Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Каменные работы

Монтажные механизмы


Монтажные механизмы

Монтажные механизмы предназначены для выполнения основных работ по монтажу конструкций: подъему и установке сборных элементов в проектное положение. К ним относятся краны различных систем.

При монтажных работах применяют в основном самоходные стреловые краны: башенные, гусеничные, пневмоколесные, на железнодорожном ходу и портальные (козловые). В некоторых случаях при небольших объемах работ находят применение передвижные краны: кабельные, самоподъемные, мачтовостреловые, вантовые, шевры, стрелы и др.

Самоходный стреловой кран имеет три или четыре рабочих движения: собственное передвижение (самоход), подъем или опускание груза, вращение стрелы вокруг вертикальной оси (поворот стрелы), вращение вокруг горизонтальной оси (подъем или опускание стрелы) и передвижение тележки по нижнему поясу стрелы (при наличии таковой).

Для увеличения вылета стрелы стреловые краны (кроме башенных) оборудуют специальными надставками — гуськами. Однако грузоподъемность крана на крюке гуська в этом случае уменьшается ввиду увеличения вылета стрелы. Для сохранения максимальной грузоподъемности крана, оборудованного гуськом, на конце стрелы перед гуськом навешивают второй полиспаст. Это мероприятие, помимо сохранения грузоподъемности крана, дает возможность, не меняя вылета крана, монтировать более тяжелые детали на меньшем вылете (на крюке стрелы) и легкие на большем вылете (на крюке гуська).

Башенные краны — наиболее распространенный тип монтажных механизмов для строительства многоэтажных зданий. Они отличаются большим разнообразием типоразмеров. Основные части конструкции башенного крана: нижняя рама с ходовыми тележками, решетчатая или трубчатая башня и стрела с противовесом или расчалом, закрепленным на поворотной платформе. Некоторые краны оборудованы грузовой тележкой, передвигающейся вдоль стрелы. Краны большой грузоподъемности имеют портал, расположенный между башней и ходовыми тележками. На портале или противовесе стрелы размещают балласт, обеспечивающий устойчивость крана при подъеме груза.

Механическую часть башенного крана составляют механизмы для его передвижения, поворота стрелы, подъема и опускания груза, а также для изменения угла наклона стрелы.

Управляет краном крановщик из кабины, в которой находятся приборы управления, или из любой точки постройки (дистанционное кнопочное управление). В настоящее время разрабатываются системы телеуправления краном.

Передвигаются башенные краны вдоль здания по рельсовым подкрановым путям. Пути укладывают на выровненное основание поверхности грунта. При устройстве путей на насыпном грунте его уплотняют до естественного состояния. Выровненная поверхность должна быть горизонтальной или иметь незначительный уклон. На подготовленном грунтовом основании делают песчаную или щебеночную подсыпку (балластный слой) толщиной 10—15 см, на которую укладывают шпалы. К шпалам при помощи подкладок костылями крепят рельсы.

Применяют также сборно-разборные инвентарные рельсовые пути на деревометаллических звеньях или на инвентарных железобетонных шпалах.

При возведении зданий сложной конфигурации пути башенного крана в плане имеют криволинейное очертание. В этом случае применяют краны, оборудованные приспособлением для движения по криволинейным участкам рельсового пути малого радиуса без перерыва в работе (типа С-390 и др.). Для использования кранов, не имеющих указанного устройства, при наличии криволинейных путей применяют дополнительное устройство к крану, состоящее из балки с колесом, укрепленной в нижней части рамы крана, и третьего дополнительного изогнутого рельса в криволинейном участке пути.

Большинство башенных кранов старых типов при перемещении на другой объект разбирают на узлы и затем вновь собирают. Для их сборки требуются вспомогательные механизмы и затрачивается значительное время. Краны конструкций: MCK 5/20, MCK 8/20 и др. не разбирают, а перевозят в сложенном виде. Монтируют и демонтируют такие краны при помощи механизмов, являющихся деталями самих кранов, за 3,5—5 ч вместо нескольких смен, необходимых для монтажа кранов, требующих разборки.

Рис. 1. Башенные краны:
а — башенный кран с поворотной головкой, б — часть стрелы с грузовой гележкой, в — портал; 1 — нижняя рама с ходовой тележкой, 2 — кабина управления, 3 — решетчатая башня, 4 — контргруз, 5 — поворотная головка, 6 — стрела, 7—портал, 8 — грузовая тележка; г — башенный кран на поворотной платформе: 1 — поворотная платформа, 2 — ходовые балансирные тележки, 3 — контргруз, 4 — стреловой полиспаст, 5 — башня, 6 — кабина управления, 7 — стрела

Гусеничные краны характеризуются большей маневренностью по сравнению с башенными кранами и большей грузоподъемностью, но они имеют меньшую высоту подъема и меньший вылет стрелы.

Основными частями гусеничного крана являются опорная рама, поворотная платформа с ходовыми гусеничными тележками и портальная рама со стрелой, имеющей различную длину.

Рис. 2. Схема монтажа крана, перемещаемого без разборки на узлы:
а — перевозка крана БК-215, б — установка крана на подкрановый путь и снятие пневмо-колес, в — подъем сложенной башни, г — подъем головки башни, д — подъем стрелы

На поворотной платформе смонтированы дизельная или дизель-электрическая станция, лебедки, кабина машиниста и противовес.

Гусеничные краны применяются преимущественно при монтаже промышленных зданий и жилых зданий высотой до 5 этажей. Они имеют четыре рабочих движения: передвижение крана (самоход), подъем груза, вращение крана и изменение вылета стрелы с грузом. Гусеничные краны не имеют подкрановых путей для своего передвижения и легко перемещаются не только по фронту монтажа на одном объекте, но и с объекта на объект. Пользуясь трейлерами, гусеничные краны можно перевозить без демонтажа на любые расстояния.

Пневмоколесные и автомобильные краны по конструкции сходны с гусеничными, но отличаются от них меньшей грузоподъемностью. Благодаря большой скорости передвижения они успешно используются при мелких объемах работ и монтаже элементов небольшого веса, на объектах, отстоящих друг от друга на значительном расстоянии, а также при монтаже фундаментов и стен подвала.

Пневмоколесные краны имеют поворотную платформу примерно такого же устройства, как и у гусеничных кранов, но отличаются от них конструкцией ходовых частей: вместо опорной рамы с гусеничными тележками они имеют специальные шасси с пневматическими колесами. Эти колеса отличаются от автомобильных тем, что они могут выдерживать давление крана при работе с грузом. У пнев-моколесных кранов

устойчивость в поперечном направлении значительно ниже, чем в продольном, вследствие чего некоторые краны оборудуются выносными опорами, которые при работе с поперечно направленной стрелой выдвигаются из рамы шасси и устанавливаются на брусчатые клетки, укладываемые на грунт. Применение выносных опор относится к недостаткам конструкции пневмоколесных кранов, так как их установка требует много времени и лишает кран самохода во время работы.

Рис. 3. Гусеничный кран:
1 — ходовая часть на гусеницах, 2 — опорная рама, 3 — поворотная платформа, 4 — портальная рама со стрелой, 5 — стреловой полиспаст, 6 — стрела, 7 — подъемные крюки, 8 — гусек

Автомобильный кран состоит из шасси грузового автомобиля с кабиной, на котором смонтирована поворотная платформа с лебедкой и стрелой. В рабочем положении автомобильные краны должны устанавливаться на выносные опоры при любом положении стрелы, так как их колеса могут выдержать давление крана только с небольшим грузом. Управляют автомобильными кранами на ходу из кабины автомобиля, а в рабочем положении — с поворотной платформы.

Краны на железнодорожном ходу обладают большой грузоподъемностью и большой скоростью передвижения, но их применение ограничено, так как они требуют прокладки рельсовых путей.

Краны на железнодорожном ходу целесообразно применять при монтаже тяжелых конструкций промышленных зданий и инженерных сооружений, в которых по технологии производственного процесса предусмотрена прокладка железнодорожных путей внутри или около здания и железнодорожный ввод на территорию строительства.

Портальные (козловые) краны применяют при монтаже многоэтажных зданий значительной протяженности или при постройке нескольких зданий ло одной линии.

Этот кран представляет собой раму, состоящую из ригеля (портала) и двух ног (опор), опирающихся на ходовые колесные тележки, двигающиеся по рельсам, уложенным – вдоль стен строящегося здания. Ригель крана имеет две консоли, выходящие за пределы ног и рельсовых путей. Для подъема и перемещения сборных элементов между путями в любую точку строящегося здания служат грузовые тележки (грузоподъемностью 5 Т), движущиеся по нижнему поясу ригеля. В продольном направлении (вдоль путей) поднятый элемент передвигается вместе с краном по рельсовому подкрановому пути. На рис. 3 показан портальный (козловый) кран КМК-5-23 с двумя тележками грузоподъемностью по 5 т каждая. Управляют краном из кабины.

Рис. 3. Портальный козловый кран:
1 — ходовые колесные тележки, 2 — опоры, 3 — ферма, 4 — грузовая тележка с кабиной, 5 — консоль

Вантово – мачтовые стреловые краны состоят из стрелы, мачты, грузового и стрелового полиспаста, опорной плиты, вант, паука и приводных лебедок для подъема груза и поворота стрелы. Мачта крана, опираясь на пяту, вместе со стрелой при помощи лебедок может вращаться на 360°. Вверху мачта штырем входит в паук и удерживается в вертикальном положении 6—8 вантами. Стрела внизу шарнирно соединена с мачтой; верх стрелы — с верхом мачты и стреловым полиспастом. Укорачивая или удлиняя стреловой полиспаст, можно менять вылет стрелы, а изменяя длину грузового полиспаста, можно поднимать или опускать прикрепленный к нему груз.

Монтажные мачты представляют собой слегка наклоненную стойку, расчаленную тросами. Вверху мачта снабжена полиспастом, при помощи которого можно поднимать значительные грузы.

Шевры представляют собой видоизмененные мачты. Они состоят из двух наклонных стоек, опирающихся внизу на общий опорный брус, и укрепляются расчалками. Стойки имеют для жесткости поперечные связи, которые, кроме того, служат лестницей к головке шевра, где подвешен грузовой полиспаст. Шевр обладает надежной устойчивостью, поэтому для его раскрепления требуется меньше растяжек.

Монтажные копры применяют в тех случаях, когда на месте монтажа нет достаточной площади для раскрепления расчалок или установку необходимо перемещать в разных направлениях. На опорную раму устанавливают две стрелы, укрепленные подкосами. На блоке, укрепленном вверху между стрелами, подвешивается грузовой полиспаст. Грузовой трос от полиспаста проходит через верхний блок, отводной ролик внизу и направляется на грузоподъемную лебедку.

Выбор типа монтажного оборудования обусловливается расположением и габаритами монтируемого здания, весом и габаритами сборного элемента и особенностями выполняемого процесса. Подбирают стреловые краны по вылету стрелы (расстояние от вертикальной оси вращения стрелы до крюка), по грузоподъемности крана, по высоте подъема груза, по объему монтажных работ, а также в зависимости от намеченного количества и расположения кранов (с одной или двух сторон возводимого здания).

Рис. 4. Монтажные механизмы:
а — вантово-мачтовый кран; 1 — стрела, 2 — опорная плита, 3— мачта, 4 — ванты, 5 — паук; б — шевр; 1 — стойка, 2 — расчалка, 3 — опорный брус, 4 — поперечные связи, 5 — грузовой полиспаст; в — копер; 1 — опорная рама, 2 — стрелы, 3 — подкосы, 4 — верхний блок, 5 — грузовой полиспаст

Для быстрого и безошибочного выбора нужного монтажного крана составлены технические характеристики всех кранов. В них указана марка крана, грузоподъемность, вылет стрелы, наибольшая высота подъема груза, а также ряд других сведений, влияющих на выбор крана.

Технические характеристики имеются для всех марок башенных, гусеничных, пневмоколесных, автомобильных и других кранов. Они обычно помещаются в соответствующих каталогах и справочниках.

Для производства работ нулевого цикла в особенности при возведении фундаментов на железобетонных стойках или сваях целесообразно применять самоходный полноповоротный стреловой кран МСТК-90 грузоподъемностью 5 Г с вылетом стрелы до 20 м.

Для возведения невысоких легких зданий и зданий сельскохозяйственного назначения выпускают самоходный полноповоротный башенный кран КБ-4.

Здания до 3-х этажей монтирует самоходный полноповоротный башенный кран КБ-16 с вылетом стрелы от 8 до 16 м и грузоподъемностью от 1 до 2 Г а также краны с увеличенным грузовым моментом: КБ-25 и КБ-40;
— для зданий до 5 этажей рекомендуется применять самоходный полноповоротный кран КБ-60 с вылетом стрелы от 10 до 20 м и грузоподъемностью от 5 до 3 Г;
— для зданий до 6 этажей — самоходный полноповоротный кран КБ-100 с вылетом стрелы от 10 до 20 ж и грузоподъемностью на всех вылетах 5 Г;
— для зданий до 8 этажей — самоходный полноповоротный башенный кран МБТК-80 с обычным управлением из кабины и с дистанционным радиоуправлением с вылетом стрелы от 10 до 20 м я грузоподъемностью от 5 до 4 Т; – для зданий до 10 этажей из крупных панелей и объемно-пространственных элементов весом до 8 г— самоходный полноповоротный башенный кран КБ-160 с вылетом стрелы от 10 до 20 ж и грузоподъемностью 8 Г на всех вылетах;
— для зданий до 16 этажей — самоходный полноповоротный кран КБ-160-2 с вылетом стрелы от 13 до 25 м и грузоподъемностью до 5 Г;
— для зданий до 32 этажей — кран БК-180 с вылетом стрелы от 10 до 20 м и грузоподъемностью до 8 Т. Этот кран при возведении здания высотой до 60 м является самоходным полноповоротным, а с высоты 60 м до 110 м — приставным, с креплением телескопически выдвигаемых секций башни к уже возведенным стенам здания.

Вес железобетонных элементов, применяемых в промышленных зданиях, значительно больше веса элементов, применяемых в жилищном строительстве, поэтому для монтажа промышленных зданий необходимы более мощные краны, чем для монтажа жилых зданий. При монтаже одноэтажных зданий, в которых высота подъема элемента не превосходит 10 м и вес элемента не превышает 20 т, применяют гусеничные краны МГК-20, К-201, Э-1254 и пневмоколесные краны МКП-20, К-255. При большем весе элементов до 40—50 т используют гусеничные краны СКГ-50 и Э-2006 и пневмоколесные МКП-50 и К-401.

При монтаже многоэтажных промышленных зданий применяются пневмоколесные краны МКП-50 и К-Ю01 с удлиненной стрелой, башенные краны Б‘К-300, БК-406А, БК-404 и БК-1425 и гусеничный кран ДЭК-25Г.



Похожие статьи:
Подготовка к возведению зданий и сооружений

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Каменные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум