Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы газового хозяйства

Транспортирование и хранение сжиженных газов


Транспортирование и хранение сжиженных газов

С газобензиновых или нефтеперерабатывающих заводов газ в жидком виде доставляется на газонаполнительные станции или кустовые базы. На газонаполнительных станциях осуществляется прием сжиженных газов, перелив их в резервуары и наполнение баллонов и автоцистерн. В автоцистернах газ доставляют к резервуарным установкам зданий промышленных и сельскохозяйственных потребителей, а также на автозаправочные станции, а в баллонах— непосредственно потребителям. Для транспортирования газа на большие расстояния используют железнодорожные цистерны. Эти цистерны должны обладать достаточной прочностью, чтобы выдержать давление паров легкокипящих углеводородов при максимальной температуре окружающей среды. При этом чем больше в смеси пропана (легкокипящий компонент), тем более высокое давление возможно в резервуарах. С увеличением содержания бутана это давление снижается. Поэтому при транспортировании пропана железнодорожные цистерны рассчитывают на рабочее давление 2 МПа, а при транспортировании бутана — 0,8 МПа. Вместимость цистерн 51 …60 м3. Железнодорожные цистерны оборудуют устройствами для налива и слива жидкости, приспособлениями для измерения количества жидкости и предохранительными клапанами. Арматуру устанавливают на крышке люка и закрывают колпаком. От воздействия солнечных лучей цистерны защищают стальным кожухом, окрашенным светлой краской.

Для приема, перелива, хранения и наполнения резервуаров и баллонов на газонаполнительных станциях имеются следующие цеха и отделения: сливная эстакада с железнодорожной веткой; хранилище из стальных резервуаров; насосно-компрессорный цех для слива газа из железнодорожных цистерн в хранилища и подачи его для наполнения автоцистерн и баллонов; цех для наполнения баллонов и слива из них неиспарившихся остатков; колонки для наполнения автоцистерн; коммуникации жидкой и паровой фаз. Кроме того, газонаполнительные станции имеют систему энергоснабжения, водопровод, канализацию, ремонтные мастерские, гараж и котельную. Станции размещают вне населенных пунктов с подветренной стороны господствующих ветров.

На газонаполнительных станциях сжиженный газ из железнодорожных цистерн сливают в хранилища, которые могут состоять из наземных и подземных стальных резервуаров. При этом резервуары располагают группами в местах с пониженными отметками территории станции. Расстояние между резервуарами должно составлять не менее 2 м. При суммарной вместимости хранилища до 2000 м3 объем резервуаров в каждой группе должен составлять не более 1000 м3, а при вместимости хранилища до 8000 м3 — не более 2000 м3.

Наибольшее распространение на газонаполнительных станциях получил насосно-компрессорный способ слива газа.

Сжиженный газ из хранилищ подается насосом для заполнения автоцистерн и баллонов. Для доставки сжиженного газа в резервуарные установки различных потребителей используют автоцистерны. При установке на автоцистернах насосов с приводом от двигателя автомобиля они могут использоваться для наполнения баллонов непосредственно на пунктах обмена баллонов.

Наиболее распространенными и простейшими сосудами, предназначенными для транспортирования и хранения сжиженных газов, являются баллоны. К баллонам относятся сосуды вместимостью до 100 л. Сосуды от 100 до 500 л называются бочками, а свыше 500 л — резервуарами.

Рис. 1. Баллоны для сжиженных газов:
о — тип 1; б —тип 2; а — тип 3; 1 — верхнее днище, 2 — подкладное кольцо, 3 — обечайка, 4— нижнее днище, 5 — башмак, 6 — горловина, 7 — воротник, 8 — паспортная таблица, 9 — колпак

В настоящее время отечественная промышленность выпускает баллоны (рис. 133) вместимостью 5, 12, 27, 50 и 80 л.

Баллон имеет сварной корпус из спокойной мартеновской стали толщиной 2…4 мм с двумя сферическими днищами, башмак для установки в вертикальное положение, горловину в верхнем днище для установки вентиля и защитный колпак. На баллонах вместимостью 5, 12 и 27 л колпак заменен защитным воротником, одновременно являющимся транспортной ручкой и обеспечивающим многоярусное хранение баллонов. Баллоны вместимостью 50 и 80 л вместо воротника снабжены защитным колпаком.

На корпусе баллона или на закрепленной металлической пластине выбиваются следующие паспортные данные:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— тип;
— номер;
— дата изготовления и следующего испытания;
— рабочее и пробное давление;
— вместимость (л);
— масса пустого баллона (кг);
— масса баллона с газом;
— клеймо технического контроля;
— номер стандарта;
— отпускная цена.

В горловинах баллонов вместимостью 5, 12 и 27 л устанавливают самозакрывающиеся клапаны КБ-3. Запирающийся клапан прижат к гнезду давлением газа и с помощью пружины. Для открытия клапана снимают защитный колпак и на его место устанавливают регулятор, шток которого отжимает клапан вниз и фиксирует его открытое положение. На баллонах вместимостью 50 и 80 л устанавливаются угловые вентили ВБК-6-16.

Рис. 2. Вентили баллонные:
а — самозакрывающийся КБ-3; б — угловой вентиль: 1 — шайба, 2 — пружина, 3 — шток, 4 — клапан, 5 — корпус, 6 — защитный колпак, 7 — угловой вентиль ВБК-6-16

При наполнении баллонов сжиженным газом придерживаются нормы 0,425 кг на 1 л объема. Переполнение баллонов сжиженным газом недопустимо, так как возможен разрыв баллонов. После наполнения баллонов необходимо закрыть вентили на рампе и на баллоне, отсоединить шланг от штуцера баллона и снять баллон с весов, заглушить штуцер вентиля баллона заглушкой, проверить герметичность вентиля. После проверки герметичности баллона закрывают его вентиль и производят регистрацию в специальном журнале. Запрещается выпускать из наполнительного цеха баллоны без предохранительных колпаков и заглушек, а также без контрольного взвешивания.

Не допускается наполнять сжиженным газом баллоны, у которых: истек срок периодического освидетельствования; нет клейма; не исправен вентиль; поврежден корпус; повреждены башмаки; отсутствует необходимая окраска и нет надписи.

Баллоны с сжиженным газом можно перевозить по железной дороге в вагонах, на специальных и бортовых машинах, водным и гужевым транспортом. При этом все сухопутные виды транспорта, используемые для перевозки баллонов, должны быть рессорными.

Перевозить баллоны можно в горизонтальном (специальные автомашины) и вертикальном положении (бортовые автомашины). Наполненные и перевозимые в открытом транспорте баллоны защищают от действия солнечных лучей. Во время погрузки баллонов на автомобиль его двигатель должен быть в нерабочем состоянии. Во время погрузочно-разгрузочных работ нельзя допускать падения или ударов баллонов и снимать баллоны колпаком вниз.



Похожие статьи:
Оказание помощи пострадавшим

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы газового хозяйства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум