Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Мосты на дорогах инков


Мосты на дорогах инков

Для перехода через водотоки инки устраивали мосты, паромы и наплавные переправы.

Деревянных мостов инки не строили как из-за отсутствия во многих районах страны подходящих пород леса, так и из-за несовершенства деревянных конструкций, поскольку инки «сколько бы дерева они ни использовали в своих зданиях, все оно было увязано канатами из дрока, а не сбито гвоздями».

Каменные мосты на дорогах встречались редко и имели малые пролеты, поскольку инки не умели воздвигать своды. Гарсиласо де ла Вега пишет, что при строительстве крепостей инки «по мере того как строились стены, оставляли на них выемки для торца балок из камня, на которые вместо балок укладывались длинные камни, обработанные со всех шести сторон, очень точно подогнанные друг к другу, которые перекрывали помещение с одной стороны до другой».

На второстепенных дорогах устраивали паромные переправы через реки. Из растущего в провинции Киту дерева, «тонкого, как ляшка, легкого, как смоковница», строили плоты из пяти или семи бревен. Среднее бревно было самым длинным, остальные были тем более короткими, чем ближе располагались к краю плота.

Нос и корма имели одинаковую форму. К плотам привязывали длинные веревки, за которые их перетягивали с одного берега на другой.

Там, где сильное течение не давало возможности устроить паромную переправу или наплавной мост, сооружали канатную переправу. Через реку протягивали привязанный к толстым деревьям или большим крепким утесам толстый канат, сплетенный из тростника. «По тросу ходит плетеная корзина с деревянным ушком, толстым, как рука; она выдерживает трех или четырех человек. Корзина имеет две веревки, привязанные одна к одному берегу реки, другая к другому, за которые тянут находящиеся в корзине, чтобы переправить ее с одного берега на другой. А так как трос бывает таким длинным, он вытягивается и провисает в середине; необходимо передвигаться, мало-помалу отпуская корзину до середины троса, ибо он свисает весьма отвесно, а дальше ее тянут вверх силой рук. Для этой службы имеются индейцы, которых в порядке очереди выделяют соседние провинции».

Процесс строительства наплавного моста через р. Десагуа-деро Гарсиласо де ла Вега описал очень детально: «Во всем Перу выращивается длинная трава, мягкая и упругая, которую индейцы называют ичу и которой они покрывают свои дома… Кроме этой хорошей травы, на берегах Титикака выращивается в огромнейшем количестве хунсиа («кипарисная трава») и шпажник, который иначе называют эпеа (камыш). В нужное время индейцы провинций, которые обязаны строить мост, срезают огромное количество камыша и хун-сии, чтобы они высохли, когда нужно будет возводить мост. Из соломы, о которой мы говорили, они делают четыре каната, каждый толщиною с ногу; два из них бросают на воду, затем переправляют с одного берега реки на другой… На канаты, заменяющие лодки, накладывают огромные связки хунсии и камыша толщиною с вола, крепко связывая их одни с другими и с канатами; затем на связки хунсии и камыша бросают два других каната и крепко привязывают их к связкам, чтобы соединить и укрепить одно с другим. На эти канаты, чтобы они не так быстро ломались бы от топота животных, накладывают другое множество камыша в тонких связках размером с руку или ногу, которые в нужном порядке сшиваются одни с другими и с канатами… Мост в ширину имеет тринадцать или четырнадцать футов (4,2—4,5 м) и более вары (83,5 см) в высоту и более ста пятидесяти шагов в длину. И следует указать, что они обновляют его каждые шесть месяцев,— я хочу сказать, что строят его заново, ибо материалы, которые они употребляли, были такими слабыми, как солома, камыш и хунсия, что их нельзя было снова употреблять… Концы больших канатов, которые являлись основанием моста, вкапывались в землю, а не крепились на каменных подставках, к кото-Рым их привязывали».

Наиболее оригинальными были висячие мосты через большие Реки. Их несущие элементы — сплетенные вручную чесущие кабели толщиной в тело человека. Концы их заделывали 8 высокие каменные пилоны. Многократно был описан мост через Р Апуримак на дороге из Куско в Кито, построенный примерно 8 1350 г. По глазомерной оценке разных авторов, осматривавших мост в середине прошлого века, его длина составляла от 45 до 97 м. Он возвышался над рекой на 36 м. Мост просуществовал до 1890 г., более 500 лет, пока рост перевозок по дороге не потребовал перехода от вьючных мулов к колесным повозкам. Каждый год кабели моста заменяли новыми. Это являлось обязанностью жителей близлежащих деревень, которые передавали свое искусство из поколения в поколение.

По описаниям Гарсиласа де ла Вега и Гутьереса де Санта Клара (Gutieres de Santa Clara), солда-та-метиса, уроженца Мексики, кабели, длина которых почти в полтора раза превышала длину моста, сплетали на одном берегу из зеленых тонких и жестких побегов’ местного сорта ивы. Из трех побегов ивы сплетали жилу. Три жилы объединяли в прядь, из трех прядей делали более толстую и так продолжали до тех пор, пока «они не становятся такими толстыми, как тело человека, а то и толще». Один конец кабеля закрепляли на пилоне, другой конец перетягивали веревкой на другой берег и, по возможности натягивая, закрепляли на другом пилоне.

С одной стороны моста через р. Апуримак кабели были закреплены в скале, через которую был прорублен тоннель длиной 230 м. С другой стороны реки кабели закрепляли в пилоне, сложенном в виде массивных стен из крупных тесаных камней на известковом растворе, более крупных в нижней части. В их толстых боковых стенах длиной 8,5—11 м и высотой 4—6 м имелись отверстия, в которые вставлены «пять или шесть поперечных балок таких толстых, как быки, расставленных в своем порядке и соразмерности, как ручная лестница; индейцы накручивают на каждую из этих балок каждую из толстых плетенок из ивовой лозы (кабель), чтобы мост был натянут и не ослабевал под своей собственной тяжестью, которая была огромной».

Основой проезжей части мостов, имевшей ширину 1,7 м, служили три толстых каната. На них укладывали, переплетая в виде плетня, косые жерди толщиной в руку и прочно привязывали их к канатам. По жердям настилали связанные пучки веток, так чтобы не скользили ноги животных. Два крайних каната, натянутых выше, служили перилами. Нижние канаты были соединены с верхними «множеством очень крепко привязанных ветвей и тонких деревьев, которые образуют стенку вдоль всего моста, и он становится таким крепким, что по нему переходят люди и животные». Хотя при постройке и старались натянуть кабели моста как можно сильнее, они всегда сильно провисали и «при любом несколько более сильном ветре он (мост) начинает раскачиваться». Висячие мосты «подновлялись каждый год; на работы приходили соседние провинции, между которыми в зависимости от их близости к сооружению, от количества и возможностей индейцев каждой провинции были распределены изготовление и доставка материалов».

Рис. 1. Висячий мост и управляющий дорогами и мостами

Рис. 2. Висячие мосты (по рисункам с дагерротипов, снятых в 1865 и 1877 гг.): а — через р. Рио Пампас; б — через р. Апуримак

Рис. 3. Береговая опора висячего моста инков (реконструкция Альберта Регаля по сохранившимся развалинам и описанию Гарсиласа де ла Вега)

Про другой большой мост через р. Альчипичи (Alchipichi) длиной 60—75 м, возвышавшийся над водой на 40—50 м, путешествовавшие по Перу Хорхе Хуан (Jorge Juan) и Антонио де Ульоа (Antonio de Ulloa) писали, что его вид достаточен для того, «чтобы с одного взгляда вызвать ужас» и что «мост состоит из канатов, сплетенных из лиан и ремней из коровьей кожи, составленных из многих волокон толщиной от шести до восьми дюймов, и натянут с одного берега на другой с некоторым уклоном».



Похожие статьи:
Земляное полотно и дорожные одежды

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум