Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Дороги — подъезды к полям и каменоломням


Дороги — подъезды к полям и каменоломням

В Древнем Египте — стране, вытянутой узкой длинной полосой в долине Нила, где перевозки осуществлялись преимущественно на лодках, по реке, отсутствовали дороги для связи между городами. При археологических раскопках были обнаружены изображения, а потом и сами двухколесные колесницы, использовавшиеся для военных целей и для охоты в пустыне. В них запрягали пару лошадей, которыми управлял или сам едущий, или стоявший сзади возничий. Днище колесниц было сделано из кожаных ремней, несколько смягчавших толчки при движении по бездорожью. Колеса большого диаметра имели шесть спиц и были составлены из шести сегментов, соединенных шипами. В гробнице Тутанхамона (XIV в. До н. э.) были найдены специальные украшенные золотом и драгоценными камнями колесницы для парадных церемоний, которые имели меньшие колеса.

В связи с малым объемом перевозимых грузов на подъездах -путях от полей к поселениям не было необходимости устраивать каменные одежды. В своем большинстве это были грунтовые дороги, по которым земледельцы на себе или вьюками на животных вывозили собранный урожай. Объясняется это тем, что, по словам Геродота, «Египет представляет равнину хотя и гладкую, но непроходимую ни для лошадей, ни для повозок.

Виною этому каналы, многочисленные, идущие во всевозможных направлениях». Через каналы сооружались простейшие мосты.

У древних египтян имелся специальный иероглиф для обозначения слова «дорога» («иат»), схематически изображающий план прямого участка дороги с деревьями или кустарниками с обеих сторон.

Тяжелые грузы, такие, как глыбы камня из каменоломен, тянули на полозьях цугом волы. В Ассирии и Египте изваяния богов и царей огромных размеров, вырубленные из скал, перемещали массы людей, подкладывая под полозья деревянные катки. На рис. 2 показана организация перевозки — подкладывание и последующее собирание катков, подталкивание груза рычагом, страховка от опрокидывания.

Рабами, тянущими канаты, руководит надсмотрщик, стоящий на перевозимой статуе. За каждой группой работ следует пого-нялыцик с палкой.

В самых сложных случаях подготовка пути к перевозке тяжелых грузов сводилась к его выравниванию и засыпке ям камнями и гравием.

Следует отнестись критически к описанию Геродотом постройки временной дороги, по которой якобы доставляли к месту строительства пирамиды Хеопса (середина III тысячелетия до н. э.) камни, подвозимые на барках по Нилу. Объем этой пирамиды превышал 2,5 млн. м3. «Народ томился десять лет над проведением дороги, по которой таскали камни, работа, как мне кажется, только немного легче сооружения пирамиды; действительно, дорога имеется пять фурлонгов в длину, десять фатомов в ширину и восемь в самом высоком месте в вышину, она вымощена шлифованным камнем с высеченными на нем изображениями».

Как теперь установлено, пирамиды построены из добывавшегося поблизости от места их постройки известняка. Внутри пирамид были полости, заполненные песком. Привозным был лишь прочный известняк для наружной облицовки, а также гранит и известняк для внутренней отделки. Количество привозного камня было относительно невелико и не требовало строительства столь трудоемкой дороги.

Рис. 1. Египетский иероглиф, обозначающий слово «дорога»

Рис. 2. Перевозка статуи крылатого быка с головой человека-гения — покровителя царя. Барельеф во дворце Синахериба в Ниневии (705—681 гг. до н. э.)

Вероятно, основанием для описания, сделанного Геродотом спустя две тысячи лет после строительства пирамид, были легенды, связанные с постройкой храмов, к которым вели дороги для торжественных шествий, например, дорога сфинксов в Луксоре.





Похожие статьи:
Земляное полотно и дорожные одежды

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум