Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция застройки

Передвижка и подъем зданий


Передвижка и подъем зданий

В полнокровном функционирующем городе всегда имеет место несоответствие между исторически сложившейся застройкой и новыми градостроительно-планировочными замыслами, направленными на преобразование городских территорий, которые не отвечают современным условиям их использования.
На старозастроенных территориях устройство многоуровневых развязок, стремление к расширению улиц сталкивается с двумя взаимоисключающими проблемами. С одной стороны, рост интенсивности и плотности потоков пассажирского и грузового движения вызывает необходимость совершенствования транспортной инфраструктуры. С другой — обилие исторических и архитектурных памятников сдерживает эти процессы, если не сносить малоценные строения и не передвигать градостроительно ценные объекты.

Передвижка может служить средством трансформации межмагистральных территорий. Если в центре города преобладает экстенсивная застройка с небольшим количеством памятников, то вполне оправданно желание использовать эти земли более интенсивно. Памятники сохранить в виде вкраплений в новую застройку или сконцентрировать на специально выделенном участке-йезервации.

Чаще используют метод вкраплений, поскольку он более прост. Здания-памятники оставляют на родном для них месте или передвигают на незначительное расстояние. Этажность застройки в пределах охранной зоны ограничивают. Обеспечивают подходы и беспрепятственный обзор с определенных точек.

Примером такого подхода явилась организация передвижки здания резиденции генерал-губернатора в Москве (рис. 8.15, а). Это П-образное здание, построенное в XVIII в. зодчим М.Ф. Казаковым, в 1938 г. перемещено на 14 м в глубь квартала и установлено по новой красной линии Тверской улицы.

Альтернативой такому подходу является перенос группы зданий, хаотично разбросанных на территории, в специально отведенную зону. Подобное решение показано на рис. 8.15, б. Этот пример иллюстрирует интересный замысел передвижки застройки почти на четверть км. В мировой практике есть примеры перемещения и на большие расстояния. Так, в США группа домов была перенесена на расстояние в несколько километров.

Рассматриваемая передвижка была осуществлена при строительстве канала Москва-Волга в районе Серебряного бора в Москве в следующем порядке. П-образное двухэтажное здание, помеченное на рисунке индексом 1, было расчленено на три секции (1а, 1б и 1в), каждая из которых перемещена отдельно по ломаному пути с поворотом. Два других одноэтажных строения (2 и 3) предварительно передвинуты по аналогичному пути. В результате получена строчная застройка, а дом 3 превращен в Г-образный.

Иногда ситуация на местности позволяет убрать здание с проезжей части улицы не движением по ломаному пути, а путем поворота. Такую передвижку, осуществленную у сооруженного в 1937 г. моста через Москва-реку, иллюстрирует рис. 8.15, в.

Пятиэтажное здание было развернуто на 18° вокруг оси, выбранной на расстоянии 80—90 м от левого его крыла. Предварительно отсекли и разобрали угловую секцию, но сохранили и оставили на месте продолжение дома по переулку. Передвигаемую часть поставили на фундаменты, возведенные в глубине двора на месте снесенных малоценных индивидуальных домиков и сараев.



Рис. 8.15. Схемы передвижки зданий:
а — по прямой на короткое расстояние; 6—по ломаной линии на большое расстояние; в—с поворотом на 18°; г—с поворотом на 90° и перемещением по прямой; 1, 2, 3— номера строений (индексы а, б, в — части, на которые разрезано строение 1); I—место здания до передвижки; //—то же, после завершения первого этапа передвижки; III — то же, после завершения передвижки; IV—линия расчленения здания; V—путь движения зданий; VI — граница ходовой конструкции: Кр.Л — красная линия застройки улицы; R —радиус вращения; Ц — центр вращения

Вышеприведенные примеры характерны довольно простыми путями передвижки, но в практике градостроительства пользуются и более сложными. Обычно это связано с прилегающей застройкой. Так, при передвижке еще одного, построенного М.Ф. Казаковым, памятника архитектуры —двух-, трехэтажного здания больницы по Тверской улице в Москве — было сложно выбрать новое место положения.

Плотно окружающая тяжелый дом застройка не позволяла его свободно перенести (рис. 8.15, г). Поэтому его сначала поворачивали более чем на 90° и только после этого передвигали по прямой и устанавливали на новые фундаменты, возведенные на месте малоценной одноэтажной застройки.

Теоретически здание может быть перемещено на любое место реконструи-руемой^территории, но при этом нужно учитывать, чтобы затраты на эти работы не превышали стоимость самого строения. В связи с этим трассу движения намечают по кратчайшему расстоянию, по прямой или окружности. Стараются избегать многоэтапной передвижки.

Вначале трассу строят графически, потом ее координаты вычисляют более точно. На рис. 8.16, а показан способ графического определения центра поворота здания, последовательность которого заключается в следующем. Вначале на плане территории выбирают новое место установки здания. Потом на планах дома до и после перемещения назначают одну-две характерные точки, например А\. Из этих точек, как центров радиусов произвольного размера Rl9 наносят две окружности.

Пересечения этих окружностей соединяют прямой, любая точка на которой может служить центром радиуса поворота здания. Его выбирают с учетом того, чтобы объект при перемещении не наложился на существующую опорную застройку (точка Oj), и назначают радиус вращения R2.

Другие схемы рис. 8.16 иллюстрируют построение более сложных траекторий передвижки зданий. На схеме б виден путь двухэтапного перемещения: сначала по кривой, а потом по прямой. Схема в показана как вариант аналогичной передвижки, но по двум криволинейным путям с радиусами R2 и
Яз.

Перед передвижкой здание сначала укрепляют по линии среза опорной конструкцией —рамой, а затем отрезают от фундаментов. Опорную конструкцию выполняют, как показано на рис. 8.17. Для жесткости ее рандбалки соединяют поперечными и диагональными связями. Они особенно необходимы, если дом имеет внутренний каркас с колоннами, которые легко могут смещаться при движении.

Под раму подводят ходовые балки, а по земле на выровненном щебеночном основании укладывают рельсовые пути. Между ними размещают сотни катков-роликов, являющихся катучими опорами.

Подготовку завершают посадкой дома на пути. Это очень ответственная операция, поскольку должны быть обжаты все зазоры в опорных конструкциях. Иначе разные части рамы могут осесть неравномерно, что отразится на жесткости коробки здания. Предварительное напряжение в стыках создают, забивая стальные клинья и жесткий раствор на расширяющемся цементе.



Рис. 8.16. Схемы построения пути передвижки здания:
а — простым поворотом; б — поворотом и прямолинейным передвижением; в—двумя поворотами; 1 — застройка снаружи пути движения; 2 — то же, внутри; /—место здания до передвижки; //—промежуточная стоянка; III—здание на новом месте; R\ — радиус построения; Ri, Из — радиусы поворота здания; 0\, Ог —оси вращения здания при передвижке

Незыблемость рельсовых путей передвижения обеспечивают устройством жесткого основания. Перед укладкой шпал его тщательно утрамбовывают и проливают цементным раствором.

Существует два вида приспособлений для передвижки зданий: тянущие в виде полиспастов, соединенных с лебедками, и толкающие —домкраты. По прямой передвигают тянущими приспособлениями или комбинацией тянущих и толкающих. По криволинейным путям передвигают толкающими приспособлениями. В последнее время вместо лебедок часто применяют тяжеловесные грузовые автомашины, что расширяет свободу движения на большие расстояния.
После передвижки здание устанавливают на подготовленные фундаменты. Стыки «обжимают» тщательной зачеканкой жесткими растворами или путем подачи его под большим давлением.

Рельсы путей и ходовые балки демонтируют. Во избежание неравномерных осадок участки, находящиеся под стенами, оставляют на месте и замуровывают в фундаменты.

Передвижка зданий — очень трудоемкий процесс, поэтому в последние десятилетия ищут новые методы совершенствования этого процесса. Металлические ходовые балки стремятся заменить специальными тележками-платформами. Это позволяет «сажать» дом на них до передвижения и на новые фундаменты в конце пути стационарно установленными на тележки домкратами.



Рис. 8.17. Опорные конструкции, воспринимающие нагрузку от здания. Вид на стену, идущую поперек направления перемещения:
1 — стена, расположенная перпендикулярно движению; 2—то же, параллельно; 3 — расчеканка жестким раствором; 4 — рандбалки под стеной 2; 5 — стальные клинья; 6 — катки-ролики; 7—железнодорожные рельсы; 8 — ходовые балки, раскрепленные диафрагмами; 9 — щебеночное основание путей; 10 — слой щебня, пролитый цементным раствором; 11 — спаренная рандбалка, соединенная планками по верху и низу; 12 — шпалы

Экспериментально изучается возможность отказа от традиционных рельсовых путей с большим количеством ниток и замены их выровненной и уплотненной поверхностью. Использование пневмонадувных колес, воздушных подушек или даже водяных. Это упростит перемещение зданий. Особенно по сложным траекториям с разворотами и на большие расстояния.

Так, в 1987 г. в Сан-Антонио (штат Техас, США) грузовиками был перевезен отель массой около 5 тыс. т. Для синхронизации перемещения использовали полиспасты, укрепленные на траверзной ферме. Пространственная жесткость здания была обеспечена обоймами, хорошо укрепляющими стены.

В особо ответственных случаях гарантом незыблемости остова здания может служить коробка жесткости. Ее, копирующую контуры сооружения, возводят из железобетона или стали. Таким корсетом надежно защитили готический собор XVI в. в Чехии, сохранность арочных сводов которого вызывала сомнение. Поведение конструкций во время передвижки контролировалось при помощи компьютера, соединенного с датчиками, установленными на доме.

Для подъема зданий используют систему домкратов. Их устанавливают попарно под стенами с шагом от 0,5 до 5 м. При редком шаге домкратов опорную конструкцию делают в виде рамы-обвязки под всем зданием, а при частом можно ограничиться только опорными балками, устанавливаемыми поперек стен над штоком домкрата.

Раму делают в виде жесткой конструкции, поскольку она предназначена обеспечить устойчивость стен и воспринять сосредоточенные нагрузки от домкратов. Эту конструкцию выполняют по аналогии с рамой, применяемой при передвижке.



Рис. 8.18. Схемы подъема зданий:
а—последовательного подъема первым методом с наращиванием под домкратами временной клетки; б—то же, вторым методом с наращиванием постоянных конструкций над домкратами; 1—домкрат; 2 — пакет поперечных балок; 3 — спаренная рандбалка опорной конструкции поднимаемого здания; 4 — балки первого яруса опорной клетки; 5 — четырехъярусная клеть из пакетов балок; 6 — вставляемый стеновой блок; 7—связи блоков (/—XII— циклы подъема)

Существует два метода подъема зданий домкратами. В первом, внедренном еще в начале XX в., используют клеть, которую последовательно наращивают под подъемными механизмами. Придерживаются последовательности операций, показанной на рис. 8.18, я. Здесь каждый из домкратов установлен выдвижным штоком-плунжером вниз и ряд рельсов подкладывается после завершения каждого из циклов подъема.

Этим методом можно поднимать здания на большую высоту. Так, в Питсбурге (США) особняк массой 1,5 т был поднят на холм высотой 50 м. В качестве временных опор использованы клети из брусьев, постепенно превращенную в башню, стелющуюся по склону. После сдвижки дома на новые фундаменты, построенные на холме, эту башню разобрали.

Другой метод заключается в установке домкратов попарно плунжерами вверх (рис. 8.18,6). Сначала в работу включают одну группу (иногда называемую батареей) подъемных механизмов, а другую оставляют для временного крепления здания. После его подъема на высоту штока в пустоту, образовавшуюся между опорной рамой дома и плунжерами второй батареи домкратов, вставляют блоки стационарной конструкции стены или опоры, которая будет оставлена навечно.

Смонтированные блоки расклинивают, снимая нагрузку со сработавших домкратов. Затем поршни этих домкратов опускают и вставляют новые блоки. После этого операцию повторяют, но уже с другой группой подъемных механизмов. Включая попеременно разные батареи, здание «выжимают» на заданную высоту.

Описываемый метод эффективен, поскольку здесь нет надобности во временных поддерживающих устройствах — клетях. Однако при его использовании необходимо в два раза больше домкратов, чем при первом методе. Кроме того, применение метода возможно только при подъеме без перемещения здания по горизонтали. Он положительно показал себя при строительстве объектов способом подращивания, т. е. выталкивания, когда на фундаменте начинают строить здания с крыши и верхнего этажа. Затем последовательно подстраивают предпоследний этаж и все нижние, вплоть до первого, которым завершают строительство дома.

Этот метод становится незаменим при реконструкции застройки, когда есть необходимость поднять исторически ценное здание. Обычно такое мероприятие связано с культурным слоем, который постепенно напластовался на территории за многие века ее эксплуатации.

Здания назначаются к передвижке и подъему после серьезного технико-экономического обоснования, поскольку такие мероприятия не могут являться самоцелью. Прежде всего, оценивают значимость объекта, как элемента городской среды.

Естественно, что историко-архитектурные памятники, обладающие высокой градостроительной ценностью, сносу не подлежат. Если они мешают кардинальной реконструкции, то^ассматривают возможность корректировки проектов развития города зоне этих памятников.

Изучают альтернативы, выбирают новые места установки памятников, где не будет теряться его градостроительное значение и нарушаться восприятие. Только после этого принимают решение о передвижке и выбирают трассу перемещения сооружения или их группы.

Проблему передвижки зданий опорного жилищного фонда, находящегося в хорошем техническом состоянии, решают в несколько другой плоскости. Если здание представляет существенную материальную ценность, при выборе решения учитывают экономический фактор.

Поэтому необходим бизнес-план, технико-экономическое обоснование, по результатам которого выявляют затраты на альтернативные варианты. Определяют, когда потребуется больше инвестиций: при сносе с воспроизводством за счет нового здания или при передвижке, изменении объема и других реконструктивных мероприятий. В число объектов анализа включают и экономическую оценку корректив проекта развития города.

Решение выбирают не только на основе сопоставления инвестиций на реконструкцию. Учитывают также затраты на последующую эксплуатацию. Фактор эффективности содержания объектов приобретает все большее значение, поэтому изучают свойства конструкций этих объектов, например, теплотехнические и долговечность, поскольку эти показатели являются доминирующими в деле ресурсосбережения и, в частности, энергосбережения.



Похожие статьи:
Изменение объема зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция застройки

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум