Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Энергосбережение в строительстве

Опыт правительственных мероприятий


Опыт правительственных мероприятий

С 1973 г. правительство и государство пытались влиять на расширение энергосбережения с помощью различных стимулирующих мер. Использовались три типа стимуляции: административный, экономический и информационный. Трудно достаточно надежно представить воздействие этих стимулирующих мер на энергосбережение. Одна из основных причин заключается в том, что многие факторы, в том числе цены, государственные дотации и ассигнования, менялись за анализируемый период, поэтому практически невозможно показать с какой-либо определенностью относительную значимость и влияние различных стимулирующих мер и дотаций, однако энергопотребление фонда зданий уже в 1-978 г. значительно сократилось.

Административные стимулирующие мероприятия (исследование выполнено Государственным управлением по планированию работ). Государственному управлению по планированию работ было поручено представить результаты по тем стимулирующим мерам, за которые оно ответственно. В своем докладе управление отметило исключительную трудность непосредственного определения влияния разработанных стандартов на сектор энергосбережения или влияния на разработку энергетических систем.

Первый стандарт по энергосбережению введен в Строительное нормирование в 1977 г., его редакция пересмотрена в 1980 г. Стандарт применяется в первую очередь к новым зданиям, но оказывает также непосредственное влияние на работы, выполняемые и в существующих зданиях. Следует, однако, отметить, что соответствие требованиям стандарта является результатом не только его существования. Энергетическая потребность многих зданий не превышает требования стандарта: например, 85% индивидуальных зданий, для которых был представлен заем в 1981 г., имеют лучшую теплоизоляцию, чем предписывает стандарт. Частично это можно объяснить тем, что правила финансирования зданий отдают предпочтение таким показателям, как дополнительная теплоизоляция. Метод подготовки стандарта также оказывает влияние на его применение: с обширными и широкомасштабными требованиями и комментариями стандарта производители, проектировщики и подрядчики были полностью ознакомлены в процессе разработки до введения стандарта в действие.

Управление считает, что в определенных случаях существование стандарта непосредственно влияет на результат разработки проблем по энергосбережению. Хорошим примером этому может быть воздухопроницаемость здания. Это область, в которой производителями, проектировщиками и подрядчиками почти полностью выполнялась новая методика с момента, когда был введен в действие энергетический стандарт.

В других случаях, по мнению управления, в равной степени на результат разработки вопросов энергосбережения влияют и другие факторы. Это становится наиболее очевидно, когда рассматривается государственная помощь на энергосберегающие мероприятия. Правила выдачи ссуды, связанные с техническими параметрами, документированы в виде типовой процедуры на соответствие стандарту качества продукции. Они оказывают особенное влияние на развитие и использование тепловых насосов, на оборудование рекуперации тепла и (в некоторой степени) на теплоизоляционные материалы. Государственные дотации на энергосбережение направлены также на многочисленное оборудование, не соответствующее новой технологии и стандарту: бойлеры, теплохранилища и пр.

Исследования управления показывают, что часто легче установить количество требований, чем параметры этих требований. Это хорошо иллюстрируется типовой процедурой на соответствие стандарту, при которой большинство требований определяется в тех случаях, когда в стандартах приведены точные параметры требований. Особенно наглядным примером является теплоизоляция.

Несмотря на это, большинство пользующихся строительными стандартами хотели бы, чтобы параметры приводились в них без излишней детализации. Если в будущем стандарты будут в основном перечислять параметры, то подготовка типовых процедур на соответствие стандарту и примеров для соответствующего проектирования может быть единственным способом интерпретации стандартов на более детальном уровне. По мнению управления, это упростит как проверку соответствия строительным нормам и финансовым требованиям на местах, так и централизованную проверку на типовое соответствие изделий требованиям стандарта.

Возможность организовать типовую проверку соответствия изделия существующим требованиям была с конца 60-х годов. Первоначально эта типовая процедура преследовала цель оказать содействие административному звену строительного процесса. Было обнаружено также, что типовые процедуры влияют на совершенствование изделий и методы их производства. Требования к проектированию изделия и его параметрам оказали во многом влияние, например, на термостатические краны на радиаторах. Однако более важным является совершенствование правил проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации, так как сам факт, что изделие соответствует стандарту уже становится предметом систематического контроля качества.

По мнению управления, другой результат заключается в том, что проверка на типовую процедуру способствует конкурентоспособности подвергающихся проверке изделий. Требования типовой процедуры также стимулируют разработку тех изделий, которые должны быть созданы и испытаны на рынке при наличии ограничивающих требований.

Для местных жилищных комитетов трудно проверить изделия, когда нет опыта эксплуатации и когда любые побочные эффекты не полностью исследованы. Управление имеет значительную власть, чтобы потребовать от производителей хорошо документированные и объективные данные о соответствующих испытаниях изделий. В некоторых областях производства, например при нанесении дополнительной теплоизоляции на стены в виде штукатурки, результаты исследовательских работ передаются непосредственно тем, кто в них заинтересован, чтобы после проверки на типовую процедуру иметь возможность на получение дотации. Для производителя типовая процедура может быть способом демонстрации полного соответствия изделия требованиям стандарта. Однако управление отмечает, что в таком подходе содержится риск: недостаточно проверенные изделия могут претендовать на полученные дотации, что в будущем может нанести только вред типу системы, которая поощряется.

Управление считает важным продолжение этого вида деятельности и его развития при условии, что такая работа будет соответствующим образом координироваться разработкой стандартов и правил финансирования.

Энергосберегающие мероприятия и ремонты, перестройка и реконструкция должны координироваться. Опыт проектирования показывает [3], что изменения строительных стандартов должны увязываться с любой формой государственного финансирования и дополняться рекомендациями.

Техническая оценка и испытание изделий и системы в целом являются важным элементом развития и внедрения любой новой технологии, в свою очередь новая энергетическая технология требует значительного объема такой работы. Ошибки или неудачи в проектировании или исполнении могут иметь серьезные последствия и влияние на показатели ограждающих конструкций, системы инженерного оборудования зданий, системы контроля и управления и пр. Поэтому идет интенсивная разработка методов определения энергетических параметров: простых способов натурных измерений в зданиях; методов диагностики расходов энергии, т.е. оценки энергетического статуса здания и энергосберегающих мероприятий. О необходимости проведения натурных измерений и обычной помощи свидетельствует информация, получаемая от консультантов местных властей, и активность инспекции. Однако о систематичности такой работы и контроле сведений нет, так как эта работа находится еще на начальной стадии.

Экономические стимулирующие мероприятия. Государственному Совету по жилищу было поручено представить результаты исследований по опыту применения экономически стимулирующих мероприятий.

Следует отметить, что до 1980/81 финансового года санкционированные затраты были равны общим величинам ссуды и дотации. После 1980/81 г. 70% санкционированных затрат, меньше, чем дотаций, было в большинстве случаев покрыто с помощью приоритетного первого вклада. В этих случаях на диаграмме показаны только ссуды на жилище, пропорциональные этой сумме (рис. 1).

Около половины финансирования в многоквартирных зданиях направлено на мероприятия, которые оцениваются больше, чем 300 тыс. шв. крон (29,1 тыс. руб.) на каждую реконструкцию. Для индивидуальных зданий около 70% финансирования было вложено в работы, стоимость которых менее 15 тыс. шв. крон (1,45 тыс. руб.).

После 1 июля 1977 г. в Швеции система финансовой помощи изменялась несколько раз. Администраторы и владельцы многоквартирных зданий отмечали эти изменения по постоянным корректировкам курса, что создавало дополнительные трудности в планировании. С другой стороны, владельцы индивидуальных зданий после внесения улучшений продемонстрировали повышенный интерес к использованию государственной помощи. Другими исследованиями установлено, что трудно интерпретировать отношение владельцев недвижимого жилого фонда, подрядчиков и консультантов к правилам назначения правительственных дотаций и ссуды.

Правительственное финансирование энергосбережения для жилых зданий в форме ссуды и дотаций ограничено мероприятиями, которые, как предполагается, приведут к энергосбережениям в каждом конкретном случае. Так, помощь на установку теплоизоляции обеспечивается только в том случае, если существующее здание было недостаточно или очень плохо теплоизолировано и если значительное улучшение будет достигнуто за счет теплоизоляции зданий. Такое назначение приоритетов основано на необходимости обеспечить гарантии, что финансирование от риксдага и правительства приведет в результате к такому энергосбережению, какое только возможно. Имеющиеся фонды ежегодно использовались полностью, за исключением 1982/83 финансового года, когда не предусматривались дотации для владельцев индивидуальных зданий.



Рис. 1. Дотации и ссуда. Дотация на энергосберегающие мероприятия может быть использована больше одного раза для какой-либо жилой единицы (по данным Государственного Совета по жилищу)
I — индивидуальные здания; II — многоквартирные здания; 1 — дотация; 2 - ссуда


Параллельно с мероприятиями, для которых использовались общественные средства, было достигнуто значительное энергосбережение без такой поддержки. Исследования и статистика в данном случае основаны на информации владельцев недвижимого, которая дает сведения о различных видах мероприятий без количественных показателей. Поэтому невозможно провести какое-либо сравнение с теми мероприятиями, для которых были привлечены общественные средства, и рассчитать энергосберегающий эффект. Однако исследование энергопотребления в индивидуальных зданиях показывает, что около 1/4 энергосберегающих мероприятий выполнялось с частичной или полной финансовой поддержкой государства. Это в основном относится к более обширным мероприятиям, например дополнительной теплоизоляции наружных стен, или к новой технологии — внедрение тепловых насосов и отопления с использованием солнечной энергии.

Общественность располагает достаточно полной информацией о возможности финансирования, однако путаная сложная процедура и длительный процесс решения оцениваются многими владельцами недвижимого как причины, способствующие выбору других форм финансирования. Кроме того, такие причины, как налоги, также воздействуют на выбор форм финансирования.



Рис. 2. Энергосберегающие мероприятия, примененные в индивидуальных зданиях
Ф — с субсидией на энергию; В — без субсидий на энергию; 1 — теплоизоляция внешних стен; 2 — теплоизоляция перекрытия и крыши; 3 — уплотнение окон и дверей; 4 — замена окон; 5 — термостатические краны на радиаторах: 6 -замена топок на нефти; 7 — замена бойлеров; 8 — установка моторных приводов на заслонках; 9 — ежегодная инспекция бойлеров; 10 — другие мероприятия; 11 — без мероприятий


На рис. 2 показаны энергосберегающие мероприятия по статистическим данным SCB, которые применены в индивидуальных зданиях при наличии или осуществлении финансирования энергосбережения. Исследование, проводившееся путем опроса, показывает, что администраторы многоквартирных зданий и нежилых помещений до сих пор применяли в первую очередь простые мероприятия, такие, как уплотнение или регулировка систем отопления и вентиляции. Однако просматриваются тенденции к применению более обширных мероприятий, часто в сочетании с ремонтом, реконструкцией и перестройкой.

Государственный Совет по жилищу требует, чтобы характер экономической помощи в виде финансирования энергосберегающих мероприятий, применявшийся до сих пор, приводил к большей заинтересованности в энергосбережении и обеспечивал лучшие перспективы для реализации. Однако достаточно сложно определить взаимосвязи между объемом экономической помощи и результатами мероприятий, которые с ее помощью были фактически реализованы. Множество привходящих факторов, таких, как изменения в цене на энергию, индивидуальные финансовые обстоятельства, информационная служба консультантов, техническое развитие, используемые варианты субсидий и дотаций, — все это оказывает воздействие на принятие решения владельцев недвижимого.

Исследования проблем финансирования энергосбережения.

Параллельно с мероприятиями, для которых использовались общественные средства, было достигнуто значительное энергосбережение без такой поддержки. Исследования и статистика в данном случае основаны на информации владельцев недвижимого, которая дает сведения о различных видах мероприятий без количественных показателей. Поэтому невозможно провести какое-либо сравнение с теми мероприятиями, для которых были привлечены общественные средства, и рассчитать энергосберегающий эффект. Однако исследование энергопотребления в индивидуальных зданиях показывает, что около 1/4 энергосберегающих мероприятий выполнялось с частичной или полной финансовой поддержкой государства. Это в основном относится к более обширным мероприятиям, например дополнительной теплоизоляции наружных стен, или к новой технологии — внедрение тепловых насосов и отопления с использованием солнечной энергии.

Государственный Совет по жилищу требует, чтобы характер экономической помощи в виде финансирования энергосберегающих мероприятий, применявшийся до сих пор, приводил к большей заинтересованности в энергосбережении и обеспечивал лучшие перспективы для реализации. Однако достаточно сложно определить взаимосвязи между объемом экономической помощи и результатами мероприятий, которые с ее помощью были фактически реализованы. Множество привходящих факторов, таких, как изменения в цене на энергию, индивидуальные финансовые обстоятельства, информационная служба консультантов, техническое развитие, используемые варианты субсидий и дотаций, — все это оказывает воздействие на принятие решения владельцев недвижимого.

Исследования проблем финансирования энергосбережения, проведенные Государственным жилищным управлением [4], показали, что владельцы многоквартирных зданий недостаточно активно реагируют на изменения в структуре финансирования и правил. Вместе с тем значение финансовой помощи постоянно увеличивается даже после отмены специальной дотации на энергию. Это свидетельствует о том, что решения об улучшениях, направленных на энергосбережение, основываются на таких долгосрочных оценках, что принимающие такие решения специалисты не успевают реагировать на относительно часто изменяющиеся правила финансирования, поэтому такие изменения не оказывают какого-либо влияния на принятие решения. Как уже говорилось, владельцы индивидуальных зданий очень быстро реагируют на изменения правил и условий финансирования; возможность получения дотаций также имеет для них большое значение.

Основываясь на этих исследованиях, управление считает, что финансовая поддержка энергосберегающих мероприятий должна быть продолжена в виде обычных дотаций и субсидий под проценты, а владельцы должны быть уверены в возможности такого финансирования, сочетающегося с выборочными дотациями для владельцев индивидуальных зданий. Такие дотации могут быть относительно ограничены по величине и вместе с субсидиями под проценты будут также важны для владельцев индивидуальных зданий, как и субсидии для владельцев многоквартирных зданий.

Управление и обучение с помощью информации. Служба информации и консультации играет важную роль в выполнении плана энергосбережения. Некоторые общественные организации занимаются работой по использованию информации для обучения.

Комитет по энергосбережению был основан в 1974 г. с целью"... увеличения общей осведомленности общества о энергетических вопросах и помощи в эффективности и сбережении всех видов энергопотребления". С тех пор Комитет провел множество компаний по энергосбережению. Созданный первоначально для решения общих вопросов, Комитет все больше и больше направлял информационную деятельность на выполнение технических мероприятий. Комитет отвечал также за координацию информационной деятельности других организаций. Впоследствии Комитет был распущен, а его основные обязанности перешли к Государственной администрации по вопросам энергетики.

Государственное шведское жилищное управление ведет дела общественного фонда поддержки энергосбережения для жилого сектора и обеспечивает информацией по структуре и правилам финансирования. Управление приняло на себя ту часть информационной деятельности Комитета после его роспуска которая была связана с жилым сектором.

Государственное управление по планированию работ располагает специальным фондом, с помощью которого проводятся курсы, конференции и осуществляется подготовка учебных материалов для различных категорий рабочих в строительном секторе. Эти фонды используются с учетом консультаций Государственным жилищным управлением и Государственным (шведским) управлением промышленностью (впоследствии Шведским агентством по энергии). Управление, например, осуществляет подготовку групп лекторов и преподавателей по использованию энергии для обучения ревизоров и инспекторов по этим проблемам.

Информационная деятельность по энергетическим вопросам является составной частью работы Шведского Совета по строительным исследованиям. Цель этой деятельности в наиболее быстром обеспечении информацией круга лиц, ответственных за принимаемые решения в строительном и энергетическом секторе, о последних результатах научно-исследова-тельской и экспериментальной деятельности Совета. Совет осуществляет также специальную программу, в рамках которой демонстрируются новые методы, системы и прочее оборудование для владельцев недвижимого жилого фонда. Ответственность за эту работу была передана в 1984/85 финансовом году Государственной администрации по вопросам энергетики.

До образования Государственной администрации по вопросам энергетики 1 июля 1983 г. Государственное (шведское) управление промышленностью несло ответственность за организацию образования в энергетическом секторе и соответственно за информацию по энергосберегающим мероприятиям в торговле и промышленности. В круг обязанностей Управления входила и консультационная деятельность по вопросам региональных фондов развития энергетики. Управление также публиковало специальные пособия по энергосбережению в различных областях деятельности, таких, как пекарни, прачечные, бойни, литейные заводы и пр.

Государственная администрация по вопросам энергетики, организованная 1 июля 1983 г., объединила существующие общественные группы и организации и возглавила работу по проблемам энергетики. Часть ее деятельности, относящаяся к Информации и обучению, перешла от Комитета по энергосбережению, а вопросы обучения — от Государственного управления промышленностью. Администрация ответственна также за координацию деятельности других организаций по информации и обучению в энергетическом секторе.

Государственное Шведское общество потребителей проводит работу по экономному использованию энергии в быту среди своих постоянных членов. Взаимодействуя с Государственным институтом испытаний, управление проводит проверки солнечных коллекторов, дровяных печей, уплотнителей и проведенные Государственным жилищным управлением, показали, что владельцы многоквартирных зданий недостаточно активно реагируют на изменения в структуре финансирования и правил. Вместе с тем значение финансовой помощи постоянно увеличивается даже после отмены специальной дотации на энергию. Это свидетельствует о том, что решения об улучшениях, направленных на энергосбережение, основываются на таких долгосрочных оценках, что принимающие такие решения специалисты не успевают реагировать на относительно часто изменяющиеся правила финансирования, поэтому такие изменения не оказывают какого-либо влияния на принятие решения. Как уже говорилось, владельцы индивидуальных зданий очень быстро реагируют на изменения правил и условий финансирования; возможность получения дотаций также имеет для них большое значение.

Основываясь на этих исследованиях, управление считает, что финансовая поддержка энергосберегающих мероприятий должна быть продолжена в виде обычных дотаций и субсидий под проценты, а владельцы должны быть уверены в возможности такого финансирования, сочетающегося с выборочными дотациями для владельцев индивидуальных зданий. Такие дотации могут быть относительно ограничены по величине и вместе с субсидиями под проценты будут также важны для владельцев индивидуальных зданий, как и субсидии для владельцев многоквартирных зданий.

Управление и обучение с помощью информации. Служба информации и консультации играет важную роль в выполнении плана энергосбережения. Некоторые общественные организации занимаются работой по использованию информации для обучения.

Комитет по энергосбережению был основан в 1974 г. с целью"... увеличения общей осведомленности общества о энергетических вопросах и помощи в эффективности и сбережении всех видов энергопотребления". С тех пор Комитет провел множество компаний по энергосбережению. Созданный первоначально для решения общих вопросов, Комитет все больше и больше направлял информационную деятельность на выполнение технических мероприятий. Комитет отвечал также за координацию информационной деятельности других организаций. Впоследствии Комитет был распущен, а его основные обязанности перешли к Государственной администрации по вопросам энергетики.

Государственное шведское жилищное управление ведет дела общественного фонда поддержки энергосбережения для жилого сектора и обеспечивает информацией по структуре и правилам финансирования. Управление приняло на себя ту часть информационной деятельности Комитета после его роспуска которая была связана с жилым сектором.

Государственное управление по планированию работ располагает специальным фондом, с помощью которого проводятся курсы, конференции и осуществляется подготовка учебных материалов для различных категорий рабочих в строительном секторе. Эти фонды используются с учетом консультаций Государственным жилищным управлением и Государственным (шведским) управлением промышленностью (впоследствии Шведским агентством по энергии). Управление, например, осуществляет подготовку групп лекторов и преподавателей по использованию энергии для обучения ревизоров и инспекторов по этим проблемам.

Информационная деятельность по энергетическим вопросам является составной частью работы Шведского Совета по строительным исследованиям. Цель этой деятельности в наиболее быстром обеспечении информацией круга лиц, ответственных за принимаемые решения в строительном и энергетическом секторе, о последних результатах научно-исследова-тельской и экспериментальной деятельности Совета. Совет осуществляет также специальную программу, в рамках которой демонстрируются новые методы, системы и прочее оборудование для владельцев недвижимого жилого фонда. Ответственность за эту работу была передана в 1984/85 финансовом году Государственной администрации по вопросам энергетики.

До образования Государственной администрации по вопросам энергетики 1 июля 1983 г. Государственное (шведское) управление промышленностью несло ответственность за организацию образования в энергетическом секторе и соответственно за информацию по энергосберегающим мероприятиям в торговле и промышленности. В круг обязанностей Управления входила и консультационная деятельность по вопросам региональных фондов развития энергетики. Управление также публиковало специальные пособия по энергосбережению в различных областях деятельности, таких, как пекарни, прачечные, бойни, литейные заводы и пр.

Государственная администрация по вопросам энергетики, организованная 1 июля 1983 г., объединила существующие общественные группы и организации и возглавила работу по проблемам энергетики. Часть ее деятельности, относящаяся к Информации и обучению, перешла от Комитета по энергосбережению, а вопросы обучения — от Государственного управления промышленностью. Администрация ответственна также за координацию деятельности других организаций по информации и обучению в энергетическом секторе.

Государственное Шведское общество потребителей проводит работу по экономному использованию энергии в быту среди своих постоянных членов. Взаимодействуя с Государственным институтом испытаний, управление проводит проверки солнечных коллекторов, дровяных печей, уплотнителей и бойлеров, работающих на нефти. Управление следит за достоверностью распространяемой информации, иногда преувеличивающей требования по энергосбережению. Такая информация распространяется консультантами местных организаций потребителей в 180 участках с помощью ежемесячного журнала ("Совет и опыт"), доступного индивидуальным потребителям.

Исследования показывают, что в Швеции информирован о существующих видах энергосбережения каждый житель. Большая группа лиц, владельцы и управляющие недвижимым фондом, консультанты по зданиям, отоплению и вентиляции, специалисты по эксплуатации имеют достаточные знания о энергосберегающих мероприятиях. Однако из этого не следует, что они достаточно эффективно используют эти знания. Совет считает, что главный пробел в знаниях связан не только с проектом здания и способом его строительства, а прежде всего с системой отопления и вентиляции, с тем, насколько она соответствует новым энергетическим технологиям и как они сочетаются с традиционными энергосберегающими мероприятиями.

Если компании по информации хотят достичь желаемого эффекта, то они должны приспосабливаться к требованиям желающих получить информацию. Другими словами, основные потребители должны располагать более общей информацией, тогда как владельцы недвижимым фондом в большей степени нуждаются в конкретных консультациях. Так как консультационная деятельность начинается на уровне местной администрации, то именно здесь необходимо от общей информации по энергетике переходить к реализации рекомендаций на практике. Это изменяет роль общественных организаций, которые должны обеспечивать различную поддержку консультантам по энергетике при местной администрации.

Совет располагает хорошим опытом эксплуатации экспериментальных зданий. Полномасштабные испытания нового технического оборудования и систем в реальных условиях позволили получить более надежные результаты, чем если бы оборудование испытывалось другими способами. Следовательно, эксплуатируемое экспериментальное оборудование и установки могут использоваться для демонстрации. Поэтому хорошим методом обеспечения информацией по энергосбережению и новым энергетическим технологиям является увеличение числа демонстрационных установок, как примеров эффективных проектных решений.



Похожие статьи:
Опыт жилищных организаций

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Энергосбережение в строительстве

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум