учитывать при развитии малых и средних городов при размещении в них, как правило, наиболее загрязняющих предприятий. В принципе граждане, юридические лица и общественные организации, имеют право на информацию, участие в проведении мероприятий, на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха. Они имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью. Представители общественных организаций имеют право доступа на территорию предприятия. Все это в какой-то мере будет способствовать улучшению среды обитания только при одном условии, что их предложения будут учтены самими предприятиями, совершающими выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны организовать государственный мониторинг атмосферного воздуха, который является составной частью государственного мониторинга охраны окружающей природной среды, и управлять соответствующим специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Помимо государственного контроля за охраной атмосферного воздуха существует производственный и общественный контроль. Государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право: - беспрепятственно посещать объекты хозяйственной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники вредных выбросов в атмосферный воздух и проверять установленные нормативы; - направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях законодательства с привлечением к ответственности виновных в указанных нарушениях; - осуществлять иные, не противоречащие законодательству РФ, действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции. Помимо этого государственные инспекторы обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха. Основанием для ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения нормативов ПДВ или ВСВ, выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; вредное физическое воздействие и другие нарушения, которые предусматриваются законодательством (ст. 77 КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации оборудования, а также неиспользование оборудования и другой аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 79 КоАП РФ).



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум