Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы газового хозяйства

Добыча и транспорт газа по магистральным газопроводам


Добыча и транспорт газа по магистральным газопроводам

Природный газ добывают на газовых промыслах, которые состоят из эксплуатационных скважин, промысловых газосборных сетей и головных сооружений подготовки газа к дальнейшей транспортировке.

Скважины бурят быстровращающимися бурами (долотами). В настоящее время получили распространение шарошечные долота, которые напоминают зубчатые колеса. Шарошки, вращаясь вокруг своих осей, дробят и разрушают породу.

При роторном бурении скважин долото крепится к бурильным трубам. По бурильным трубам с помощью насоса нагнетается промывочный глинистый раствор, который через специальные отверстия в долоте направляется в забой скважины, откуда по зазору между бурильными трубами и стенками скважины поднимается на поверхность, вынося с собой из забоя частицы разрушенной породы. Промывочный раствор, заполняя скважину, герметизирует ее, предохраняя от выброса газа, а глина, входящая в состав раствора, укрепляет стенки скважины.

При турбинном бурении буровой двигатель (турбобур) опускается в скважину и крепится непосредственно над долотом на бурильных трубах. Под действием промывочного раствора, который под большим давлением подается по бурильным трубам, турбобур вращается. В процессе бурения бурильные трубы неподвижны, вращаются только вал турбобура и долото. У промывочного раствора появляется дополнительная и очень важная функция — носителя энергии.

На рис. 1 показана схема газовой скважины. Оборудование скважины состоит из надземной и подземной частей. Подземная часть состоит из забоя, колонны обсадных труб и колонны фонтанных труб. Надземная часть представляет собой обвязку устья скважины комплектом запорной арматуры. Колонна обсадных труб предохраняет ствол скважины от обвалов породы и проникновения пластовых вод. Зазор (между наружными стенками обсадных труб и породой пласта уплотняется цементным раствором. Нижняя часть обсадной колонны опирается на цементный башмак.

Устройство забоя скважины зависит от характера пород, из которых сложен продуктивный пласт. Если продуктивный пласт состоит из крепких пород, то нижняя часть колонны обсадных труб размещается над кровлей продуктивного пласта, и газ поступает в скважину через открытый забой. Если продуктивный пласт состоит из рыхлых пород, то обсадная колонна пропускается через весь продуктивный пласт, а нижняя часть колонны перфорируется — в ней устраивают отверстия для доступа газа в скважину.

При подаче газа на поверхность по стволу скважины возникают большие потери давления. Чтобы уменьшить эти потери, увеличивают диаметры фонтанных труб или ведут добычу газа по обсадной колонне: колонну фонтанных труб с фильтром опускают до забоя таким образом, чтобы отверстия фильтра находились против продуктивного пласта.

После окончания бурения газовая скважина обычно заполнена глинистым раствором. Перед отбором газа глинистый раствор заменяют водой, вследствие понижения давления столба жидкости происходит приток газа из пласта в забой скважины.

Подача природного газа от газовых скважин до мест его потребления производится по магистральным газопроводам. Магистральный газопровод представляет собой сложное сооружение, состоящее из газопроводов, установок по очистке и осушке газа, компрессорных и газораспределительных станций и одоризационных установок.

Рис. 1. Схема газовой скважины:
1 — башмак, 2 — перфорация, 3 — колонна об садных труб, 4 — ыежтрубное пространство 5 — колонна фонтанных труб, 6 — крестовина 7 — переходная катушка, 8 — коренная за движка, 9 — тройник, 10 — буферная задвижка, 11 — буфер. 12— манометр, 13 — регулнру ющий штуцер, 14 — рабочая выкидная струна фонтанных труб, 15 — термометр, 16 — рабочая выкидная струна из межтрубья, 17 — цемент, 18 — кровля, 19 — подошва

На рис. 2 показана схема транспорта газа от газовых скважин до городских потребителей. Газ из скважин поступает в сепараторы, где от него отделяются различные механические и жидкие примеси. Далее по промысловым газопроводам газ поступает в коллекторы и в промысловые газораспределительные станции. Здесь газ снова очищается в масляных пылеуловителях, осушается и одорируется.

Рис. 2. Принципиальная схема транспорта газа от скважин до городских потребителей:
1 — скважины, 2 — сепараторы, 3— промысловые газопроводы, промысловая газораспределительная станция, 5 — магистральный газопровод. 6 — промежуточная компрессорная станция, 7 —линейная запорная арматура, 8 — газораспределительная станция, 9 — подземное хранилище газа, 10 — промежуточный потребитель

После такой подготовки газ направляется в магистральный газопровод. Для преодоления сил трения и местных сопротивлений в газопроводе и поддержания в нем давления на заданном уровне на трассе газопровода сооружают компрессорные станции. На магистральном трубопроводе для облегчения ремонтных работ устанавливают запорную арматуру.

Для транспортирования больших количеств газа по магистральным газопроводам используют трубы диаметром 1220 и 1420 мм, повышают рабочее давление до 7,5 МПа (75 кгс/см2), прокладывают газопроводы в две нити и более.

Режим работы магистрального газопровода предусматривает равномерную подачу газа от газовых промыслов до потребителей газа. Однако потребность в газовом топливе для многих потребителей неравномерна: летом потребность в газе уменьшается, а зимой — возрастает. Для выравнивания сезонной неравномерности потребления газа строят подземные хранилища газа или подключают к газопроводу потребителей, которым в летнее время можно подавать излишки газа, например электростанции. Таких потребителей называют буферными.

На подходе к городу сооружают газораспределительные станции (ГРС), из которых газ после замера его количества и снижения давления подается в распределительные сети города. Газораспределительная станция является конечным участком магистрального газопровода и является как бы границей между городскими и магистральными газопроводами.



Похожие статьи:
Оказание помощи пострадавшим

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы газового хозяйства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум