Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Основы архитектурной композиции


Основы архитектурной композиции

Архитектурная композиция — это гармоническое взаимодействие всех элементов сооружения, отвечающих его назначению и выражающих в архитектурной форме ее содержание. Она может быть основана на различных принципах.

Архитектурная композиция и ее элементы. Архитектурная композиция включает следующие элементы: линию, плоскость, объем и пространство. Линия — простейший элемент, она используется для построения плоских композиций (например, фасад). Форма объемов определяется измерением по трем координатам и характером плоскостей, которые ее окружают.

Она может быть:
— линейной, когда преобладает один размер (дымовая труба);
— плоской, когда преобладают два размера (мост);
— объемной, когда имеют значение все три размера (силос, резервуар).

Рис. 1. Геометрическая форма некоторых инженерных сооружений

Линейная форма динамична; плоская и объемная формы сравнительно статичны. Пространство рассматривается как организованная или естественная среда, в которой находится данное сооружение и с которой оно должно находиться в гармонии и образовывать общую композицию.

Единство архитектурной композиции. Архитектурная композиция характеризуется единством частей и их соподчиненностью. Единство композиции требует, чтобы группа элементов была органически связана в ансамбль, функционально и пространственно организована с определенным и характерным художественным обликом и замыслом, а не представляла бы собой механический набор объемов, разнообразных по очертаниям и размерам. В этом единстве заложен и принцип соподчинения применительно к основной главной функции, составляющей ядро композиции. Он выражается через один признак (например, только «выше») или посредством нескольких признаков ядра (например, «выше», «легче других», «иного цвета», «другой структуры» и т. д.). Тогда ядро еще более активно доминирует в композиции.

Единство композиции достигается при условии, если элементы характеризуются однородными признаками (например, застройка резервуаров ведется в шахматном порядке). Тогда соподчинение может достигаться путем перемещения одного из элементов в середину композиции. У одного или двух пролетов нет соподчинения, тогда как у трех и более (нечетное число) средний имеет естественные условия для соподчинения.

Метрический и ритмический порядок. Композицию можно создать путем многократного повторения отдельных элементов

через определенные интервалы при четко выраженной закономерности. Это повторение, в сущности, представляет собой чередование элементов, которое может быть модульным и ритмическим.

Модульное чередование характеризуется последовательным размещением элементов (один за другим) в горизонтальном или вертикальном направлении, с интервалом или без него, основанном на использовании одинаковых элементов и интервалов (А А А).

Применение метрических рядов на одной оси экономически выгодно, поскольку максимально ограничивает число типоразмеров. Это хорошее средство для достижения единства сооружения, особенно при малом числе интервалов. При большей длине использование метрических рядов может привести к однообразию, монотонности. Последнего можно избежать, если сочетать два (или более) метрических ряда либо нарушить метрический ряд, но по принципу соподчинения или ритмического чередования. Модульное разделение в перспективе в результате сокращения выглядит ритмическим. По мнению некоторых авторов, окружность, круговой цилиндр и шар — модульные кривые и формы, между тем эллипс, парабола, гипербола — ритмичны (кривизна постоянно меняется). Конус и пирамида метричны по горизонтали и ритмичны в высоту.

Ритмическое чередование характеризуется последовательным и закономерным изменением интервалов (АА…АА…АА), элементов (А Б А) или ряда комбинированных сочетаний (АББ … АББ…АББ). Изменение ритмических рядов возможно в геометрической и арифметической прогрессии.

Существуют и комбинированные ритмические ряды: высота изменяется в арифметической, а ширина — в геометрической прогрессии или формы изменяются в нюансах, а интервалы — в контрастах. Изменения могут быть в цвете, фактуре элементов и т. д. Сочетания возможны в различных направлениях (взаимное влияние больших размеров, формы, массы, цвета, фактуры). Ритмические ряды можно получить путем сочетания рядов: различных метрических, метрических и ритмических или только ритмических. Ритмические закономерности в архитектуре — богатый источник художественного разнообразия в композициях. Они могут подчеркнуть данную ось в центре ритмического расчленения или нейтрализовать ее.

Симметрия и асимметрия. Композиция может быть создана на основе симметрии или асимметрии. Симметрия — закономерное расположение геометрически одинаковых форм и объемов по отношению к одной оси или плоскости, которая проходит через геометрический центр и служит ядром композиции.

Существуют три вида симметрии:
— зеркальная (плоскостная), где одна половина композиции представляет собой идентичное (зеркальное) изображение другой по отношению к вертикальной оси или плоскости симметрии (например, у моста, силосов и др.);
— конгруэнтная (объемная), полученная вращением данной фигуры вокруг одной вертикальной оси симметрии (например, градирня, резервуар, водонапорная башня);
— винтообразная, которая получается путем вращения с вертикальным перемещением.

Использование принципов симметрии зависит от функционального содержания объекта. Она применима для сооружений с центричной схемой и главного объекта большого архитектурного комплекса. Симметрия создает парадную торжественность, благодаря чему часто использовалась архитекторами при строительстве многих крупнейших объектов прошлого. Но в настоящее время все более широкое распространение получают сооружения из сложных функциональных элементов, которые трудно решить целиком по симметричной схеме; применяется асимметричная композиция, которая обеспечивает более экономичные решения при более удобной функциональной взаимосвязи между элементами, лучшем использовании рельефа, более гармоничном взаимодействии с окружающим пространством.

Асимметричная композиция подобно симметричной гармонична, подчинена закономерностям, но создана не по законам геометрического равенства, а по принципу гармонического единства архитектурных форм, несимметрично расположенных в пространстве. Основной принцип ее построения — поиск зрительного равновесия всех частей. Равновесие данной композиции, созданной в соответствии с законами гармонии, обеспечивает и асимметричной композиции совершенство, от которого нельзя ничего ни отнять, ни прибавить и которое свойственно в основном симметричной композиции.

Симметрия и асимметрия могут применяться также совместно для различных частей композиции: одна для отдельных элементов, а другая для их взаимного сочетания. Это сочетание может привести к большей выразительности ансамбля.

Пропорции, соотношение геометрических размеров, объемов свидетельствуют о художественности архитектурной композиции. Она — одно из средств, характеризующих единство объемно-пространственных форм. Размеры и формы определяют исходя из функциональных требований, но их художественный замысел диктует такие соотношения (пропорции) и такую гармонию, которые должны создавать впечатление законченного архитектурного произведения.

Арифметические пропорции основаны на арифметических соотношениях: 1:2, 1 : 3, 2 : 5 и т. д. Единица основной меры — модуль пропорциональности (например, в архитектурных рядах античного наследия — это нижний диаметр колонн).

Пропорциональная система «золотое сечение» — такое деление отрезка на две неравные части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого отрезка к большей части, т. е. б : а — (а+б) : б, а : (б—а) = б : а и т. д.

Рис. 2. Пропорции: золотое сечение (а), иррациональные отношения (б), геометрические подобия (в), контраст, нюанс, тождество (соответственно г, д, е)

Если единицу длины разделить по золотому сечению, получится так называемая «пропорциональная шкала» со следующими значениями: 1; 0,618; 0,382; 0,236; 0,146 и т. д.

Геометрическая пропорциональная система основана на иррациональном отношении между сторонами правильных геометрических фигур, например отношение диагонали квадрата к его стороне или отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания (есть небольшая разница с «золотым сечением»).

Пропорции по методу подобных геометрических фигур. У прямоугольников (наиболее часто встречаемых фигур) подобие выражается через направление и длину диагоналей. Они параллельны при прямой пропорции и перпендикулярны при обратной пропорции. Таким образом осуществляется пропорциональность в расчленении архитектурных элементов по отношению ко всей композиции.

Контраст, нюанс и тождество.Контраст — резко выраженная противоположность характеристики сравниваемых предметов: размеров, форм, фактур, цвета и т.д. Нюанс — только оттенок, едва заметный переход, причем он больше выражает сходство, нежели различие. Полное сходство характеристики сравниваемых предметов означает их равенство (тождество). Контрастами принято считать соотношения от 1 : 2 до 1 : 5 и выше, а нюансами— от 8 : 10 до 9:10 (меньшую разницу нельзя заметить невооруженным глазом).

Равенство и нюанс (например, в колорите) — самое простое выражение композиционной связи. Контрастное сочетание элементов (например, горизонтальные с вертикальными; далекие с близкими; светлые с темными; прямые, плоские с криволинейными; массивные с легкими, пространственными и т. д.) создает неисчерпаемые творческие возможности для разнообразнейших композиционных решений. Равенство и нюанс приводят к статичности общей композиции, между тем контраст позволяет выразить динамику, «зрительное движение» в направлении преобладающих форм. Он может усилить восприятие массы, фактуры, цвета и т. д., если Удачно использовать другие свойства элементов. Ритм, гармония и контраст — это элементы, которые свойственны не только архитектурным формам, но и музыкальным.

Виды композиций. Композиция может быть простой, если включает только одно сооружение, сложной, если состоит из не скольких объемов, и комплексной, когда состоит из нескольких групп (например, резервуары и т. д.). По пространственному расположению форм различают следующие виды композиций:
— фронтальную (ее объем развит в одной основной плоскости, например стена водохранилища и т. д.);
— объемную (форма распределяется почти равномерно по трем координатам). Такую композицию можно решить как центральную (с одним главным и несколькими второстепенными объемами) композицию в глубину (например, у туннелей) и как направляющую, которая подготовляет появление центрального объекта;
— высотную (башни, осветительные мачты и др.); свободную, которая не подчинена никакой закономерности (она проявляется при сложном рельефе, сложных функциональных связях и т. д.).

Композиция инженерного сооружения в отличие от композиции здания определяется видом сооружения. Трудности возникают при объединении большого количества однородных и особенно разнородных объектов. Важной проблемой при этом становится решение композиции не только самого сооружения, но также и всего комплекса.



Похожие статьи:
Требования к содержанию интерьера

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум