Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Охрана и защита почв и земель


Охрана и защита почв и земель

Благодаря своим свойствам почва является особо ценным экологическим объектом, отличается сложной структурой. Ее процесс образования длителен и включает множество компонентов. Однако разрушить или уничтожить почвенный покров при современном негативном воздействии цивилизации можно очень быстро. Поэтому охрана почв в последнее время обращает на себя пристальное внимание Российского правительства. Так, например, в 1992 г. Правительством РФ была принята Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России (САПП РФ, 1992, № 23 ст. 2016). Данной программой дана оценка современного состояния проблемы, разработан комплекс мер по восстановлению плодородия почв. В этот комплекс входят такие меры, как защита почв от эрозии; агрохимическое обеспечение плодородия; применение органических и минеральных удобрений; восстановление нарушенных земель и ряд других мер. В качестве одного из направлений достижения целей программы является выполнение проектов внутрихозяйственного землеустройства. Под охраной почв и земель подразумеваются мероприятия по предупреждению истощения почв и загрязнения поверхности земли. Так как почва — это трудно восстанавливаемый ресурс природы, ее истощение означает потерю плодородия в результате изменения количества питательных веществ и разрушения почвенной структуры. Причиной истощения почв и земель является непродуманная хозяйственная и правовая деятельность. Охрана почв и земель осуществляется также путем рекультивации нарушенных земель, предотвращения зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем. Она включает в себя систему правовых, организационных, экологических и других мероприятий в целях повышения плодородия и продуктивности почв и земель. Поэтому использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и других видов деятельности. Кроме того, для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные исследования. В целях охраны почв и земель землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородию; по защите от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, а также от заражения бактериально-паразитическими вредителями и болезнями растений. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, сохранение находящихся на этих землях жилых домов и других объектов определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиации и химического воздействия. При выборе земельных участков для строительства органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем строительстве, особенно если вопрос касается строительства промышленного объекта или другого объекта, последствия которых скажутся на загрязнении окружающей среды. Сюда относится размещение объекта в водоохранной зоне и на природоохранной территории. Граждане, общественные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения. Результаты выбора земельного участка, на котором предполагается строительство объекта, оформляются актом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое утверждается актом о выборе земельного участка под строительство. В принципе решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано в суде. По новому земельному законодательству может быть прекращение и ограничение прав на землю. Такое право наступает при использовании земельного участка, переданного как в бессрочное пользование, так и в условиях аренды способами, которые приводят к существенному снижению плодородия или к значительному ухудшению экологической обстановки путем загрязнения, уничтожения плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами и другими опасными химическими и биологическими веществами. Для наблюдения за состоянием земель, выявления изменений земель и оценки этих изменений, выработки рекомендаций о предупреждении негативных процессов, ведения государственного земельного кадастра, контроля за использованием и охраной земель, обеспечения граждан информацией о состоянии окружающей среды организован государственный мониторинг земель (ГМЗ). В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории ГМЗ может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный земельный кадастр, который вводится в Российской Федерации, представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах (земельных участках) кадастрового учета, их стоимости, о местоположении, размерах земельных участков и информации о субъектах прав на земельные участки. Все земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли, находящиеся под строительными объектами, земли особо охраняемых территорий, лесного и водного фондов, земли запаса находятся под охраной государства. Для соблюдения земельного законодательства и использования земель по целевому назначению существует: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль. Функции их идентичны, за исключением государственного контроля, который уполномочен осуществлять земельный контроль независимо от организационно-правовых форм собственности на землю, их руководителями, должностными лицами и гражданами. В новом земельном законодательстве особо отмечается порядок размещения объектов, их проектирование и строительство. Именно с этого должна начинаться вся природоохранная деятельность соответствующих органов власти. Неправильно принятое решение отрицательно влияет на состояние земель и их использование, которое неотделимо от охраны. На это направлен прежде всего раздел VII Закона РФ «Об охране окружающей среды» и земельный кодекс РФ (ст. 30 и 31). За нарушение земельного законодательства юридические (должностные) лица и граждане несут ответственность: либо административную, которая включает в основном штрафы, либо уголовную — за нарушение правил по борьбе с болезнями и вредителями растений, повлекшие за собой тяжкие последствия (ст. 249 УК РФ), за умышленную потраву посевов и умышленное повреждение полезащитных и иных насаждений, причинивших значительный ущерб.

Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум