Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Связь интерьера с окружающей средой


Связь интерьера с окружающей средой

Необходимость связи интерьера с окружающей средой обусловлена тем, что организм человека нуждается в цикличных, периодических стимуляторах, без которых он испытывает физиологические болезненные ощущения. Человек связан с природой, для него она источник здоровья и силы. Отрыв от нее вызывает ощущение страха, доводит до психических болезненных состояний (клаустофобия и др.).

Вот почему связь интерьера с окружающей средой, с природой является важной психологической проблемой, для решения которой необходимо обеспечить:
— общение человека с окружающей средой, особенно когда она проектируется в виде парка и зеленых насаждений;
— информацию о погодных условиях (идет ли дождь, много ли выпало снега и т. д.);
— информацию о том, что ожидает человека, входящего в интерьер. Эта информация является непроизвольной в интерьере с естественным освещением и активным профилем здания. Она осуществляется труднее при подвесном потолке, который скрывает видимое извне покрытие, и в зданиях без естественного освещения, где связь интерьера с экстерьером полностью прервана. В подобном случае нужно прибегнуть к одному из соединяющих звеньев — холл, вестибюль, которые при хорошем остеклении и озеленении принадлежат в значительной степени к экстерьеру, в то же время раскрывают и интерьер. Вестибюль служит и для адаптации глаз от больших яркостей (снаружи здания) к более слабым (внутри здания), при движении снаружи внутрь (чтобы не возникало чувство угнетения) и изнутри наружу (чтобы избежать слепящего действия света).

Вообще в результате психологического воздействия (создание определенного самочувствия, настроения, спокойствия) связь с окружающей средой оказывает свое влияние на здоровье работающих, на производительность и качество труда.

Пространственная связь интерьера с окружающей средой осуществляется через входы-выходы: один главный с приемной, который имеет очень существенное значение для адаптации входящих впервые посетителей, и множество второстепенных входов-выходов.

Главный вход-выход объединяет и распределяет следующие функциональные связи: путь работающих извне к бытовым помещениям, путь к администрации и др.

Входной узел должен иметь достаточную площадь для коммуникационных путей, расположения элементов информации и наглядной агитации, а также площадь для ожиданий, встреч и пр. Он должен быть связан (или включать в свое пространство) с лестницами, проходными, гардеробом для посетителей, буфетом, пространством для отдыха, торговым залом и выставками.

Рис. 1. Композиционные приемы осуществления внешней связи среды с интерьером
а — простая связь при рабочей среде с естественным освещением; б — более сложная связь при рабочей среде без естественного освещения: главная связь (1), второстепенная (2)

При архитектурном решении входного узла (вестибюля) следует обращать внимание на организацию переходного пространства между внешней средой и внутренним объемом здания. Этот переход можно решить в виде единого пространства, когда здание имеет естественное освещение и активный профиль, и в две зоны: в первой осуществляется вход в здание без отрыва от экстерьера, а во второй организуется переход к самому интерьеру. Вторая зона может быть меньше освещена, иметь меньшую высоту и иную цветовую отделку с использованием насыщенных, теплых цветов. Вестибюль может быть решен в виде большого пространства, проходящего через несколько этажей. В этом случае целесообразно часть коммуникационных путей перенести на второй уровень — на переходные мостики или галереи, которые наряду с улучшением графика движения вносят разнообразие в архитектурное решение.

В отделке элементов входной группы целесообразно использовать более холодные материалы (мрамор, гранит и др.) для создания связи с экстерьером, а более теплые (например, дерево, материя, кожа и др.) —для отделки залов ожидания, полов, стен, потолков, мебели.

При определении общей площади главного входного узла необходимо учитывать его функции и общественную значимость предприятия. Упрощенное решение его недопустимо, между тем оно встречается очень часто на существующих предприятиях.

Устройство второстепенных входов-выходов может быть продиктовано технологическими особенностями предприятия, необходимостью создания коммуникационных связей (для транспорта и пешеходов) и требованиями противопожарной защиты.

При их организации принимается во внимание следующее:
— они должны быть связаны с малыми входными вестибюлями;
— второстепенные входы желательно располагать поблизости от санитарных узлов, чтобы ими могли пользоваться лица, работающие во дворе;
— они должны находиться поблизости от мест отдыха и буфетов (особенно, если последние не имеют самостоятельного выхода наружу к озелененным зонам);
— выходы, предусмотренные противопожарными требованиями, могут быть совмещены с воротами или специальными окнами, открывающимися непосредственно из производственных помещений (иногда принудительно) при опасности;
— при большой площади застройки рекомендуется устраивать выходы во внутренние дворы, организованные как парковая среда. В больших дворах имеются хорошие условия для концентрации таких природных элементов, как кустарники, акватории, альпинарии и Др.; в небольших дворах предусматривается озеленение в виде газонов и цветников.

В тех случаях, когда позволяет объемно-планировочное решение здания, для связи с внешним пространством можно использовать открытые и закрытые террасы или навесы.

Рис. 2. Консервный комбинат (Асеновград)

Организация пространственной связи между интерьером и внешней средой требует решения и теплотехнических вопросов в соответствии с климатическими условиями.

Зрительная связь интерьера с внешним пространством осуществляется путем непосредственного обзора окружающей среды через остекленные плоскости или ее ощущением (например, при верхнем естественном освещении). Чем больше поверхность остекления, тем лучше связь с внешним пространством. Факторами, ограничивающими площадь остекления, являются: охлаждение зимой, перегрев летом, требования герметизации и зрительный дискомфорт («силуэтный эффект» и др.).

При решении связи с внешней средой необходимо учитывать возможности обзора панорамы. На промышленных территориях площадь озеленения ограничена. Поэтому вид из окон должен быть открыт на приятную для глаз перспективу, включающую небосвод, площадь озеленения (если работа связана с напряжением зрения), некоторые достопримечательности, если они есть, и ограничен на раздражающие объекты, например шумное шоссе. Необходимо обращать особое внимание на соотношение внешнего и внутреннего масштабов, причем внутренний масштаб должен быть более близким к человеку.

При отсутствии хорошего вида из помещения целесообразно высокое расположение окон для обзора небосвода и низкое расположение (даже ниже рабочей плоскости) для связи с прилежащим земельным участком. Низкое расположение окон имеет и практическое значение: улучшается аэрация, освещенность пола у стен и т. д.

Желательно стремиться к устройству окон с меньшим числом переплетов и меньшей суммарной площадью остекления, достаточно теплоизолирующего, а при необходимости и теплопоглощаю-щего. Наличие солнцезащитных устройств не должно ухудшать видимость. В ограждениях из профильного стекла предусматривается устройство прозрачных полос на уровне глаз и отворяющихся наверху для проветривания.

Рис. 3. Трикотажный завод (Габрово)

Психологическая связь между интерьером и внешней средой может осуществляться путем включения элементов экстерьера в интерьер, организации специальных проемов для психологической связи с внешней средой и применения специальных видовых эркеров.

В первом случае психологическая связь достигается:
— озеленением, хотя бы только возле окон, с использованием соответствующих видов травы, декоративных кустарников, которые ассоциируются с внешним озеленением;
— использованием элементов фасадов, которые «проникают» внутрь и сделаны из такого же материала, имеют ту же фактуру и цвет (например, фигурная кладка);
— применением одинаковых осветительных установок на наружных козырьках и в интерьере, которые вечером подчеркивают эту связь;
— включением в интерьер элементов природной среды (например,, текущей воды), которая создает чувство прохлады.

Во втором случае психологическая связь с внешней средой достигается путем создания специальных проемов.

Различают следующие виды «психологических» окон:
— вертикальные светопроемы (амбразуры), которые дают хорошее представление о времени суток, так как охватывают вид от небосвода до поверхности земли;
— горизонтальные светопроемы высотой (0,75)*; 1,2—1,5 (1,8)* м; высота подоконника принимается в зависимости от рабочего положения: сидя или стоя. Они обеспечивают более широкий обзор горизонта, больше соответствуют нашему зрительному анализатору и удобнее для наблюдения в движении.
«Психологические» окна располагают в конце коммуникационных путей или вдоль них. Это делается для того, чтобы каждый мог убедиться в том, «какая погода на улице», лучше ориентироваться1 в интерьере и обеспечить связь между ним и экстерьером.

И, наконец, психологическая связь между интерьером и внешней средой достигается через специальные видовые эркеры, которые незначительно влияют на микроклимат. Они связаны с коммуникационной сетью и общим объемно-планировочным решением здания. Остекленные поверхности таких эркеров могут быть расположены так, чтобы избежать нежелательной инсоляции или увеличить обзор. При удачной ориентации их (например, на север) возможность обзора увеличивается.

Рис. 5. Примеры расположения психологических эркеров для связи с внешней’ средой с возможностью регулирования обзора из них (а, в, г) и с возможностью ориентации по сторонам горизонта (б)

Психологическая связь с окружающей средой может быть и косвенной, особенно в интерьерах I категории, где такая связь осуществляется по отношению к застекленным красивым кулуарам, галереям и др.

«Психологические» окна и эркеры особенно рациональны в зданиях без естественного освещения. Их площадь зависит от категории интерьера и константности микроклимата и может составлять для интерьеров I категории от 1 до 6% поверхности фасадной стены, а для других категорий — и больше.





Похожие статьи:
Требования к содержанию интерьера

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум