Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Дороги государств ацтеков и майя


Дороги государств ацтеков и майя

В Древней Мексике — стране ацтеков (XIV—XV вв. н. э.) дороги были относительно мало развиты. Существовали узкие пути — тропы для торговых сношений. По одной из таких дорог Кортес со своим войском прошел через горные перевалы от теперешнего г. Веракрус до Теночтитлана (современный г. Мехико). На дороге имелись дома для отдыха и маленькие храмы «с идолами», которые Кортес сравнивал с придорожными часовнями в Испании.

В тот же период на территории, объединяющей Юкатан, Юго-Западную Мексику и современный Белиз, населенную племенами майя, не было единой центральной власти и существовали лишь города-государства, окруженные деревнями, заселенными полусвободными земледельцами. Между населенными пунктами существовала сеть дорог («сакбе»), использовавшихся для культовых целей и торговли, которую вели жители прибрежной низменной местности продуктами земледелия и рыбной ловли и жители горной местности металлическими и каменными изделиями. Майи не имели тягловых и вьючных животных. Все грузы переносили люди на спине или на носилках. Сеть дорог была густой. При завоевании страны майя в 1504 г. конкистадор Кортес располагал картой дорог, заимствованной у торговцев. Только в одной из самостоятельных областей-государств было 72 поселения, соединенных дорогами. Из культового центра Исамоль в четырех направлениях шли большие дороги.

Испанские завоеватели разрушили культуру майя. Дороги были заброшены и поглощены джунглями. Через 300 лет экспедиция американского археолога Стефенса с большим трудом смогла найти заросшую дорогу Кобо — Яхуна, по которой когда-то прошли войска конкистадоров. Дорога длиной 100 км возвышалась над поверхностью земли (рис. 1). При пересечении местных понижений она сохраняла первоначальный уровень. Поэтому ее возвышение над местностью менялось от 0,6 до 2,4 м. Ширина не была постоянной на разных участках, достигая местами 9,6 м. Тело дороги состояло из уложенных насухо грубо отесанных известняковых плит массой от 15 до 150 кг. Поверху был уложен слой известнякового гравия. Уплотненный во влажном состоянии, он образовал твердую сцементированную светлую поверхность, за которую испанцы называли дороги майя «белыми». Малые мосты имели своды из выступавших один над другим плоских камней.

Рис. 1. Дорога в государстве майя

Трасса дороги имела только 6 поворотов, в вершинах которых были обнаружены следы поселений. При аэрофотосъемках, проводившихся геологами в поисках нефти, были обнаружены в юкатанских джунглях остатки ряда других дорог.



Похожие статьи:
Земляное полотно и дорожные одежды

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум