Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Древние торговые пути


Древние торговые пути

Торговые пути зародились в начале бронзового века, когда обмен остро необходимыми продуктами натурального хозяйства, ранее существовавший в пределах племен и между соседними племенами, приобрел большие масштабы, превратившись в торговлю. Вначале торговля происходила путем многократных промежуточных обменов. Постепенно промежуточные звенья исключались, и маршруты доставки товаров удлинялись. Складывались торговые пути, проходившие по наиболее легким и безопасным направлениям, преимущественно водным, включавшим в себя в случаях необходимости сухопутные участки — волоки. Появились посредники — торговцы, привозившие в небольших объемах предметы, остро необходимые и ценные: соль, украшения, металлы. Развитию торговли способствовало и то, что в связи с редким расположением доступных для разработки месторождений меди и олова бронза явилась важным предметом обмена.

Перечень предметов торговли постепенно расширялся. Рабовладельческие государства Средиземноморья, где цивилизация достигла наиболее высокого уровня, вели торговлю с Северной Европой, получая олово и цинк из современного Корнуолла (юго-запад Великобритании) золото из Трансильвании, свинец и медь из Богемии. Известны «шелковые» и «чайные» пути из Китая и Индии,-пути доставки благовоний из Аравии, «соляные» и «железные» пути и т. п. С побережья Балтийского и Северного морей привозили янтарь, использовавшийся для украшений, при религиозных обрядах и в медицинских целях.

Много караванных путей пересекало современную территорию Советского Союза. Наибольшую известность из них приобрела сеть маршрутов, которую немецкий историк Рихтгофен (1833—1905 гг.) назвал «Шелковой дорогой». Фактически это была сеть разветвленных торговых путей, по которым в течение 1300 лет происходило движение караванов верблюдов. Она начала складываться во II в. до н. э. и потеряла свое значение только в XIV в. н. э. после открытия морского пути в Индию и Китай. Наибольшего расцвета торговля с Китаем достигла во время династии Хань (206 г. до н. э,— 220 г. н. э.). «Шелковая дорога» начиналась в Аравии и шла через Антиохию и Багдад к Мерву. Далее караваны направлялись или севернее Тянь-Шаня через Самарканд (Мараканду), Кашгар, Турфан или, выходя в Ферганскую долину и огибая Тянь-Шань с юга,— через Балх, Яркенд и Хотан. У конца Великой Китайской стены оба маршрута сливались.

Рис. 1. «Великая шелковая дорога»

На протяжении почти 1000 км дороги пересекали пустыню Гоби. Перевалы на Памире высотой более 4000 м или горную цепь Каракорум можно было преодолевать только в теплое время года. Выбор путей караванов зависел от политических ситуаций — упадка или процветания государств, возникновения войн. В период существования империи Чингисхана «Шелковая дорога» в течение почти 300 лет не использовалась.

Государство кыргызов, живших в Хакасско-Минусинской котловине, имело в VII—X вв. н. э. торговые связи с Китаем и арабскими государствами. Однако, когда мы говорим о торговле в древности, следует отметить, что, поскольку торговля велась только предметами роскоши или острой необходимости, объем перевозок был невелик. По китайским летописям в государство кыргызов «из Даши (Аравия) не более 20 верблюдов приходило с узорчатыми шелковыми тканями… Такой караван отправляли один раз в каждые три года».

По словам Геродота, в V в. до н. э. существовал сухопутный торговый путь, который вел из греческого города Ольвии, расположенного в устье Днепра, на северо-восток «до подножья высоких гор». Путь шел через земли многих племен и ходившие по нему скифы «пользовались для своих деловых сношений семью переводчиками и семью языками».

В Узбекистане экспедиция С. П. Толстова, используя методы аэроизысканий, обнаружила большую относящуюся к X—XI вв. н. э. «царскую дорогу хорезмшахов», которая вела из Ургенча на Нижнюю Эмбу и далее к рекам Уралу и Волге. Караван-сараи и колодцы располагались друг от друга в среднем на расстоянии 25 км — нормального дневного перехода каравана. Архитектурная отделка караван-сараев резным камнем и наличие декоративных башенок по углам свидетельствовали о наличии серьезных интересов Хорезма в Поволжье.

Из Киевской Руси торговые пути в степях Причерноморья вели к соляным озерам Крыма («Соляный путь») и к устью Дона («Залозный путь»).

Многовековое использование торговых путей не внесло каких-либо вкладов в технику дорожного строительства. Перевозка товаров по суше осуществлялась преимущественно вьюками. Дальние расстояния перевозок, малое количество перевозимых грузов приводили к тому, что большие караванные пути в степных районах представляли собой широкую полосу местности, на свободных земельных пространствах которой упряжные и вьючные животные находили себе подножный корм. Ориентирующими движение элементами являлись лишь колодцы, места переправ через реки вплавь или вброд и населенные пункты с постоялыми дворами — караван-сараями. Имело значение и то, что твердо зафиксированный на местности путь был бы более подвержен нападениям кочевников.

В жарких пустынях, где не было корма для вьючных животных, караванные пути проходили по кратчайшим расстояниям между колодцами. В Древнем Египте караваны при возможности использовали вади — сухие долины с каменистым дном. Длина некоторых вади достигает сотен километров. Лишь после исключительно редких в пустынях сильных ливней по вади стекают бурные кратковременные потоки.

Археологические экспедиции установили по высеченным на скалах иероглифам, относящимся к периоду Нового царства Древнего Египта (XVIII—XX династии, 1584—1071 гг. до н. э.) места регулярных остановок караванов на ночлеги, расположенные через 25—30 км у пещер или на площадках под нависшими скалами.

Условия перевозок по караванным путям в пустынных районах были исключительно тяжелыми, о чем можно судить по надписи, высеченной на стеле Рамзеса II (1317—1251 гг. до н. э.), найденной у устья Вади Аллаки, по которому проходил путь к золотым рудникам в Нубии. «Есть много золота в стране Икит, хотя дороги весьма безводны и проходят туда немногие из золотоискателей — только половина их достигает ее, ибо умирают они от жажды на дороге вместе с их ослами… и желал каждый царь выкопать колодец в ней, но не удавалось им».

В Музее античности в г. Турине хранится относящийся к 1300 г. до н. э. кусок папируса, на котором изображены дороги у золотых рудников в Нубийских горах. Горы обозначены на плане красной краской. Под одной из них написано: «Гора, в которой промывается золото». На плане показаны несколько дорог. Две из них вели к Красному морю. Около одной изображены «дома поселения золотоискателей», а ниже на коричневом фоне папируса зеленой краской обозначен колодец. Дороги, ведущие к морю, были нарисованы краской цвета фона папируса, а остальные — бледно-розовой. Это было, вероятно, одно из первых изображений плана дорог.

Рис. 2. Совладение трассы современной автомобильной дороги с торговым путем бронзового века:
1 — современная дорога; 2 — торговый путь; 3 — места погребений

Наиболее древнее из известных картографических изображений дорог — найденная иракскими археологами при раскопках города Нузи — глиняная табличка, относящаяся примерно к 1500 г. до н. э. На табличке изображен план сельской местности около г. Нипура, на котором показаны поля, каналы, деревни и дороги.

В лесисто-болотистых местностях в результате постепенного обхода труднопроходимых мест маршруты перевозок располагались по наиболее сухим местам с благоприятными грунтами. Поэтому направления многих современных дорог, как было установлено археологами по сосредоточению около них погребений, совпадают с торговыми путями древности. На рис. 2 в качестве примера показан участок одного из торговых путей бронзового века на территории современной Дании (800—190 гг. до н. э.), который практически совпадает с трассой современной автомобильной дороги, отклоняющейся от него в одном месте из-за проложения трассы малыми продольными уклонами, необходимыми для автомобильного движения.

В Южной Англии, богатой ценными минеральными, являвшимися предметами примитивной торговли с континентальной Европой, еще до римского вторжения (43 г. н. э.) возникла система четко выраженных троп, проходивших по открытым водоразделам в обход сырых и заросших лесом долин. Сложенные меловыми породами холмы, покрытые тонким поросшим травой слоем почвы, обеспечивали прочную тропу (Ridge way). Используемые длительное время тропы постепенно улучшались благодаря обходу медленно просыхающих мест и проложению пути по более сухим участкам. Постепенно тропы превращались в примитивные дороги, которые становились своеобразным местом притяжения населения. Вблизи от них возникали поселения.

Впоследствии по трассе многих из этих путей римлянами были построены дороги.





Похожие статьи:
Земляное полотно и дорожные одежды

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум